Проведение занятия по трудовой деятельности в старшей группе детского сада.

Программное содержание:

  • Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями и птицами уголка природы.
  • Закрепить названия комнатных растений, уметь описывать их внешний вид, особенности строения.
  • Уточнить знания об особенностях ухода и необходимых условиях для жизни попугаев, об их основном корме.
  • Воспитывать любовь и интерес к растениям и птицам, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их существования.
  • Научить выращивать растения из семян.
  • Познакомить с приемом посева семян: делать бороздку и сеять в нее семена, присыпать их землей.
  • Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах.
  • Уточнить знания о необходимых условиях для роста растений.
  • Вызвать желание самим выращивать растения.
  • Развивать трудолюбие, трудовые навыки, чувство ответственности за порученное дело, учить работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
  • Прививать любовь к живому, интерес к литературным произведениям.
  • Развивать положительные эмоции, воображение, желание прийти на помощь.

Словарная работа: семена, бороздка, посевы.

Оборудование и материалы: тазики, лейки с водой, салфетки, кисточки, клеенки, пульверизаторы, палочки, розетки с семенами салата, коробочки с землей, корм для попугаев, кипячёная вода, фартуки, картинки с изображением листьев салата.

Предварительная работа: ежедневные дежурства в уголке природы, наблюдения и уход за комнатными растениями. Рассматривание корней, стеблей, листьев растений. Проведение опытов об изменении внешнего вида растений при недостатке влаги, тепла, света, воздуха. Наблюдение и уход за попугаями в уголке природы. Разучивание пословиц и поговорок о природе и труде. Чтение сказки К.И. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание семян различных растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику “Здравствуй!”

Раздаётся стук в дверь, появляется бабушка Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята, эта старшая группа?

Дети здороваются.

Воспитатель: Проходите, бабушка, гостем будете.
Федора: А вы меня не узнаете?
Дети: Нет.
Федора: Тогда догадайтесь, из какой сказки я пришла.

Федора читает отрывок из сказки К. Чуковского “Федорино горе”.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму…

Федора: Ну, что, теперь-то вы меня узнали? Ребята, а пришла я к вам за помощью. Я теперь стала хорошей хозяйкой, содержу в чистоте свою посуду и дом. Мне подарили комнатные растения для уюта и красоты. Но я не знаю, как они называются и как ухаживать за ними. Я смотрю, у вас есть точно такие же. (Показывает на комнатные растения в группе) . Ребята, вы расскажите мне о них?

Дети перечисляют все растения, которые есть в уголке природы и рассказывают о них.

Варианты ответов:

  • Это бальзамин, в народе его называют “огонек”. Неприхотливое травянистое растение, с мясистыми, сочными стеблями. Цветет обильно, красными цветами, как будто огоньки горят. Любит частый полив.
  • А это бегония, так как ее листья покрыты белыми пятнышками, её называют пятнистая. У нее прямостоячие стебли, крупные листья. Любит тепло и свет. Поливают регулярно мягкой водой.
  • Это хлорофитум, в народе называется “борода”. Травянистое растение, образует свисающие побеги-усы. Растет на освещенных подоконниках. Не требует обильного полива.
  • Это фиалка, имеет множество листьев, у нее нет стебля, корни находятся у поверхности почвы. Не требует обильного полива, цветет круглый год яркими цветами разного цвета.
  • Сансевьера или щучий хвост – растение пустыни. Имеет длинные, твердые листья, растущие вверх, покрытые зелеными полосками. Любит светлые места, требует редкой поливки

Федора:

Какие вы молодцы, ребята. А вы можете мне рассказать, как ухаживать за растениями? Как узнать, что растение нужно поливать? (земля сухая на ощупь, светлая, листья вялые).
- Какой водой вы поливаете? (комнатной, которая стоит со вчерашнего дня).
- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы к корням поступал воздух).
- Чем вы рыхлите землю? (палочками).
- А почему палочками? (чтобы не ранить корни).
- Для чего моют растения? (чтобы очистить от пыли листья, чтобы растения себя хорошо чувствовали, красиво выглядели).
- Как нужно мыть растения? (крупные листья протирают салфетками; растения с мелкими листьями опрыскивают пульверизаторами; с листочков с ворсистой поверхностью пыль смахивают кисточками или щеточками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие друзья природы. Давайте представим, что мы растения.

