История посуды. Конспект занятия «История создания посуды


14302

25.05.10

И стория посуды уходит своими корнями в древние века. Техника ее производства многие столетия известна людям. Именно в гончарном производстве наиболее полно отражается прогресс на пути становления человечества и его культуры. Притом керамика совершенно не подвержена воздействию окружающей среды, поэтому многие древние изделия дошли до наших дней в своем первозданном виде. Керамическое производство является одним из самых древнейших на Земле. Основной его является глина, доступная повсеместно, что привело к быстрому развитию и распространению гончарного ремесла. Это ремесло было также проявлением творческих черт человека, что доказано многочисленными археологическими раскопками в разных точках мира. Его зарождение было отмечено в самом начале появления человека, то есть оно относится к первобытнообщинному строю. Раскопки обнаружили большое количество керамических сосудов, на которых остались отпечатки пальцев древних людей. Эти отпечатки говорят о том, что в те времена гончарным ремеслом занимались женщины.

Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Правда, изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. Само же слово пришло к нам от немцев, которые в свою очередь заимствовали его из итальянского языка. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Один из самых больших столовых сервизов из серебра, весивший более двух тонн, подарила своему фавориту Григорию Орлову Екатерина II. Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше керамики.

Самым древним является нож. Его изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. В эпоху неолита нож изменил свое обличие, стал похож на современный нож, длинным и тонким.
В Древнем Риме профессия ножовщика была одной из распространенных. Ножи уже тогда изготавливали из стали.

Но в обиход как приборы ножи появились только в XV столетии, да и то в домах богатых людей. Они считались предметом роскоши и подавались только знатным особам. Как правило, это были красивые изделия с ручками из золота или дорогих пород деревьев, украшенные резьбой и каменьями. С появлением в Европе фарфора в моду вошли ножи с фарфоровыми черенками. Их расписывали фигурками причудливых животных, птиц и цветами. До XVII столетия все ножи были остроконечными, что позволяло использовать их за столом не только для нарезания мяса, но и для ковыряния в зубах. Выглядело это не очень эстетично. По преданию исправить такое положение вещей решился кардинал Ришелье, который распорядился делать ножи для еды с закругленными концами.

Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. Первое упоминание о серебряных и золотых ложках относится к 1259 году, использовали такие ложки только короли и аристократы.

А каких только названий ложек не существовало! В России простую ложку средней величины называли межеумком толстая и грубая ложка бурлака, которую он носил за ленточкой шляпы на лбу, имела название бутырка или бутузка (от слова бутуз - толстяк, карапуз); изящная продолговатая, но тупоносая ложка называлась боска, т. е. красивая, а более круглая ложка имела название полубоска. Были и серебрушк и с заплечиками на черенке, и загибки, и сибирки. Для богатых и знатных людей ложкари - мастера по изготовлению ложек, делали особые носатые ложки, т.е. остроносые, тонкие, гладко отделанные.

Ложки из металла прочно вошли в европейский обиход в Х веке. Основным материалом для их изготовления служило олово, хотя серебром и золотом не пренебрегали. В течение нескольких лет изделия из алюминия было самыми модными и дорогими. Из него делали не только ложки, но и украшения. Потом, алюминиевые драгоценности вышли из моды, но алюминиевые ложки стали самыми распространенными среди простого народа так же, как и деревянные. Деревянные ложки изготовлялись из березы, осины и клена, и со временем этот промысел в России получил широкое распространение, например Семеновский уезд во второй половине XIX века выпускал в год до трех миллионов деревянных ложек. Их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком.

Вилка - самая молодая из собратьев по столу. Правда, в Древнем мире имелось вилкоподобное приспособление для вытаскивания кусков мяса из котлов или жаровни, но оно скорее напоминало двузубые маленькие вилы (сельскохозяйственное орудие), чем современную вилку. Первое упоминание о вилке встречаются в IX веке на Среднем Востоке. Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором.

Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом.
В России первые вилки появились в середине XVII столетия при дворе царя Алексея Михайловича, да и то, только для почетных гостей. Не без помощи Петра I российская аристократия узнала вилку в начале XVIII веке. В одном старом издании есть информация о том, как сервировали стол для царя Петра: У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях. Видимо, Петр I не был уверен, что даже в лучших домах ему подадут весь комплект столовых приборов.

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Наталья Петрова , специально для сайт
Фото: сайт, Наталья Петрова

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Качественные столовые приборы обладают замечательным свойством вносить в убранство обеденного стола праздничный акцент своим зеркальным блеском и изяществом линий. Наиболее распространены столовые приборы из трех основных материалов.

