Детские обои для стен раскраски. Обои-раскраски: что это такое, использование полотен

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова автономия

автономия в словаре кроссвордиста

автономия

Экономический словарь терминов

(от греч. autos - cam nomos - закон) автономия

самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

автономия

автономии, ж. (греч. autonomia) (книжн.).

    Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.).

    Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев.-Кавказского края.

    Независимость от извне данных норм, самоопределение, противоп. гетерономия (филос.). Автономия воли.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

автономия

И, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-н. части государства; самоуправление. Федеративная а.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

автономия

    1. Закрепленное конституцией право какой-л. части государства самостоятельно осуществлять определенные функции власти и управления.

      Право учреждений или ведомств на самоуправление.

  1. Независимость, самостоятельность.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

автономия

    в конституционном праве - право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией.

    Самостоятельность какого-либо научного или учебного учреждения - напр., университетская автономия.

автономия

АВТОНОМИЯ (от авто... и греч. nomos - закон) в этике - собственная закономерность, определяемость какого-либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии гетерономия.

Большой юридический словарь

автономия

(гр. autonomia - самоуправление, от autos - сам и nomos - закон) -в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления может классифицироваться по типам и видам. Прежде всего делится по субъекту на два типа: А. учреждений и А. общностей. В свою очередь, А. учреждений делится на финансовую, экономическую и административную и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: банкам, предприятиям, научным центрам и т.п. А. общностей может быть территориальной и экстратерриториальной. Территориальная А. делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную А. Территориальную А. называют также политической или законодательной А. Конституционному праву ряда стран известна также экстратерриториальная (культурная) А. (Административно-территориальная автономия, Национально-территориальная автономия, Национально-государственная автономия, Культурная автономия).

Автономия

(от греческого autonomía ≈ независимость), право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном государстве (см. Федерация).

По советскому государственному праву А. ≈ самостоятельное осуществление государственной власти советским социалистическим национальным государством (автономной республикой) или национальным государственным образованием (автономной областью, национальным округом), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы.

Советская А., созданная в результате Великой Октябрьской социалистической революции, является одной из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса.

В. И. Ленин сформулировал следующие основные принципы советской А.:

Советская А. основана на базе Советов, социалистической собственности на орудия и средства производства; она является новым типом А., неизвестным ранее истории. В советской А. государственную власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их государственной воли и служит их интересам. Советская А. представляет собой государственную организацию советской социалистической нации, в рамках которой осуществляются её самоопределение и суверенитет.

Советская А. построена по национальному признаку; она создаётся на территории, характеризующейся известной экономической целостностью и отличающейся особенностями национального состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав которой она входит.

В советской А. все органы государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры состоят преимущественно из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип советской А. создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А. В некоторых А., где основную массу населения составляют несколько наций или народностей, государственные органы действуют на нескольких языках. Так, например, в Башкирской АССР законы, принятые Верховным Советом автономной республики, публикуются на башкирском, русском, татарском языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство. Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке (Конституция Башкирской АССР, ст. ст. 24 и 78).

Советская А. существует в двух формах ≈ политической и административной. политическая А., воплощаемая в национальном автономном государстве (автономной республике), характеризуется более значительным объёмом прав, наличием в автономной республике собственной конституции, высших органов государственной власти, законодательства, правительства, высших судебных органов, установлением гражданства республики. Административная А. (автономная область и национальный округ) распространяется лишь на сферу управления; её правовой статус определяется в специальном акте. Для автономной области это «Положение об автономной области», разрабатываемое ею и утверждаемое Верховным Советом той союзной республики, в состав которой она входит; для национального округа ≈ «Положение о национальных округах», принимаемое Верховным Советом РСФСР (в других союзных республиках национальных округов нет). В СССР в пяти союзных республиках (РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Таджикской ССР) в 1969 имелось 38 автономных единиц ≈ 20 автономных республик, 8 АО, 10 национальных округов.