Проводится психогимнастика “Мы – растения”.

Дети с помощью мимики изображают вялое растение, которому не хватает света и влаги, затем изображают растение, за которым хорошо ухаживают, во время поливают, рыхлят землю.

Федора: (обращает внимание на попугаев) Ой, какие у вас красивые птички! (Как они называются? Какие условия нужны для жизни? Чем питаются? Как вы ухаживаете за ними? Как птицы отдыхают?)

Варианты ответов детей:

Эти птицы называются попугаи. Для жизни им нужны тепло, свет, просторная клетка, вода, корм. Питаются в природе семенами растений, трав, а мы кормим их просом, овсом, семечками, даем хлеб, яблоко, морковь. Ухаживая за ними, мы чистим клетку, моем поилку, кормушку, наливаем свежую воду, насыпаем корм. Отдыхают попугаи сидя на жердочке, распушив перья и спрятав голову под крыло, спят в темноте.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте покажем Федоре, как мы ухаживаем за растениями и птицами в нашем уголке природы.

Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность. После окончания работы дети рассказывают, что они делали, затем они убирают свои рабочие места. На столе остаются лейки с водой, палочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все растения стали чистыми, ухоженными и у попугаев в клетке хорошо убрались. Но сегодня мы еще будем трудиться. Мы посеем семена листьев салата в землю и устроим огород на окне. Будем наблюдать и ухаживать за всходами, а затем они вырастут вот в такое растение (показывает растение на картинке). Листья салата очень вкусные и полезны, в них много витаминов, которые необходимы каждому человеку. Подойдите все к столу, возьмите коробочки с землей, встаньте вокруг столов. Сеять семена мы будем в коробочки с землей. Землю слегка надо примять, затем палочкой прочертить бороздку по середине, глубина бороздки должна соответствовать отметки на палочке. После этого закрыть бороздки землей. Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить). Как нужно поливать? (осторожно).

Дети демонстрируют объяснения педагога: сажают семена, затем ставят коробочки на поднос.

Воспитатель: Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (на окно).
Воспитатель: Чтобы они скорее росли, надо закрыть пленкой, а когда семена прорастут, пленку можно снять.
Федора: Молодцы, ребята, много мне вы рассказали и показали, но мне пора уходить. (Прощается, уходит).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, позаботились о наших питомцах, помыли растения, научились сажать семена салата, за которыми будете ухаживать. Что же теперь можно отдохнуть, как говорят: “Кончил дело - гуляй смело”!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ДЕНЬ-НОЧЬ”

По сигналу “День” дети бегут врассыпную по группе, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово “Ночь!” - замирают. “Сова” медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.

Воспитатель:

До утра сова искала,
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошёл искать свой дом,
Где остались мать с отцом.

Используемая литература:

  1. Л.Г. Горькова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание” №5,2005.
  3. М.Ю.Картушина “Логоритмические занятия в детском саду”.

Конспект практического занятия в старшей группе по уходу за комнатными растениями

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы

Конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе.
Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе. Данный конспект будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада.

Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи:
- Воспитывать у детей желание трудиться;
- Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
- Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: труд в природе.


Оборудование : 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.
Комнатные растения: сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция.

Подготовка оборудования:
После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Организация, содержание и методика руководства коллективным трудом детей по уходу за комнатными растениями:
- Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.
- Послушайте, что говорит крот!
- «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».
- Не печалься, крот, мы спасём наши растения!
- Ребята, давайте прогоним этих злючек!
Но скажите, как мы будем бороться с врагами?
- Правильно, мы польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать.
- Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?
- Правильно, фартучки. Давайте наденем их.
- Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.
- С ворсистых листьев у фиалки и колеуса пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой.
- Растения с мелкими листочками, такие как: бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – мы будем опрыскивать.
- Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений.
- Сейчас каждый подойдёт к своему растению, польёт его, а затем уберёт с него злую пыль.
- Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем.

