Нанесение декоративной патины на металл. Патинирование – великолепный способ состаривания мебели своими руками Как сделать белую патину

Название «патина», собственно как и сама идея, родом из Италии. Изначально патиной принято было считать естественный налет, который образовывался на меди и ее сплавах. Такой налет появлялся за счёт окислительных процессов и далеко не во всех случаях металлический элемент смотрелся красиво. Тем не менее, с ходом времени на металлические изделия, покрытых патиной, появилась мода. Поскольку ждать, пока металл покроет оксидно-карбоновая пленка, никому не хотелось, патину стали создавать искусственным способом. Для этого на металл наносили различные химические вещества, в состав которых входили, как правило, кислоты и окислители. Благодаря этому запатиновать металл получалось быстрее, а итоговый результат смотрелся намного красивее.

На сегодняшний день мода украшать кованные изделие из металла, и прочие элементы из этого материала, не утихла. Соответственно и про патину никто не позабыл. Единственное отличие заключается в том, что теперь патина, как таковая, представляет собой некое декоративное покрытие, которое создает на поверхности металла желаемый эффект за несколько секунд, не окисляя его. Покрыть изделие патиной в домашних условиях может даже новичок, не имеющий при этом никакого опыта. Главное в этом деле это аккуратность и чувство меры!



Правила нанесения декоративной патины.

1. Самое главное – это подготовка поверхности! Поскольку речь идет о металле и изделиях из него, обязательно стоит проследить, чтобы поверхность была гладкой, не было никаких заусенцев, плохих некрасивых сварных швов, нежелательных отверстий и так далее. На данном этапе напильником следует удалить все дефекты. Непредусмотренные впадины и отверстия шпатлюются специальной шпатлевкой по металлу. После шпатлевка затирается. Это нужно для того, чтобы удалить ее излишки. Во время этого процесса лучше всего пользоваться наждачной бумагой мелкой фракции. После всего вышеперечисленного в обязательном порядке проверьте металлическое изделие на наличие ржавых пятен. Если таковые имеются, их нужно зачистить напильником или наждачкой и поверху обработать травящим составом, удаляющим коррозию и ее следы. Когда со всем покончено, металл нужно покрыть специальной грунтовкой по металлу, которая, во-первых обеспечит хорошую сцепку краски и патины с металлическим основанием, а во-вторых значительно продлит срок службы изделия, за счет препятствования процессу окисления металла или, проще говоря, его коррозии.

2. Перед нанесением патины металлическое изделие красится. Краска закрывает слой грунтовки, придает красивый внешний вид. Обычно выбираются темные тона, в частности, черный цвет. Это не удивительно, поскольку именно на черном фоне наиболее эффектно смотрится как серебряная патина, так и золотая. Однако надо учитывать, что на темном фоне патина будет выглядеть темнее и посему следует приобретать данное декоративное покрытие с максимальной насыщенностью цвета. Естественно перед нанесением патины ранее положенный слой краски на изделии должен полностью просохнуть.

Способы нанесения патины.

Способов несколько и каждый из них по-своему актуален в том или ином случае. Важно понимать, что выбор способа практически напрямую зависит от того, какой эффект в итоге вы хотите получить. Патину можно наносить как губкой, так и кистью. При нанесении патины губкой слой покрытия получается очень неоднородным и легким, таком способ хорош в том случае, если вы хотите лишь незначительно подчеркнуть определенное место. Главное при этом не перестараться, поскольку в противном случае на изделии, которое вы покроете патиной, останется след от фактуры поролона. Чтобы этого не произошло губкой к металлу нужно прикасаться легко, а патину наносить исключительно маховыми движениями. При нанесении декоративного покрытия кистью есть свои особенности. К слову, кисть используется обычно шириной 2,5 – 3см. Она в обязательном порядке должна быть сухой. Патина небольшой порцией выливается на палитру и там растирается. После этого с помощью кисти наносится непосредственно на сам металл. Также как и в случае с губкой, делается это при помощи маховых движений. Кистью лучше наносить более плотные слои патины, поскольку благодаря ворсу практически не остается разводов на поверхности. Патина очень быстро стынет, поэтому если что-то получилось не так, тут же сотрите излишки заранее приготовленной чистой тряпочкой и повторите попытку.

Если приходится наносить патину на кованое изделие сложной формы с различными завитками и т.п. старайтесь не задевать лишние элементы. К примеру, если завиток оплетает отдельно расположенный стержень, и вы хотите выделить именно этот завиток, не закрашивайте еще и стержень – это значительно ухудшит внешний вид. Конечно, не всегда удается покрыть патиной нужную деталь, не задев соседние элементы, поэтому всегда рядом с собой нужно держать приготовленную маленькую кисточку и краску, соответствующую цвету фона, например черную.