Создание различных форм советских А. обусловлено определёнными, исторически сложившимися условиями и прежде всего степенью экономического, политического и культурного развития многочисленных наций и народностей Советского Союза. Строительство советских А. происходило в условиях, когда у ряда народов сохранился патриархально-родовой или полупатриархальный общественный строй (например, в Башкирии, у некоторых народов Северного Кавказа, в большей части Азербайджана, в Киргизии, в Казахстане). Ещё долгие годы после Октябрьской революции в стране сохранялись остатки феодально-родового уклада, наличие полуфеодальных элементов (см. «КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 559). В этих условиях советская А., как и советская федерация, выполнили важнейшую задачу ликвидации фактической отсталости ряда наций и народностей.

Существенная особенность советской А. ≈ гибкость её форм, что позволяет решать национальный вопрос применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках нескольких наций или народностей. Так, в Чувашской АССР основную массу населения составляют чуваши, а в Якутской АССР ≈ якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд автономных республик, объединяющих несколько наций или народностей (например, Дагестанской АССР).

Советская А. даёт возможность в её рамках создавать новые национальные государства ≈ автономные республики, т. е. осуществлять переход от административной к более широкой, политической А., что характерно для всей истории развития советской А. Например, из 16 автономных республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская).

Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 314≈322; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24, с. 113≈150; его же, Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств, там же, т. 25, с. 135≈137; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25, с. 255≈320; его же, Вариант статьи «Очередные задачи Советской власти», там же, т. 36, с. 151≈152; его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45, с. 356≈362; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6 декабря 1913, там же, т. 48, с. 233≈236; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 19 мая 1914, там же, т. 48, с. 288≈291; Шаумян С. Г., Национальный вопрос и социал-демократия, Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 132≈161; 3латопольский Д. Л., Государственное устройство СССР, М., 1960, гл. V, с. 190≈ 243; его же, СССР ≈ федеративное государство, М., 1967; Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917≈1922), М., 1966.

Д. Л. Златопольский.

Википедия

Автономия

Автоно́мия (- «самозаконие ») - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов.

Примеры употребления слова автономия в литературе.

Что изменилось, так это выделение определяющего ценности действия: если до сих пор интенсивность абсолютизации касалась общей ценности христианского Органона, то теперь радикальность самоутверждающейся логики, строгость ее автономии сепаратно подчинена каждой отдельной области, каждая из этих отдельных областей абсолютизировалась в собственную область ценностей, в мире появилась та стремительность, рядом с которой независимо и самостоятельно должны существовать абсолютизированные области ценностей, та стремительность, которая придала эпохе Возрождения характерную для нее окраску.

ООШ:ИТИ был частью Альтинга Великой Сети - работающей в реальном времени гигантской информационной системы, которая управляла политикой Гегемонии, поставляла информацию десяткам миллиардов граждан, жаждущих эту информацию получить, и при этом обладала своеобразной автономией и собственным сознанием.

Некоторые, как прозаик Бергельсон, были за то, чтобы развивать существующую Еврейскую автономию на Дальнем Востоке, поэт Перец Маркиш предпочитал территорию немцев Поволжья, свободную после их массового выселения, Михоэлса, Фефера и Эпштейна привлекал Крым.

В результате двустороннего давления на Порту Молдавия и Валахия получили статус автономии , что позволило заложить фундамент для последующего образования независимой Румынии.

В конце мая делегация Украинской Рады во главе с Винниченко направилась в Петроград с требованием признать автономию Украины в составе будущей Российской Республики и организовать в армии украинские части.

Однако попытки силой отнять у соседей земли, населенные соплеменниками, создают опасный прецедент для самой Сербии, в составе которой две упраздненные автономии : венгерская Воеводина и албанское Косово.

Имеются в виду сторонники галликанства, религиозно-политического движения во Франции, стремившегося к автономии французской католической церкви от папского престола.

Нацистская партия Судетской области во главе с Генлейном сформулировала к этому времени свои требования автономии для граничивших с Германией районов Чехословакии.

Лишь после предоставления консерватории автономии Глазунов вернулся к преподаванию.