Анализ детской деятельности:
- Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

Уборка оборудования:
- Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Методы и приемы: сюрпризный момент, обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности.

Конспект коллективного труда в уголке природы для разновозрастной группы

Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателям детского сада работающих в разновозрастных группах, данный конспект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, конспект применяется в течении учебного года.
Автор: Карпизенкова Ирина Владимировна, воспитатель,
Место работы: МБ ДОУ Детский сад № 102 г.Новокузнецк

Конспект коллективного труда в уголке природы для разновозрастной группы.

Цели: : сформировать и закрепить с детьми нравственно-волевые качества, взаимоотношения, умение сотрудничать, работать в коллективе, учить быть сдержанными и доброжелательными, воспитывать желание трудиться.
Задачи:
1. Организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших другие, сообразно их интересам и возможностям.
2. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа звеньями, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
5. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, беседа о труде, разделение на звенья: 1-е звено (дети пяти и шести лет) – мытье горшков и поддонов, 2-е звено (дети четырех и пяти лет) – работают с растениями, 3-е звено (дети шести лет) – ухаживают за животными.
Ход образовательной деятельности
1 часть: Перед началом работы педагог собирает вокруг себя воспитанников и проводит беседу о труде.
Неожиданно воспитатель вспоминает, что в детский сад еще утром почтальон принес почтовую посылку, предназначенную для нашей группы. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.
Воспитатель: Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети шести лет читают и узнают, что посылка из города Чистиграда.
Воспитатель: Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (открывают посылку и достают оттуда: письмо с заданиями и фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки, лейки, палочки.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить тряпочки, чтобы вытирать пыль.)
Воспитатель: Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, воспитатель читает и выясняют, что письмо от жителя Чистиграда он просит у детей помощи научить его как ухаживать за растениями и животными и как нужно мыть горшки с комнатными растениями и прислать инструкцию по уходу за растениями и животными?)
Воспитатель предлагает разделиться детям на звенья. Распределяет их по звеньям (если звенья постоянные, то напоминает, кто в каком звене), назначает звеньевого, рассказывает, что дети будут делать сегодня. Затем все надевают фартуки (взрослый помогает).
Воспитатель подходит к каждому звену по очереди и помогает детям организовать работу. Например, занимающимся растениями помогает расставить в одну линию несколько столов и накрыть их клеенками, приготовить тазы с водой, тряпочки, мыло, лейки, палочки для рыхления земли; тем кто будет убирать у животных, - подготовить специальные тряпочки, таз с водой. Все необходимые предметы дети приносят, выполняя поручения педагога. Однако более старшим можно предложить подумать самим, что им надо для работы, и принести эти предметы. Затем воспитатель проверяет наличие материалов и добавляет необходимое. Если нужно, он помогает детям включиться в общее дело.
2 часть: Практическая работа. В начале педагог помогает организовать работу детям пяти и шести лет, которым поручается вымыть горшки и поддоны. Он напоминает, что горшки с растениями надо поставить в тазик на решетку, чтобы мыльная вода не попала через отверстие внизу горшка к корням растений. Горшок моют тряпочкой, смоченной в мыльной воде. После мытья его аккуратно ополаскивают водой из лейки. Если это такие растения, как традесканция, фуксия, бегония, то после мытья горшков дети аккуратно обмывают из лейки листья.
Чистое растение они ставят на отдельный стол и начинают мыть следующие. Этим заняты 3-4 ребенка шести лет. Двое детей пяти лет моют в отдельном тазу поддоны и протирают полочки для цветов. Затем они аккуратно, с помощью взрослого, ставят растения на место.
Дети четырех и пяти лет занимаются растениями. Воспитатель должен напомнить им, как мыть крупные листья: надо намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если он большой, то на всю руку до локтя, и осторожно протирать.
Дети пяти лет сухой щеточкой очищают от пыли листья герани, бегонии рекс, которые ни мыть, ни опрыскивать нельзя. Затем они аккуратно рыхлят землю в горшочках палочками и поливают из лейки. Педагог внимательно следит за тем, чтобы все работали аккуратно, доводили дело до конца. Если он замечает, что ребенок не владеет необходимыми трудовыми навыками, то помогает ему. Иногда достаточно словесного напоминания: «Рыхлить землю надо не спеша. Палочку втыкайте не глубоко, чтобы не повредить корни растения».
Детям шести лет поручается промыть кормушку и поилки, налить чистой воды, вымыть корнеплоды, зелень, сменить подстилку в клетке. Несмотря на то, что дошкольники этого возраста уже вполне подготовлены к такой работе и имеют определенные трудовые навыки, им все-таки в процессе деятельности требуется постоянное внимание педагога. Он может организовать процесс труда «по цепочке», если раньше дети так трудились, выполняя коллективные поручения. Воспитатель сам распределяет задания: одни моют поилку и кормушки, другие меняют подстилку в клетке, третьи готовят корм и т.д. Поскольку такая форма организации труда не очень привычна детям, взрослый должен следить, чтобы не возникали конфликты, чтобы звеньевые не превратились в «неработающих командиров», которые только распоряжаются. Педагогу нужно постоянно находиться среди детей, подмечать ошибки, поправлять показывать. Периодически воспитатель подходит к тем, кто занимается с растениями, и оказывает им необходимую помощь. Как обычно, детям, закончившим свою работу, воспитатель предлагает помочь отстающим.
Воспитатель напоминает о том, что по завершении работы надо привести в порядок рабочее место: прополоскать тряпочки и повесить их сушить, вытереть разлитую воду, протереть и убрать клеенки.
Дети шести лет с помощью воспитателя составляют инструкцию по уходу за растениями и животными в домашних условиях. Инструкцию отправляют в Чистоград.
3 часть: Подведение итогов работы
Когда все дела будут окончены, воспитатель вновь собирает детей, чтобы подвести итоги, отметить тех, кто работал особенно хорошо, помогал младшим и сверстникам. Педагог выслушивает звеньевых, но обязательно приводит и свои примеры, стараясь никого не забыть. Очень важно обратить внимание детей на то, что труд был коллективный, что трудились все вместе и каждый добросовестно делал свое дело, поэтому удалось выполнить так много.