Самые дорогие изготовлены из серебра. Они требуют особого и тщательного ухода. Более доступны по цене изделия из мельхиора. Правда, входящие в его состав медь и цинк могут образовывать небезобидные для организма человека соединения.
Достаточно популярны столовые приборы из хромоникелевой стали марки 18/10. Эти цифры означают, что кроме чистого железа в сплаве содержится 18% хрома и 10% никеля. В нем нет никаких вредных примесей: мышьяка, ртути, цинка или меди. Не случайно такой сплав называют медицинским.
Изделия из него отлично переносят обработку в посудомоечной машине. Они вполне эстетичны, долговечны, просты в уходе и гигиеничны. Производители, как правило, дают гарантию на эти изделия не менее 20 лет.

Лучшие столовые приборы отличаются не только качеством материала, но и дизайном, который превращает простые утилитарные предметы в настоящие произведения искусства. Это может быть классическая форма с рельефной фаской. Изысканные линии модерна с граненым черенком. Рококо с черенками, украшенными завитушками.

Авангардный стиль с эффектными линиями и простая фольклорная форма с черенками из дерева, расписанными каким-либо орнаментом. Главное, приобретая столовые приборы, помнить, что по стилю они должны соответствовать сервизу. Иначе праздничный стол будет выглядеть не слишком гармонично.

Продаются столовые приборы, как правило, наборами на 6 персон из 24 предметов, включающими столовые ложки, вилки, ножи и чайные ложки. Или на 12 персон из 72 предметов. Такой набор может быть дополнен половником, соусником, ложками и вилкой для салата, 2 ложками для гарнира, лопаткой для торта, 2 сервировочными вилками, ложкой и щипцами для сахара и ложкой к обеду и ложкой для варенья.

Известные фирмы предлагают также дополнительные наборы на 6 персон для чая (16 предметов), а также рыбы (12 предметов). Ножи для нее напоминают лопаточки и не имеют режущей кромки, так как предназначены только для отделения костей. Вилка для рыбы имеет более короткие зубья и удлиненную прорезь посередине.

Все приборы желательно мыть сразу после использования. Иначе остатки пищи образуют на поверхности трудно выводимые пятна. Потом от них придется избавляться специальнычя средствами для ухода за посудой из нержавеющей стали. Для мытья и чистки столовых приборов нельзя применять моющие и чистящие средства, содержащие абразивы. Недопустимы и хлорсодержащие препараты. Вполне подойдут обычные жидкие или концентрированные средства для мытья посуды. Если пользуетесь посудомоечной машиной, строго соблюдайте инструкцию. Ножи, вилки и ложки надо располагать в корзине для столовых приборов ручками вниз и вперемежку. Иначе приборы могут слипнуться и плохо отмыться. Не стоит ничего сушить прямо в машине. Вынимайте столовые приборы сразу после цикла мойки и вытирайте мягкой салфеткой.

Хранить такие бытовые изделия тоже надо уметь. Главное правило такое: ножи всегда должны находиться отдельно от всех других предметов.

Успех известных производителей зачастую "вдохновляет" некоторых дельцов на изготовление более дешевых подделок. Отличить их от настоящих изделий можно по некоторым признакам.

Для изготовления поддельных, более дешевых столовых приборов используется сталь низкого качества. Она, как правило, не содержит никеля, а значит, изделия более тусклые и их невозможно отполировать до зеркального блеска.
Настоящие изделия из стали марки 18/10 плохо нагреваются. Этот материал обладает низкой теплопроводностью.
Плохо обработанные боковые кромки, следы фрезерования между зубцами вилок должны насторожить, так как качественные столовые приборы имеют всегда тщательно скругленные и отполированные края.
Чтобы выявить подделки, используйте магнит. Некачественные приборы притягиваются магнитом, тогда как изделия из медицинской стали не намагничиваются (кроме лезвий ножей), так как содержат 10% никеля.



Вроде бы посуда - ее и не замечаешь в бешеном ритме современной жизни. Слишком уж мелочь, слишком уж много ныне у человека разных проблем и забот, чтобы о ней размышлять. Все это понятно, но представьте, какой была бы наша жизнь без посуды. Как бы мы ели борщ или мясо по-французски? Да что там ели! Как бы мы готовили еду? Разве что над костром, на вертеле, мясо целыми тушами. Сомнительное удовольствие, не правда ли? Поэтому поговорим о посуде, о ее вчерашнем и сегодняшнем дне.

Давным-давно

Итак, когда же началась история посуды? Примерно 6-7 тысяч лет назад. Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных бокалах для вина речи в те далекие времена не шло. Слоны уже были, а вот посудные лавки - еще нет. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине. Именно из нее, конечно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок.

Постепенно люди поняли, что не всякая глина для посуды подходит. Иная при высыхании или обжиге трескается. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта. Естественно, производство посуды развивалось в тех регионах, где хорошей «посудной» глины было в достаточном количестве.

Очередным этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем-то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды - это способствовало постепенному повышению ее качества.

