Н. Носов, "Живая шляпа"
Самый известный рассказ Живая шляпа читать любят и взрослые, и дети. Среди других забавных произведений Носова, каждый школьник сразу вспомнит рассказ про котенка и двух мальчишек. Живая шляпа - это веселый и поучительный рассказ для детей. Читайте вместе снами:
Рассказ Живая шляпа читать
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
Чего ты? - спрашивает Вадик.
Она жи-жи-живая!
Кто живая?
Шля-шля-шля-па.
Что ты! Разве шляпы бывают живые?
По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
Пойду к себе домой.
Почему?
Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
Ну, пойди, посмотри.
Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
Постой, я тоже кочергу возьму.
Да у нас другой кочерги нет.
Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
Где же она? - спрашивает Вадик.
Вон там, возле стола.
Сейчас я ее как тресну кочергой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
Васька! - обрадовались ребята.
Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Айгуль Быкова
НОД «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Чтение рассказа Н . Носова «Живая шляпа »
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель : Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа , его композиции, отличии от других литературных жанров; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать и обобщать, делать выводы; воспитывать нравственные качества личности.
Планируемые результаты : выражает положительные эмоции (удивление, радо интерес) при прочтении рассказа Н . Носова «Живая шляпа » ; умеет поддерживать беседу ,
выражает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстникам время игр.
Материалы и оборудование : Иллюстрации с изображением портрета Н. Н. Носова , иллюстрации к рассказу ; магнитная игра «Удочка»
1. Организационный момент.
Ребята сегодня я хочу вам показать портрет талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова
Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. А сегодня на занятии я прочту вам рассказ . Вспомните, чем отличается рассказ от сказки . В рассказе говорится о том , что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. Послушайте рассказ Н . Носова «Живая шляпа » .
Педагог читает рассказ Н . Носова , после чего проводит беседу по вопросам :
2. Работа по теме.
После чтения воспитателем рассказа проводится беседа .
На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая ?
Определите место действия.
Назовите героев рассказа . Кто из них главный? Почему?
Почему мальчики подумали, что шляпа живая ?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы ?
- Расскажите , как мальчики испугались.
Как узнали мальчики секрет шляпы ?
Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю ?
Почему Володя собрался уходить?
Что его остановило?
Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой ?
Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?
Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
Как же мальчики относятся к животным?
Какими мы их видим в конце рассказа ?
Смешная это история или печальная?
А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа » . Как, по другому можно назвать этот рассказ ?
2. Физминутка "Жил на свете умный кот" под музыку
3. Чтение рассказа Н . Н. Носова «Живая шляпа »
4. Послушайте пословицы и объясните их смысл :
1. Кто смел, тот и съел.
2. У страха глаза велики.
3. Велика голова, да мозгу мало.
4. Волос дыбом стал. На нем лица нет (с испугу, страху) .
5. На всякую беду страха не напасешься.
6. Со страху дух захватило. Ровно камень на сердце налег.
7. Трусливому зайке и пенёк волк.
8. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
5. Игра «Скажи наоборот» я говорю слово, а вы мне называете противоположное по смыслу, например - умный / глупый
Добрый /
Трусливый /
Молчать /
Бежать /
6. В рассказе Н . Н. Носова «Живая шляпа » кот Васька, вот таким был напуган, обижен, и мне очень хочется чтобы у него всегда было хорошее настроение. Что предпочитают коты из еды? Я предлагаю вам отправиться на рыбалку, чтобы побаловать кота рыбой.
Игра «Удочки»
Вот, какой богатый улов, посмотрите как, изменилось настроение кота Васьки. Мне кажется он доволен и вам благодарен.
7. Рефлексия.
Чем мы занимались?
Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
Какой рассказ мы прочитали ? Кто автор?
Какие чувства вы испытывали, при чтение рассказа ?
«Живая шляпа » Н. Н. Носов
Шляпа лежала на комоде шляпу шляпу - и вдруг как закричит :
Она жи-жи-живая !
Кто живая ?
Шля-шля-шля-па.
Шляпа лежала на комоде , котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу . Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит :
Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
Чего ты? - спрашивает Вадик.
Она жи-жи-живая !
Кто живая ?
Шля-шля-шля-па.