Идеально, если нанести патину, как следует, получается с первого раза. Все последующие слои закрывают фактуру, делая более плотное покрытия. Эффект в таком случае будет уже не тот.

И помните, что перед работой и во время ее, патину в банке нужно обязательно помешивать!

В предыдущей статье мы налядно показали весь декоративной мебельной опоры из ABS-пластика.

Следует уделить отдельное внимание таким процессам, как окрашивание и патинирование изделия.

Покраска.

Перед тем, как произвести окрашивание, необходимо прочно закрепить деталь на верстаке. Для этого можно использовать обычный скотч.

Также нужно настроить определенным образом и сам краскораспылитель:

  • давление
  • уровень подачи краски
  • размер факела

Все это важно для получения наилучшего конечного результата. К примеру, давление влияет на размер дисперсии (разброс материала). Оптимальное давление: 2-3 бар.

В нашем эксперименте использовался краскораспылитель с диаметром сопла 1,6мм. Для полиуретановой краски и грунта допускается использование сопла диаметром от 1,4 мм до 2 мм. Это в большей степени зависит от характеристик ЛКМ, вязкости. Для крупных деталей лучше использовать сопло с большим диаметром, для маленьких - с меньшим соответственно.


Разберем последовательно процесс окрашивания:

1. Первое, что необходимо сделать-п роизвести легкую шлифовку поверхности заготовки по всем плоскостям, для чего используется шлифовальная губка Р 150 — 180,тщательно обеспылить заготовку.

2. Нанести пигментный полиуретановый грунт краскопультом.

Использованные материалы:

  • Грунт -TU 229/13: 100%
  • Отвердитель -TH 780-40%
  • Разбавитель - DT 452 -30%

Грунт наносится в 1 слой. Вес мокрого слоя: 120 - 140 г/м ².

3. После того, как мы нанесли грунт, ему надо дать высохнуть.

  • Время сушки: 2 часа
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45 - 70%

4. Губкой произвести шлифовку под «финишный» слой.
Важно помнить, что шлифовка осуществляется перед нанесением следующего слоя, максимальное время между шлифованием и нанесением пленкообразующего слоя - 4 часа.

5. Путем распыления нанести матовую эмаль.

Использованные материалы:

  • Эмаль ПУ- TZ 9925/ХХ -100%
  • Отвердитель- TH 720-50%
  • Разбавитель- DT 452-30%

Эмаль наносится также, как и грунт в 1 слой. Вес мокрого слоя: 120- 140 г/м ².

6. Дать эмали высохнуть.

  • Время сушки: не менее 6 часов
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45-70 %

Предлагаем наглядно посмотреть процесс покраски декоративных элементов:

Стоит отметить, что существует множество технологий и приемов процесса покраски .

Декоративные элементы окрашиваются в несколько приемов. Это вызвано тем, что детали обладают большим количеством граней. Поэтому, чтобы их не "залить", приходится производить окраску постепенно. К примеру, кухонные фасады окрашиваются с 4 сторон, в 4 приема соответственно.

Производить окраску можно как "от себя", так и "к себе". В данном случае это индивидуально и все зависит от удобства.

При приеме окрашивание "к себе", рука инстинктивно опускается ниже по мере приближения к телу. Этого никак нельзя допускать и стараться держать краскораспылитель на одной высоте относительно детали. Это особенно важно при нанесении лака, уровень которого будет виден на уже готовом изделии.

Пистолет нужно держать под наклоном, а не перепендикулярно к заготовке. Это поможет избежать "отбоя" краски от поверхности детали.

Покраску желательно проводить под разными углами, так как следует учитывать особенности поверхности того или иного материала. Аналогично, кстати, надо наносить и патину, к примеру, на пористую поверхность.

Окрашенная поверхность должна бликовать, выглядеть, словно покрытая лаком. После высыхания краски поверхность примет ровный матовый оттенок.


Патинирование.

Для начала разберемся, что такое патина . Это налет, который образуется на поверхности изделия естесственным или искусственным образом.
(Рекомендуем пользоваться .)

Как же правильно нанести патину на заготовку?
Ответ дает мастер компании Sayerlak : "Патина, словно пыль, оседающая на поверхности естественным образом. Наносится она распылением на поверхность".

Рассмотрим подробно технологию патинирования:

1. После того, как краска высохла необходимо произвести легкую шлифовку в местах, где предполагается нанести патину. Для чего подойдет шлифовальная губка или скотч-брайт.