Конспект занятия «Труд в природе»

Цель : продолжать формировать представление ухода за комнатными растениями (поливать, рыхлить землю, протирать листья, опрыскивать)

Задачи:

Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;

Развивать у детей наблюдательность сравнивать комнатные растения;;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.

Методы и приемы: обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности.

Форма организации: коллективный (совместный) труд.

Вид труда: труд в природе.

Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели.

Комнатные растения: фикус, фиалка, алоэ, традесканция, герань

Подготовка оборудования:

После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Ход работы

На столе стоит погибший цветок

Ребята, что вы видите? (цветок)

Что с ним произошло?

Как мы можем помочь цветку? (ответы детей)

Какие предметы нужны, чтобы заботиться о растениях? (фартук, лейка, тряпочки и т.д)

Давайте вспомним какие растения живут в нашей группе. Для этого отгадайте загадки:

1.На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит. (Алоэ.)

2. Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.(Герань)

3. Зелёные листочки свисают,

И стены в нашем доме украшают.

Маленькими белыми цветочками

Весною расцветает. (Традесканция)

4. с молоком, а не коза

С корой, а не лоза (фикус)

5. Подскажи скорей дружок,

Это, что за цветок,

С листьями ворсистыми,

Нежными, пушистыми!

Ответ: Фиалка

Какие вы молодцы, отгадали все загадки.

Ребята, а теперь выберите цветок за которым вы будете ухаживать (подходят к столу за цветком)

Перед вами карточки схемы по уходу за комнатными растениями, посмотрите на свою карточку и расскажите как вы будете ухаживать за комнатным растением?