Античные Греция и Рим - именно здесь, пожалуй, керамическая посуда достигла своего расцвета. На маленьких и больших блюдах древние мастера изображали различных богов, сцены из их жизни, приключения героев. В этот же период появилось деление посуды на повседневную, парадную и декоративную. Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду.

Не стоит забывать и о фарфоре (он тоже - керамика). На его родине, в Китае, первые фарфоровые изделия появились около 600 года нашей эры. Прошло немало времени, только в XIV веке фарфор попал в Европу. Естественно, не в супермаркеты, а лишь к знатнейшим и богатейшим особам. Стоил фарфор очень дорого, и посуда из него долгое время оставалась скорее украшением интерьера, прекрасной безделушкой, говорящей, в том числе, о хорошем материальном положении владельца. Только в начале XVIII века в Старом свете смогли изготовить собственный качественный фарфор. Его стали поставлять к королевским дворам, и постепенно он получил достаточно широкое распространение, хотя и оставался привилегией знати. Далее разберем историю отдельных предметов посуды, столовых приборов и кухонной утвари.

Тарелка

История посуды невозможна без тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем, тарелка появилась на столах людей не сразу, во всяком случае, не вместе с пищей. Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть - прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. Зажиточные французы, впрочем, могли позволить себе металлическую столовую посуду. Тарелки тогда были не привычной для нас круглой, а четырехугольной формы.

На древнерусских просторах пищу, во всяком случае, века с XI, подавали на общих блюдах. Были они сделаны из разных материалов: деревянные, глиняные, оловянные, иногда стальные (но это уже позже, конечно, и далеко не во всех регионах). В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, чаще всего, правда, изготовленную заграницей. Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.

Вообще же, первое письменное упоминание об использовании на Руси во время трапезы индивидуальных тарелок относится к временам Лжедмитрия I. В «Домострое» было сказано, что при подготовке к обеду надо «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати».

Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных. Так или иначе, но в повседневный быт российских состоятельных особ индивидуальная посуда (тарелки, ложки) начала входить лишь в XVII веке, и только с XVIII века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы. В 1740-х годах в России был открыт секрет производства твердого фарфора, это, разумеется, помогло дальнейшему «продвижению» тарелки в народ. Однако низшие слои населения порой ели руками, прямо со стола еще и в конце XIX - начале XX века.

Ныне существует множество видов тарелок. Во-первых, их разделяют по предназначению: есть глубокие суповые тарелки, столовые тарелки для «вторых» блюд, мелкие, закусочные, пирожковые. Во-вторых, по материалу, из которого они сделаны: керамика, стекло, фарфор, дерево, металл, пластик, бумага. Отдельно стоит отметить декоративные тарелки, служащие для украшения интерьеров.

Ложка

Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, но, например, в Греции часто пользовались морскими ракушками подходящей формы. Собственно, использование ракушек в качестве ложек было распространено еще задолго до греков. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне - часто из бронзы и серебра (так же, как и античные греки).

Для средних веков характерны ложки роговые и деревянные. В XV веке их стали также делать из латуни, олова и меди. Наиболее обеспеченная часть населения (в той же Европе), конечно, предпочитала ложки серебряные или золотые.

В XVI веке ручка ложки становится плоской, черпак же приобретает форму эллипса (раньше он был скорее круглым). Еще позже, в течение XVIII века, черпак становится уже (так пища легче попадает в рот). Свою современную форму, когда чашеобразная часть в основании шире, а в конце уже, ложка приобрела в 1760-х годах.

На Руси ложки также известны издавна. Упомянуты они, к примеру, в «Повести временных лет». Часто их носили с собой. У тех, кто богаче, был для этого специальный футляр. Остальные могли просто заткнуть ложку за пояс или за голенище сапога. Видов ложек в нашей стране было великое множество. Достаточно открыть словарь Даля, чтобы в этом убедиться.

Нож

Ясное дело, нож - пожалуй, самый древний столовый прибор. Естественно, поначалу никаким столовым прибором он не был. Просто каждый мужчина, добытчик, имел нож. Сначала каменный, а потом, по мере развития всего и вся, дело дошло и до металлического. Носили нож, например, за поясом, в специальных ножнах. Использовали его для разных целей: отрезать кусок мяса, защититься в драке, а то и напасть на кого-нибудь с ножом на большой дороге. В общем, никто до определенного времени не делал различий между ножом хозяйственным, боевым, охотничьим или столовым.

Только в XVI веке, постепенно во время трапез начали использовать специальные ножи. Однако они все равно были похожи на кинжалы - конец их был острым. Видимо, чтобы дать отпор, если сосед покусится на твою порцию. Кстати, по одной из легенд, именно во избежание обеденных ссор Наполеон, якобы, велел концы столовых ножей закруглить. Эх, сколько ж за три века погибло народу во время трапез? Не перечтешь!