2. Для нанесения патины используется обычный пвневматический краскораспылитель.

Использованные материалы:

  • Патина ХР 1981/ХХ - 1
  • Разбавитель (ацетон) - 1: 5

Вес мокрого слоя: 50 - 80г/м².

3. Дать слою патины немного просохнуть.
Важно не передержать, в противном случае патину будет сложно удалить с изделия.

  • Время сушки: 10 минут
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45 - 70%

4. Удалить лишний слой патины можно скотч-брайтом или специальной губкой.

Скотч-брайт , возможно более удобен в обращении. Это мягкий словно войлок абразивный материал лучше проникает в углубления на заготовке, и значительно мягче удаляет патину с поверхности, нежели наждачная бумага или металлическая вата.

5. Нанести акриловый лак при помощи пневматического краскораспылителя.

Использованные материалы:

  • Лак -TL 0351/00
  • Отвердитель-TH 0908/00-25%
  • Разбавитель-DT 0139/00-30%

Лак наносится в 1 слой. Вес мокрого слоя: 120- 140 г/м²

6. Произвести финальную сушку изделия.

  • Время сушки до полировки: 5 часов
  • Время сушки до складирования: 10 часов
  • Температура: 20°С
  • Влажность воздуха: 45 - 70%

Мы предлагаем Вам посмотреть процесс патинирования:

Выбрать и приобрести декоративные элементы для мебели Вы можете, воспользовавшись .

Если Вам необходима более подробная информация по применению декоративных элементов, чертежам, а также технологическим процессам пожалуйста любым удобным для Вас способом.

Патина - это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.

Процесс образования пленки на металле известен с древних времен. Раньше этот процесс назывался воронением. Однако воронение имеет ряд серьезных недостатков:

  • это сложная технология и своими руками ее повторить непросто;
  • себестоимость воронения высока;
  • процесс требует немало времени.

Современные краски позволяют покрасить поверхность (не только металл, но и дерево) гораздо быстрее - в течение нескольких минут. При этом качество материала полностью сохраняется.

Цветовые решения

Самый распространенный вид патины - оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:

  • на стали - охровый или желтый;
  • на бронзе и латуни - коричневый;
  • на серебре - темновато-серый.

В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:

  • под серебро;
  • под натуральную медь;
  • зеленая медная окись.

Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.

В качестве примера можно привести такие цвета:

  • синий;
  • фиолетовый;
  • розовый;
  • красный.

Технология нанесения

Принципы патинирования металла и дерева отличаются. Для металла применяется порошковая (кузнечная) патина, а для дерева - акриловая.

Такая краска практически никогда не применяется для металлических поверхностей. Причина в плохих адгезивных качествах. Однако акрил прекрасно подходит для окрашивания деревянных изделий, так как глубоко проникает в поры древесины и подчеркивает красоту ее волокон и структуры. Древесина, окрашенная акриловой патиной, приобретает благородный вид, ее внешний вид обогащается цветовыми переходами.

Окрашивание патиной часто используется для предметов, выполненных в следующих стилях:

  • классика;
  • барокко;
  • прованс;
  • кантри;
  • этнические мотивы.

Технология покрытия акриловой патиной именуется истиранием. Состаривание заключается в нанесение вначале слоя краски, которой будет выступать так называемой подложкой.

Последовательность действий:


Порошковая патина

Обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Обратите внимание! Для окрашивания изделий из металла рекомендуется приобретать специальный материал для кузнечных работ.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

Последовательность действий:

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит - изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

А вот там, где от материала и предметов, прежде всего, требуется аутентичность, куда больше к месту будут патинированные фасады.

Сделать это естественным путем слишком долго, но вот прибегнуть к имитации своими руками вполне возможно.

Патинирование дерева

Процесс этот обозначает метод состаривания дерева для того, чтобы визуально придать ему возраст. Прием активно используется в классических и , поскольку в этих случаях предполагается, что мебелью и другими предметами быта пользуются очень давно.

Технология способов разная, но цель одна – придать дереву или древесному материалу налет, который образуется на массиве при длительном сроке эксплуатации. Причем налет этот возникает когда за мебелью ухаживают, а не только пользуются, и поэтому так высоко оценивается с эстетической точки зрения.
В домашних условиях воспроизвести патину на древесине или металле не так уж сложно. Наш мастер-класс предлагает множество вариантов, реально выполнимых своими руками.

Использовать можно и восковую, и битумную, и акриловую патину – в зависимости от будущего вида изделия, собственного умения и характера материала. Стоит сразу отметить, что для патинирования металла и древесины обычно пользуются разными способами, хотя есть исключения.