Во многом эта тенденция выражается через создание и активную деятельность национально-культурных автономий , обществ, диаспор, способных представлять и отстаивать интересы представителей различных этнических групп резидентно проживающих на территории края.

Она предоставляла каждой республике широкую автономию , но предусматривала одно общее правительство, резиденцией которого стал новый город Союз, выстроенный там, где сливалась Дордонь с Дронной, как раз в том месте, где когда-то мы убили первого тигрозавра.

Лишь немногие полисы, такие как Пергам и Родос, сохраняют автономию , большая же часть державы достается трем военачальникам - Греция и Македония - Антигону, а Иудея, Египет и Ливия - Птолемею Лагу, Селевк Никатор утратил в борьбе с Чандрагуптой индийские владения, но и без того его империя огромна.

Боязнь, что это случится, то есть боязнь возможности превратиться или быть превращенным из живой личности и мертвый предмет, в камень, в робота, в автомат, без личностной автономии действия, в вещь, не обладающую субъективностью.

При таком поражении личностной автономии имеет место как неудача при поддержании ощущения самого себя в качестве личности вместе с другими, так и неудача при поддержании его в одиночку.

В современном мире достаточно часто используется такое понятие, как "автономия". Это слово имеет греческие корни. В переводе оно означает "самозаконие". Автономия - это, проще говоря, способность либо возможность субъектов действовать в соответствии с установленными, составленными ими, принципами.

Философский аспект

В этой науке автономия - это такой принцип самостоятельности существования, который направляется собственной совестью и разумом. Такое определение дал в свое время Кант. Под этим термином в философии понимают способность личности, выступающей в качестве морального субъекта, самоопределяться на базе своего законодательства. Автономия противоположна гетерономии - принятию внешних поведенческих норм без обоснования собственным мышлением их целесообразности. Необходимость в самостоятельности была осознана в греческой философии Сократом и Демокритом.

Она также провозглашена в качестве всеобщего принципа поведения Лютером, который выступал против авторитаризма, исходившего от римско-католической церкви. С этической стороны проблема автономии была осмыслена Хатчесоном, Шефтсбери. В теоретически последовательном виде ею занимался Кант. Моральная автономия - это свобода человека от произвольности общественных установлений, диктата моды, власти, мнения остальных людей, сопровождающаяся сохранением человеческого достоинства и добродетели, самообладания перед жизненными опасностями и трудностями.

Теория Пиаже

В эту науку парный термин "автономия-гетерономия" был введен Ж. Пиаже. Это определение использовалось при разграничении поведения взрослых и детей. Его механизм основывается на контрасте между детской инфантильной несамостоятельностью и зависимостью с одной стороны и явной независимостью (либо стремлением к ней) взрослого. Вместе с этим Пиаже указывал на тесную взаимосвязь и перетекание гетерономии и автономии. К примеру, невротическая зависимость свидетельствует о болезненном состоянии, в котором взрослый (по внутренним установкам) должен быть самостоятельным, однако чувствует он себя зависимым.

Другое объяснение

После Пиаже в 1963-м Эриксон ввел сложное определение автономии против сомнения и стыда. Этим термином он пытался точно и подробно обозначить вторую из восьми сформулированных им стадий человеческой жизни. Примерным образом она соответствует анальному этапу психоанализа в классической форме, в котором (почти буквально) контроль над сфинктером обозначает достижение автономии.

Юридическая сторона

В этом смысле права автономий могут распространяться на корпорации, сословия, объединения. Эти субъекты получают возможность руководствоваться своими правилами и нормами в установленных пределах. В теории госуправления выделяют самоуправление. Оно представляет собой реализацию децентрализации госвласти в виде закрепления нормативно-правовыми актами определенных возможностей административно-территориальных единиц государства. В частности, эти образования получают возможность и способность определять общественный порядок по вопросам местного значения в конкретных областях от лица населения и под собственную ответственность.