Видов современных ножей - множество. Нас же интересуют только те, которые имеют отношение к приготовлению или поглощению пищи: кухонные и столовые. Мы уже рассказывали о них достаточно подробно в одном из материалов. Первая группа - довольно большая: выделяют ножи для мяса, хлеба, масла, сыра и т.д. Столовые ножи - те, что входят в группу столовых приборов, вместе с ложкой и вилкой. О последней - несколько слов далее.

Первые вилки, еще с двумя зубцами, появились, судя по всему, где-то на Среднем Востоке в IX веке. Были они совершенно прямые, а не изогнутые в зубцовой части, как ныне. Поэтому с их помощью можно было лишь накалывать пищу, не зачерпывать.

Через пару сотен лет вилка «совершила путешествие» - попала в Византию, а потом и в Италию. Там она пришлась ко двору, к столу, если хотите. В XVI-XVII веках без вилки за столом не мог обходиться ни один уважающий себя аристократ, пусть даже захудалый и обнищавший.

В Англии вилка начала входить в обиход только в XVIII веке. Столь неспешному ее распространению на тамошних трапезах весьма поспособствовала католическая церковь, объявившая нашу героиню «излишней роскошью».

А вот в Россию вилку привезла Марина Мнишек. Во время свадебного пира по случаю обручения с Лжедмитрием I она достала ее и употребила по назначению. Разумеется, невидаль така привела в шок и трепет почти все присутствующее боярство, не говоря уж о духовенстве. До XVIII века вилку в России называли «рогатиной» или «вильцами».

Своей современной, изогнутой в зубцовой части формой, вилка обязана немцам. Все в том же XVIII веке в Германии появились первые подобные образцы. Кроме того, у нее добавилось зубцов - их у классической вилки с тех пор четыре.

Тарелки, ложки, ножи, вилки - все это, конечно, хорошо. Но без кастрюли, в которой готовится еда, чтобы потом быть выложенной на тарелку и поглощенной с помощью столовых приборов - «и ни туды и ни сюды».

Здесь все просто. Сначала, понятное дело, был горшок. Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты.

Естественно, ввиду того, что горшки были изделиями многоцелевыми, делались они гончарами разных размеров, а значит вместимости. Были горшки на много ведер, огромные, а были и совсем небольшие, вмещавшие несколько стаканов жидкости.

Другое отличие - внешняя отделка. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, чаще всего вообще оставляли без украшений. Интересно, что чем ближе к нашему времени, тем меньше русские мастера (да и зарубежные тоже) уделяли внимания украшению горшков. На первом месте оставалась прочность горшка. Если случалось все же, что горшок треснул, его не выбрасывали, а, когда это было возможно, оплетали, к примеру, берестой и использовали для хранения различных продуктов.

Увы, как бы ни был хорош горшок, кулинарные запросы населения в разных странах становились все более изощренными - он уже не мог их в полном объеме удовлетворить. Пришло время кастрюль (от французского сasserole). Кастрюля - это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи. Готовить в кастрюле можно на открытом огне или в духовке. Нормальная кастрюля - с ручками и с крышкой. Чем толще дно кастрюли (в разумных пределах), тем лучше - в такой утвари пища меньше пригорает.

Ныне на кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена (например, овальная утятница).

Как ни старайся, без сковороды (причем не одной) полноценную кухню сложно себе представить. Поэтому - несколько слов о ней.

Вряд ли стоит объяснять нашим читателям, что такое сковорода. История ее, естественным образом связана с тем же глиняным горшком. Собственно, первые сковороды тоже были глиняными. Еще сейчас в кухнях многих народов предусмотрено использование оных для приготовления некоторых блюд (к примеру, обжаривание копченого мяса у абхазов, перед подачей его на стол). Логика развития, видоизменения сковороды и достижения ею своего современного вида, думается, также ясна.

Ныне глиняные сковороды встречаются разве что в национальных ресторанах. Им на смену давно уже пришли металлические. Сковорода - родственница кастрюли, а потому, как и она, может быть чугунной, алюминиевой, из нержавейки, с антипригарным покрытием. Делятся сковороды и по предназначению: для гриллирования продуктов, блинные, для рыбы, китайская «вок»…

Сковорода может быть вообще без ручек, с одной или с двумя. Как правило, она комплектуется крышкой, которая может быть металлической или стеклянной (прозрачной).

Продолжение следует

Это статья говорит о самых интересных и увлекательных фактах про историю посуды, столовых приборов, основной утвари. Далее вас ждут материалы, где подробно рассказано о различных типах и видах упомянутых здесь вещей, о плюсах, минусах, предназначении той или иной утвари или посуды, о правилах ухода за ними.

Консультация для родителей

Расскажите детям

«История возникновения посуды»

Когда появилась ложка?

Ложка как предмет обихода упоминается даже в летописи «Повесть временных лет»!