Максим, как ты будешь ухаживать за традесканцией? (ответ)

Маша, как ты будешь ухаживать за фиалкой (фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Пыль осторожно удаляют кисточкой. Поливать нужно через поддон)

Ева как ты будешь ухаживать за алоэ? (листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы)

Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листочки….. берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, а затем снизу. Вот так…

С ворсистых листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой. Растения с мелкими листочками, такие как традесканция – мы будем опрыскивать.

Прежде, чем приступить к работе, что нам нужно сделать? (надеть фартуки)

Все понятно? Тогда начинаем работу….

Не забудьте, ребята, что тряпочку отжимаем хорошо, с крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки- опрыскиваем.

Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Воспитатель:
- Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали.

Что было трудно?

Что нового узнали?

Ребята, вы такие молодцы, так замечательно справились.

У ….. очень хорошо получилось полить цветы

….. так хорошо протерла листочки и т.д

Новый год 2018

Ф.И ребенка

На дед мороза

На подарок

Астахов Иван

Арцыбашева Полина

Боева Елизавета

Вегнер Артем

Витива Саша

Габидуллин Глеб

Ефремова Мария

Едемский Сергей

Заволокин Егор

Задерей Артем

Змановский Максим

Кирушок Ева

Колмакова Арина

Кужелев Артем

Лебедь Ксения

Малков Костя

Матыцина Дарья

Милютина Мария

Мишкарудник Ульяна

Панов Евгений

Папст Влад

Порубенко Юля

Приходько Юля

Симонов Роман

Шурыгин Данил

Малышева Валерия

Правила ухода за комнатными растениями

1. поливать: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни

2. рыхлить нужно: осторожно, чтобы не повредить корни, иначе, они начнут гнить и растение погибнет

3 . опрыскивать нужно не только сверху, но и снизу

4 . протирать мокрой тряпочкой крупные листочки….. берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, а затем снизу

5 . С ворсистых листьев пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой

«Совместная деятельность воспитателя и детей

по уходу за обитателями живого уголка»

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

Во 2-ой младшей группе уход за комнатными растениями малышам ещё недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льётся вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в неё воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, всё чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приёмы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребёнок сажает свою луковицу в наполненный землёй ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц. Теперь у воспитателя стоит задача - продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботиться о животных и растениях.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В середине зимы уже можно проводить совместно мытьё комнатных растений с небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трём детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие.

Ежедневный уход за птицами в старшей группе заключается в следующем: подготовка корма, мытьё кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке корма в кормушки, наполнении водой поилок и ванночек, чистке клеток с выдвижным дном (перемена песка, чистка жёрдочек), расстановке кормушек (не по жердочкам), поилок, ванночек в клетках. В зимнее время дети подготавливают птичкам лакомый корм - зелёные всходы овса.

Весь уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя. Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя. Эта работа приучает ребёнка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем даёт возможность накапливать знания и трудовые навыки.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает, в чём заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щётки и т.п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложенными на определённые места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и порядок в уголке.

Огород на окне.

Особое место в ознакомлении детей с природой отводится огороду на окне. Здесь дети знакомятся с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дошкольники являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. К примеру, в старших группах можно использовать одну из технологий эколого-педагогической работы с детьми:

. "огород на окне", выращивание двух "дидактических" луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.

Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, нужно подчёркнуть, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно нужно отметить и радость этого труда на земле, но понять это ребёнок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень (петрушку, зелёный лук, укроп и т.д.) и угостит всех витаминным супом. Или когда, ухаживая за своим питомцем, вырастит на маленьком огороде лакомство (овёс, пшеницу) для хомячка.

Выращивая растения, ребёнок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Таким образом воспитываются навыки экологической культуры.

Экспериментально-исследовательская зона.

В дошкольном учреждении имеется новый элемент развивающей предметной среды - это мини-лаборатория. Мини-лаборатория создана для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения. В мини-лаборатории собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе (колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки, лупы и т.д.), природный материал (кора деревьев, ракушки, шишки, жёлуди и т.п.).