Вместе с самоуправлением, то есть равноправием административно-территориальных участков, автономия предполагает признание прав на установление определенных, возможно отличных от тех, что установлены для иных единиц, норм в некоторых областях. Например, существует административная самостоятельность. Она предполагает организацию общественного управления, а также принятие решений. Национальная автономия, в свою очередь, предусматривает реализацию особых возможностей этническими группами. В Средневековье были распространены самые различные и достаточно обширные самостоятельные образования, которые в той или иной степени нарушали государственное единство и общую юридическую систему стран.

Автономия России

Она выражается в самостоятельной реализации госвласти образованиями, которые входят в состав страны. Их управление осуществляется в пределах компетенции, которая установлена федеральными госорганами с участием соответствующей единицы. Автономия России сформирована по этническому признаку. Это означает, что самостоятельность образуется в соответствии с особенностями групп, из которых состоит население, которое проживает на территории страны. В зависимости от численности граждан, уровня и перспектив экономического развития, а также прочих существенных факторов, создаются автономные области или округа. При этом в процессе во внимание принимается воля населения сформировать то или другое образование либо изменить существующий его вид. Достаточно продолжительное время автономия в России реализовывалась в двух формах. Первая, государственная, воплощалась в виде республики. Вторая, административная, была представлена в качестве автономных округов и областей.

αὐτονομία - «самозаконие ») - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Туркестанская автономия

Субтитры

История термина

Изначально автономией в эпоху античности - называлось даруемое греческим полисам Древним Римом , право жить по своим законам, но под контролем римской администрации. В целом автономия была лишь более узкой частью права на самоуправление даровавшееся Римом под названием "Элефтерия".

Философия

В философии автономия - принцип самостоятельности бытия, направляемого собственным разумом и совестью (Кант); способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. Противоположна гетерономии субъекта - то есть принятию норм поведения «извне» - без обоснования их необходимости собственным мышлением .

Необходимость автономии была осознана ещё в греческой философии Демокритом и Сократом . Как всеобщий принцип поведения автономия провозглашена Лютером , выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбери , Хатчесоном , а в теоретически последовательной форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия позволяет, сохраняя человеческое достоинство и добродетель, быть свободным от произвольности социальных установлений, диктата власти, моды, мнения других и не терять самообладания перед лицом жизненных трудностей и опасностей.

Психология

Парный термин автономии-гетерономии в психологии и детском психоанализе был введён Жаном Пиаже для разграничения между гетерономией детей и автономией взрослых. По механике действия он основан на контрасте между инфантильной зависимостью и несамостоятельностью детей с одной стороны, и видимой независимостью (или стремлением к независимости) взрослых. Одновременно Пиаже указал на теснейшую взаимосвязь и взаимоперетекание автономии и гетерономии. Например, невротическая зависимость (гетерономия) - указывает на болезненное состояние, при котором взрослый человек, который (по внутренней ренте) должен быть автономным, при этом чувствует себя - гетерономным, то есть зависимым.

внутреннее самоуправление региона государства, особые права в сфере местного самоуправления, культурного развития, предоставленные государством. Выделяют территориальную А. – определенная степень самостоятельности для территориальной части государства, независимо от состава населения; национально- территориальную А., создаваемую с учетом этнических особенностей компактно проживающих групп населения; национально-культурную А., предоставляющую права и возможности использования и развития языка, религии, культурных традиций и т.п. для нацменьшинств, не составляющих компактных групп или живущих разрозненно среди других этнических групп.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВТОНОМИЯ

греч. autos - собственный и nomos - закон) - понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как социального феномена, можно зафиксировать: 1) исходное выделение человека из природы (А. социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. или собственно А.); 2) формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии (autarkia - независимость, самоудовлетворение), основанной на имплицитной идее А. (стоицизм в античной Греции, буддизм в Древней Индии и др.). Уже на этом этапе конституирования А. может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной культуры и культуры западного образца: если на Востоке А. мыслится как дистанцирование от социального контекста в условиях растворенности человека в природных (космических) циклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен А., в тенденции, конституируется в экстремальном своем варианте - А. как тотальное противостояние среде. Вместе с тем, на данном этапе принцип А. не конституирован в качестве эксплицитно сформулированного идеала, - напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности (так, если, согласно законодательству Солона, человек, во время уличных беспорядков не определивший своей позиции с оружием в руках, изгонялся из общины, то этот факт значим не только содержательно, но и с той точки зрения, что демонстрирует процедуру изоляция от общины в качестве одной из крайних пенитенциарных мер традиционного общества); 3) оформление в рамках христианской традиции (особенно после "Исповеди" Августина) не только идеалов, но и технологий глубинной интроспекции и скрупулезной морально-психологической рефлексии, культивация рафинированного интеллектуального самоанализа. Христианство, в целом, существенно сдвигает культурные акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей А. в плане отношения к наличному социальному контексту. Интерпретация последнего в свете презумпции Второго Пришествия предполагает перенесение аксиологических акцентов (при осмыслении феномена социальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задает в христианстве парадигму А. как радикального дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Посл. к евр., 13, 13-14). Согласно позиции Тертуллиана, христиане есть "одиночные частные лица", признающие над собой лишь "божественную Божью власть", - именно в раннем христианстве закладываются эксплицитно конституированные идейные основы А. индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): "для нас нет дел более чужих, чем дела государственные", и "для всех только одно государство - мир" (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традиционной дохристианской культуре культ выступал именно в функции регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности. В целом, христианство формирует культурную ориентацию на А., понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацию на нездешнее: "быть в мире, но не от мира сего". Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной А. в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира; 4) новый импульс развитию культурного идеала А. был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию "культуры зрения", фундированной презумпцией А. "собственного видения", "личной точки зрения", "индивидуального взгляда на вещи" (в противоположность суггестивно ориентированной традиционной "культуре слуха"). Масштабная интеграция человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрация принадлежности к виртуальной группе; неизменно обреченные на неудачу модернизационные попытки реанимации экстатических технологий переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Фроммом [см. "Иметь или быть?" (Фромм)] и т.п. - Платой за А. индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной А. точки зрения, так и в социально артикулированной А. частной жизни, оказывается утрата чувства общности, последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традиционного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицитному осмыслению). Однако конституирование идеи А. в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчета субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная А. выступают абсолютным мерилом ценностного пространства; 5) в 20 в. понятие "А." было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традиции, а именно - в концепции экспертократии, которая к 1980-м сменяет собой концепцию технократии. Концепция экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в свое содержание идеи гуманизации и гуманитаризации культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенции в обществе. По оценке Гоулднера, интеллигенция выступает в социальной системе в качестве "значимого маргинала". Концепция экспертократии базируется на теории "нового класса", под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но является прямо пропорциональным интеллектуально-творческому потенциалу. В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт - специалист-ученый. И если неоконсервативное направление концепции экспертократии фокусирует внимание на интерпретации интеллигенции в качестве класса ("класс экспертов"), объединенного

общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен), то радикальное направление данной концепции акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенциал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенция как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенциалом, но и "культурой критического дискурса" (см. Дискурс). Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацию всех значимых для участников коммуникации ее аспектов. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатации, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, - он просто дистанцируется, освобождая место для "коммуникативного пространства" (Гоулднер). В радикальном направлении концепции экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникативных аспектов дискурса на социально-критические. По мнению Гоулднера, дискурс принципиально идеологичен, ибо А. является как целью, так и способом существования интеллигенции как "нового класса", а дискурс выступает средством ее, А., достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцирован от нормативной социальной структуры, а с другой - критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей социальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения А. интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретации наличной социальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозиции. Более того, в случае если социальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сопротивление автономизации), он выступает специальным целеположенным объектом деструкции - во имя все той же возможности А. Подобная, казалось бы, маргинальная позиция интеллигенции как субъекта А. на деле оказывается социально акцентированной и доминирующей, а решающее значение "критической свободной мысли интеллектуалов" (Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой оказывается А. интеллектуалов.

Отличное определение

Неполное определение ↓