Так, за пять тысяч лет до н.э. в Египте уже пользовались ложками из дерева и камня, о чем свидетельствуют раскопки. В Греции с древнейших времен популярностью пользовалась некое подобие ложки – ракушка, которой было удобно «загребать» пищу. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру.

Деревянная ложка как предмет обихода упоминается даже в летописи «Повесть временных лет». Вот так!

Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов.

Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты. Не знаю, употребима ли здесь поговорка, что голь на выдумки хитра, но факт остается фактом.

В Европе ложка появилась в средние века. Тогда ложки были в основном деревянными и роговыми. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки с изображением Христа и его учеников, которые зачастую дарили на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа.

Когда же ложка добралась до Руси-матушки? В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а «пользовался ими от сидевшего подле него боярина». Поэтому шикарный пир с «заморской икрой» и изобилующим посудой столом в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» – выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.

История стакана

Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

Довольно высокая, но широкая и устойчивая ножка поддерживает огромную широкую чашу - этот изысканный сосуд уже сам по себе создает соответствующий праздничное настроение. Делали кубки из дерева, керамики, серебра, золота, а начиная с XVII века уже и из стекла. Со временем из обязательного предмета украшения стола кубок превратился в дорогой подарок, сувенир.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.

Есть мнение, что гранёный стакан назывался "маленковским" и появился в начале 50-х, как посуда в заведениях общепита.

Советы по уходу за посудой

Уход за посудой - нелегкая и не очень приятная работа, особенно для кожи наших рук, поэтому необходимы резиновые перчатки, защищающие руки от воздействия жира, горячей воды, моющих средств. Чистую посуду не рекомендуется вытирать полотенцем, лучше сушить в сушилке.

Алюминиевые кастрюли отличаются легкостью, не ржавеют, не боятся резких температурных колебаний, хорошо чистятся, но портятся от соли, соды и кислот, поэтому не следует в ней варить щи из квашеной капусты, щавеля, компоты, кисели. В алюминиевой посуде готовую пищу хранить нельзя.
Алюминиевую посуду надо мыть горячей водой с мылом и питьевой содой (1 чайная ложка на стакан воды). Сильно загрязненные места протирают зубным порошком или пемзой с мылом. Пятна от пригоревшей пищи можно удалить, вскипятив в ней воду с луком, после чего посуду моют водой с мылом.

Эмалированную посуду моют горячей водой с моющим средством или питьевой содой. Скоблить металлической щеткой эту посуду нельзя. Если пригоревшие остатки пищи сразу не отмываются, в кастрюлю наливают холодную воду, добавляют горсть соли (или соды) и оставляют на пару часов.
Эмалированная посуда очень удобна благодаря устойчивости против солей и кислот, входящих в состав пищи. Недостатком такой посуды является неустойчивость эмали к ударам и резким переменам температур. Эмаль трескается, образуется скол. Посуду с внутренними повреждениями эмали не следует использовать для приготовления пищи, т. к. при малейшем ударе эмаль продолжает разрушаться, частицы ее могут попасть в еду и причинить вред здоровью.

Чугунные сковороды перед мытьем нужно протереть бумагой, а затем вымыть горячей водой с мылом. Пригоревшие остатки пищи можно оттереть сухой солью.
Блеск никелированной посуде можно придать с помощью мела. Внутреннюю сторону протирают смесью уксуса и соли (1 столовая ложка уксуса и 1 чайная ложка соли), а затем промывают горячей водой с моющим средством.

Керамическую посуду лучше мыть горячей водой с питьевой содой, потом сполоснуть чистой водой. Неглазированную посуду из глины необходимо хорошо просушить.
Глиняная посуда.
Эта посуда хорошо моется мыльной водой. Глиняную посуду рекомендуется всегда держать открытой. Накрытая крышкой, она приобретает неприятный тяжелый запах.

Посуда из огнеупорного стекла.
В такой посуде пища не пригорает. Если с этой посудой правильно обращаться она будет служить очень долго. В горячую огнеупорную посуду нельзя наливать холодную жидкость, от этого она может лопнуть, также нельзя ставить на плиту, посуду с мокрым дном. Во время приготовления пищи дно огнеупорной посуды всегда должно быть покрыто слоем жидкости или жира, подогревать еду в ней следует на слабом огне при постоянном помешивании. Нельзя тереть огнеупорную посуду проволокой или песком, так как от этого она портится.

Железная и жестяная посуда.
Новые листы и противни (старые - когда требуется) обрабатывают следующим образом. Удаляют с них при помощи золы, наждака или крупной соли грязь и ржавчину, моют, высушивают, покрывают тонким слоем растительного масла и нагревают в горячей (не ниже 200°) духовке, пока не исчезнет дым. После этого на листах образуется тонкая жировая пленка, предохраняющая их от ржавчины (если лист недогреть, то к нему будут прилипать пальцы, а если перегреть, то защитный слой отстает от листа). К правильно обработанному листу выпекаемые изделия не прилипают. После использования противни и листы нужно вымыть и хранить в сухом месте.