Что ты! Разве шляпы бывают живые ?
Попосмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу . Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит :
Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
Пойду к себе домой.
- Шляпы бо-боюсь ! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила .
А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
Ну, пойди посмотри.
Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
Постой, я тоже клюшку возьму.
Да у нас другой клюшки нет.
Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
Где же она? - спрашивает Вадик.
Вон там, возле стола.
Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать :
Эй ты, шляпа !
Но шляпа не двигалась .
Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу " Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
Васька! - обрадовались ребята.
Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
Васька, миленький, как же ты под шляпу попал ?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Рассказы для детей «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Живая шляпа» Носова Николая Николаевича известны, пожалуй, каждому ребенку. Их постоянно включают в список книг, рекомендованных для чтения в детском саду и начальной школе. Короткие, веселые, запоминающиеся сценки, взятые из жизни, очень нравятся маленьким читателям и слушателям.
Николай Носов
«Живая шляпа» и другие произведения писателя появились на свет после рождения в его семье ребенка. Малышу, как и всем детям, нужно было рассказывать сказки. Но Николаю Николаевичу больше понравилось самому выдумывать смешные истории - так пришла идея попробовать себя на писательском поприще. Первые произведения, в том числе рассказ «Живая шляпа», Носов написал в 1938 году, тогда же они стали печататься в детских изданиях, в основном в популярном тогда журнале «Мурзилка». Вскоре их накопилось достаточно, но выходу сборника помешала война. В результате появилась только в 1945 году и сразу же привлекла внимание читателей. С тех пор на протяжении нескольких десятилетий Николай Носов входит в число самых известных и самых любимых детьми младшего и среднего возраста писателей.
«Живая шляпа» Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может. Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье. Произведение Носова «Живая шляпа» заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.
Особенности сюжета и стиля
Чем же покоряют уже не одно поколение маленьких читателей книги Николая Николаевича? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим в качестве примера рассказ «Живая шляпа». Носов выбирает для сюжета вполне реальную и понятную каждому ребенку ситуацию, но вносит в нее немного таинственности. Читатель, в отличие от героев, с самого начала знает, кто сидит под шляпой. Потому прекрасно работает который использует Носов. «Живая шляпа» - рассказ юмористический, так как нам весело наблюдать за тем, как абсолютно беспочвенный страх все больше одолевает героев. Кроме того, сюжет в рассказе развивается стремительно: Володя и Вадик моментально реагируют на происходящее и придумывают план действий. Если сначала они пытаются просто убежать - естественная реакция человека при встрече с непонятным и пугающим, то затем они начинают выстраивать версии того, что происходит. В какой-то момент мальчики даже начинают обороняться клюшкой и но непременно желают раскрыть секрет шляпы. Единственный герой, который действительно вызывает сочувствие читателя, - это ловивший мух кот Васька, ставший одновременно виновником и жертвой произошедшего.
Близка ребятам и лексика, которую использует в «Живая шляпа» - рассказ, где уместно употреблены выражения «что-то плюхнулось», «трясутся от страха», «стали швырять». Они лучше всего помогают понять состояние главных героев, оказавшихся в комической ситуации.
Воспитательное значение рассказа
Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои - смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному. Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку. Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов.
«Живая шляпа» - рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.
Николай Носов. Живая шляпа
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
Чего ты? - спрашивает Вадик.
Она жи-жи-живая!
Кто живая?
Шля-шля-шля-па.
Что ты! Разве шляпы бывают живые?
По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
Пойду к себе домой.
Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
Ну, пойди посмотри.
Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
Постой, я тоже клюшку возьму.
Да у нас другой клюшки нет.
Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
Где же она? - спрашивает Вадик.
Вон там, возле стола. - Сейч
ас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
Васька! - обрадовались ребята.
Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
Чего ты? - спрашивает Вадик.
Она жи-жи-живая!
Кто живая?
Шля-шля-шля-па.
Что ты! Разве шляпы бывают живые?
По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
Пойду к себе домой.
Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
Ну, пойди, посмотри.
Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
Постой, я тоже кочергу возьму.
Да у нас другой кочерги нет.
Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
Где же она? - спрашивает Вадик.
Вон там, возле стола.
Сейчас я ее как тресну кочергой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
Васька! - обрадовались ребята.
Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.