Чтобы предохранить железные формы от ржавчины обрабатывают их так же, как противни и листы, хранить формы нужно в сухом месте.

Введение

С самой древности люди пользовалось разными видами посуды. Первая посуда делалась в основном из глины - самого легкообрабатываемого, жаро и влагопрочного материала. Потом, начиная где-то с 4-6 века до нашей эры стала производиться чугунная посуда, позже медная посуда. Это было связано с переходом к приготовлению еды на открытом пламени или в печах, а позже на плитках. Затем, в 20 веке, появилась посуда из нержавеющей стали. А к середине 20 века вошла в моду посуда с антипригарными покрытиями.

Посуда - неотъемлемый элемент быта человека с древних времен до наших дней. Несмотря на то, что достаточно сильны новые тенденции, в современной индустрии изготовления посуды сохранились традиции, возникшие многие столетия назад. Это связано с тем, что вновь стали популярными экологичные материалы, безопасная, удобная и красивая посуда. Керамическая посуда отвечает этим запросам современного человека.

В 21 веке производство керамической посуды имеет промышленные масштабы и одновременно является искусством.

При подготовке нашего дипломного проекта мы осуществили анализ лиетратурных источников по вопросам истории посуды, керамики как вида искусства, изучили разновидности керамической посуды, различные технологии ее изготовления, особенности чайной церемонии.

Целью нашей работы является создание современного комплекта сувенирной продукции, сочетающего в себе классические черты керамической посуды и представления современного человека о философии восточной чайной церемонии.

История посуды

Возникновение посуды

Приступая к завтраку, обеду или ужину, мы неизменно пользуемся ложкой, ножом, вилкой, пищу кладем в тарелки, а напитки разливаем в чашки, стаканы, фужеры, рюмки. Да мало ли предметов сопровождает нашу жизнь. Обращаем же мы на них внимание, разве что когда предстоит перемыть гору посуды после приема гостей. А между тем эти «помощники» человека могли бы рассказать много интересного из своей богатой родословной.

Обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в XVI веке, но и они имели острый, как у кинжала, конец. Говорят, что закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, будто бы велел Наполеон.

Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Уже в «Повести временных лет» она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. Летописец рассказывает, как дружинники князя Владимира сетовали, что едят деревянными, а не серебряными ложками. Мудрый князь велел «исковать» для них серебряные ложки и промолвил, что серебром и золотом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам» и т.п. В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например: разливная ложка; межеумок - простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); босная - продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая и т.д.

Вилка - самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в XVII веке пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо «чем было способнее». Российская аристократия узнала вилку в XVIII веке не без помощи Петра 1. В издании «Русская старина» за 1824 год есть такая запись: «У прибора его (Петра 1.-В.К., Н.М.) клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях». Видимо, Петр не был уверен, что даже в лучших домах своих соотечественников ему подадут весь комплект столовых приборов. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в XIX веке.

Роль тарелок издавна выполняли миски. Кроме горшка и миски в доме русского крестьянина практически не было другой посуды. Делали миски из глины, дерева, а позднее и металла. Размеры некоторых из них были довольно большие, из одной миски ела порой вся семья. Такие огромные «мисы», которыми пользовались в XII веке, летописец Даниил Заточник называет солилами. Интересно, что в старинных руководствах по этикету давались специальные советы, как культурно есть из общей миски. Например, рекомендовалось хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп: ведь деликатные люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув ее изо рта. И все же, согласитесь, миска - это не тарелка. Последняя предназначена в основном для индивидуального пользования, имеет гораздо меньшие размеры и более плоская по форме. Сначала (и довольно длительное время) заменой тарелки служили большие ломти хлеба - обедающий клал на них густую пищу, куски мяса, рыбы и т.д. Затем эти «хлебные тарелки» обычно съедались, а в богатых домах раздавались нищим или выбрасывались собакам.

Настоящие, в современном понимании, тарелки, или, как их когда-то называли - тарелы, появились на Руси не раньше XVI века. Во всяком случае, Лжедмитрий 1, ублажая в Москве Мнишека с сыном, в знак особого к ним уважения, распорядился подать именитым гостям тарелки. Этот факт свидетельствует о том, что еще в начале XVII века они не имели широкого распространения и только - только входили в быт наиболее состоятельной части населения. Главным кухонным и сервировочным сосудом длительное время был керамический горшок - прямой предшественник современной кастрюли, супницы, баночки для специй, контейнера для хранения сыпучих и жидких продуктов и т.д. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло. В силу такой универсальности размеры и вместимость горшков были самые разные - от огромной многоведерной корчаги до маленького горшочка на 200 - 300 граммов. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Печные же чаще всего никакого орнамента не имели. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков. Так, горшки, созданные мастерами на ранних этапах развития русских городов, имели более богатый орнамент, чем их поздние собратья. Главным достоинством керамического горшка всегда считалась его прочность. И надо сказать, что тут русские мастера всегда были на высоте, качество их продукции, как правило, не вызывало нареканий. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Ну а уж если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. О таком горшке народ даже сложил загадку: «Был ребенок, не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал». Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни, сковороды. Вначале сковороды, как и горшки, изготовляли из огнеупорной глины, да и для печи такой материал был наиболее пригоден. По форме первые сковороды напоминали кастрюлю, края которой расширялись вверху. Называли их латками. Сбоку латки имелась полая ручка, в отверстие которой вставляли деревянную рукоять. Со временем сковороды стали делать из чугуна. Для выпечки блинов существовали специальные блинные сковороды.

Немало дальних родственников насчитывается у современных фужеров и рюмок: кубки, рога, чары и чарки, братины, чаши, ковши, стопки и стакан - вот далеко не полный перечень посуды, из которой пили наши предки. Предназначалась она в основном для хмельных напитков. В быту же, как правило, обходились деревянным или металлическим ковшом. В зависимости от назначения, выделывались самые разные ковши и ковшики: черпаки, скобкари (с двумя ручками), ополовники (разливательные ложки), маленькие ковшики - наливки и другие. Ковши служили и для украшения стола, многие из них являются шедеврами народного творчества. Устойчивость и прочность - отличительные черты одного из старейших русских сосудов - братины. Эти качества как нельзя лучше отвечают ее названию и назначению. Ведь пили из братины вкруговую, и она служила своеобразным символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников «братчинного» пира. По форме братина напоминает небольшой горшок с шаровидным туловом, часто снабженный высокой конической крышкой. В таком сосуде мед долго оставался холодным, а сбитень - горячим. Как и ковши, братины изготовлялись из самых разных материалов: дерева, меди, серебра и даже золота. Серебряные и золотые братины с элементами чеканки и затейливой резьбы составляли предмет гордости самих царей. Очень часто на таких сосудах делались назидательные надписи вроде той, что обнаружена на братине XVIII века: «Господа гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтес». Для кругового заздравного питая использовались также чаши и рога. Видимо, даже дружеские пиршества того времени не всегда оканчивались мирно, не случайно поэтому уже «Русская Правда» предупреждает об ответственности, если муж ударит мужа чашей или рогом. Вместе с большими чашами в ходу были и маленькие чарки, заменявшие нынешние рюмки. Форму они имели самую разнообразную и предназначались для крепких алкогольных напитков. Чарка вошла в историю не только как сосуд для питья, но и как сравнительная мера объема, соответствовавшая примерно 120 мл. Из всех предметов для винопития, пожалуй, самым праздничным и торжественным являлся кубок. Упоминания о нем дошли до нас из глубокой древности. Особую роль кубка на пиршественном столе подчеркивает его форма. Довольно высокая, но широкая и устойчивая ножка поддерживает огромную широкую чашу - этот грациозный сосуд уже сам по себе создает соответствующий праздничный настрой. Изготовлялись кубки из дерева, керамики, серебра, золота, а начиная с XVII века - также - из стекла. Постепенно из необходимого предмета сервировки стола кубок превратился в дорогой подарок, сувенир.

Интересная родословная и у современного графина. В Древней Руси его место на столе занимала ендова Сегодняшний «хранитель напитков» ничуть не похож на свою приземистую прародительницу. По форме ендова скорее напоминает широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком.

Первые ендовы делали из дерева и керамики, а затем - из металла и стекла. Для подачи на стол напитков служили также керамические кувшины. Форма их дошла до наших дней практически без особых изменений. С развитием стекольного производства в России большое распространение получили различные бутылки и бутыли. Наиболее частыми гостями на столах были штофы из мутно - зеленого стекла, в них разливалась водка. Штоф, кроме того, использовался как мера емкости и равнялся примерно 1,23 л, что соответствовало 10 чаркам. Наряду с упомянутыми сосудами в большом ходу у наших предков были разные кубышки, фляги, кумганы, похожие на кувшины, но с более высоким носиком.

Самый известный и в прошлом и в настоящем атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой» свое победное шествие по России начал с Тулы. Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо. раньше - в 1740 году - и не в Туле, а на Урале. Так что звание «самоварной родины» Тула делит с Уралом. Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы. Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских. Какие только самовары не делали: большие - на несколько ведер и маленькие - на 1-2 стакана. Медные самовары постепенно уступили место своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар. «Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В.Г. Короленко. Вообще в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски - «самокипец», а по-вятски - «самогрей». Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Обязательным дополнением самовара был также поднос. Непременно лакировананные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и форму. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.

посуда керамика проектирование творческий

Краткая аннотация проекта.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе данной проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Дети, узнав о разных предметах посуды, проявили к ней интерес. Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах росписи посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и создания, мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании коллекции посуды.

Актуальность проекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности ребенка. Я считаю, что наиболее продуктивной формой работы с детьми с ТНР является проектная деятельность.

Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).

Цель:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии предметов окружающего мира.

Задачи:

  • Формировать элементарные представления о посуде (виды посуды, части посуды, назначение, о хохломской, гжельской росписях).
  • Развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия народных промыслов.
  • Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей через изображения предметов посуды, изготовления поделок из солёного теста, росписи посуды.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам обихода.

Тип проекта:

Коллективный, познавательно — исследовательский, творческий, кратковременный.

Принципы, лежащие в основе педагогического проекта:

  • наглядности,
  • научности,
  • системности,
  • доступности,
  • активности.

Партнёры педагогического проекта:

Коллеги, родители, музыкальный руководитель, педагоги школы искусств.

Целевая аудитория:

Педагоги, воспитанники ДОУ, их родители.

Организация проекта:

Подбор литературы, энциклопедий, фото, предметов посуды (гжель, хохлома); материально-техническое оснащение: компьютер, телевизор, фотоаппарат, стенд, акварельные краски, солёное тесто, медиатека.

Формы реализации проекта:

Беседы:

Виды посуды,

Виды росписей,

История возникновения посуды.

Просмотр презентаций:

Производство фарфора;

Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Сюжетно- ролевая игра «Семья» (сюжет чаепитие)

Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка).

Творческая деятельность — создание коллекции посуды.

Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, пластмасса, керамика, железо, бумага).

Работа с родителями: беседы дома с детьми, составление рассказа о посуде.

Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.

Методы проекта:

  • Исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.
  • Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание коллекции посуды.

Продукт проектной деятельности:

Продукт творческой деятельности детей:

  • рисование — чайник гжель.
  • лепка из солёного теста — бокальчик;
  • роспись бокальчика (из солёного теста);
  • коллекция посуды.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше видов посуды, виды росписи, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для художественно-эстетического воспитания детей, личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Уголок художественно-эстетического развития пополнится коллекцией посуды разнообразной росписи и предназначения.

Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации)

Побеседовав о видах посуды, дети пришли к выводу, что необходимо больше узнать о посуде: историю возникновения, видах росписи, материалах, задумались, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, возможно ли самим создать бокальчик и расписать его, обсудили план действий:

1. Как узнать, какие предметы посуды существуют (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, родителей, бабушек и дедушек.)

2. Что ещё в хотите узнать? (Ответы детей: виды росписи посуды, для этого нужно просмотреть энциклопедии, альбомы в уголке изодеятельности, попросить ребят, которые ходят в школу искусств, принести альбомы по художественно-эстетическому воспитанию).

Пришли к выводу: мы способны собрать коллекцию посуды с помощью родителей, и сами, вылепив и расписав бокальчики.

План реализации проекта

1. Организационный этап проекта.

1. Подбор методической и художественной литературы.

2.Изготовление пособий, моделей, схем,

3. Подбор предметов посуды.(чайник, чашки, ложки)

4.Приобретение необходимого оборудования.

5.Привлечение родителей к проблеме проекта.

6.Определение тематики бесед.

7.Тематическое планирование.

8.Сбор информации.

9.Подбор музыкального репертуара.

2 этап. Реализация проекта.

Понедельник

1.Беседа «Посуда». Рассматривание картинок, фотографий посуды.

3.Просмотр презентации «Посуда». Дети закрепляют знания о видах посуды.

4.Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют названия посуды, самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.

Вторник

1.Раскрашивание картинок из серии «Посуда». Дети обводят шаблон и закрепляют умение закрашивать в одном направлении.

2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.

3. Просмотр презентации «Гжель». Дети пробуют рисовать элементы росписи.

4. НОД Рисование. Чайник с росписью «Гжель».

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет-чаепитие).

Среда

1.Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в рисовании элементов росписи гжель, закрепляют умение рисовать хохломские узоры.

2.Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы росписи гжель.

3. НОД Лепка из солёного теста «Бокальчик».

4. Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Четверг

1.Исследовательско-поисковая деятельность «предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага), проводят эксперимент.

2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика.

3. НОД Роспись бокальчика из солёного теста.

Пятница

1.Просмотр презентации-«история посуды». Дети рассматривают энциклопедии.

2. НОД Рассказ о посуде. Дети рассказывают составленный с родителями рассказ о посуде по плану.

3.Беседа «Коллекция посуды». Подведение итогов.

Обобщающий этап.

1. Подведение итогов.

2. Оформление выставок рисунков, поделок, коллекции посуды

3. Создание фоторепортажа по проекту.

4. Презентация коллекции посуды.

Перспективы дальнейшего развития.

Данная коллекция демонстрируется родителям на собрании, а также детям и родителям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.