Акриловая краска может смешиваться и накладываться слой за слоем, создавая очень сложные визуальные эффекты: соответствующие рекомендации всегда можно получить в мастер-классе на форумах. К тому же акриловая краска прекрасно комбинируется с декупажем, лакировкой, покраской и другими способами декорирования.


Нанесение патины на древесину

Процесс этот несложен и выполним в домашних условиях. Однако есть разница в обработке и подготовке древесины, металла и плит МДФ и ДСП. Последние имеют однородную структуру в отличие от дерева, а поэтому их покраска, состаривание, декупаж и все другие техники имеют особенности.

Подготовительный этап

Древесина и древесноволокнистые материалы в кухонной мебели используются не в своем первозданном виде. Мебельную поверхность защищает лак, акриловая или ПВХ-пленка, ламинирование и др. В зависимости от характера этого покрытия приходится и краску с патиной выбирать, и метод. Мастер-класс патинирования все особенности материалов учитывает.


Дерево под морилку и покраску не брашируется, а лишь очищается. Обработка наждаком нужна только чтобы снять лак, если он есть.

Плита МДФ шпонированная в принципе может обрабатываться наждачной бумагой для придания эффекта потертости, особенно в технике декупажа. Но на практике предпочтительнее другой метод.

  • На плиту МДФ или ДСП наносят слой барьера-грунта – этот состав обеспечивает адгезию верхнего слоя МДФ и ДСП к грунтовке, патине – золотой, темной, цвета серебра или краске. После высыхания накладывают второй слой – полиуретановый грунт. Он образует собой основу, которая будет имитировать потертости или трещинки. Затем этот второй слой на плите МДФ шлифуют наждачной бумагой, чтобы воспроизвести естественную структуру старого дерева.

Краски и составы для патины для древесины и для МДФ применяются одинаковые. Что касается металла, то в мебельном гарнитуре он представлен лишь фурнитурой. Часть составов можно применять для покраски металла.

Патинирование мебели с помощью морилки

Это наиболее доступный способ для выполнения своими руками, как это сделать правильно подскажут уроки мастер-класса. Эффект при этом максимально близок к естественному, что лучше всего подходит для классических стилей. Цвет кухонной мебели будет темнее, что нужно учитывать.

  1. На поверхность фасада – целиком, наносится слой морилки на водной основе. Цвет металла — латуни, серебра, золота, здесь не получить, но можно придать дешевому дереву вид дорогого – дуба, бука, ореха.
  2. Мягкой губкой стирается часть состава так, чтобы формировать эффект старины – со средних участков, в то время как кайма, элементы фрезеровки, трещинки остаются нетронутыми. Пользоваться можно губкой или кистью.
    После высыхания наносят второй слой морилки, но обязательно на другой основе – уайт-спирта, например.
  3. После высыхания поверхность своими руками покрывают шеллачным лаком. При желании усилить эффект старины в древесину втирают еще и античный воск.

Морилка ни с покраской, ни с декупажом не сочетается.

На видео представлены все этапы патинирования мебели из дуба.

Классический способ

Патинирование основано на применении специальных составов – восковой, масляной, битумной патины или даже акриловой краски. Способ ненамного сложнее, так что своими руками, да еще с помощью мастер-класса справится любой. Однако он предполагает более широкую цветовую гамму: здесь возможны не только естественные оттенки дуба, березы и ореха, но и цвета металла – серебра, золота, бронзы, и даже совершенно экзотические оттенки.

Сама технология – после подготовки древесины или плит МДФ мало чем отличается от покраски. Инструменты используются те же, но в отличие от краски патина застывает медленнее, что позволяет ее тщательно растушевать и снять излишки. Таким образом получают не равномерную покраску, а фрагментарную.

  1. Слой патины – восковой, битумной, акриловой, наносят своими руками на мебельную поверхность. Ее цвет, как правило, близок к естественному оттенку древесины – дуба, ореха. Можно тут же снять избыток краски, чтобы лишь подчеркнуть древесную фактуру и затемнить поры. В этом случае второй слоя не наносят, а покрывают, например, шеллачным лаком.
  2. Чтобы получить кухонную мебель более эффектную, дерево или плиту МДФ покрывают вторым слоем патины. Он, как правило, светлее, так как его цель – подчеркнуть темные поры. Важно правильно подобрать краску: на 2–3 тона светлее, если это классический интерьер, покрывают кухонный фасад патиной цвета серебра или золота, если это дворцовый стиль, или используют и вовсе цветную краску, как, например, допускает прованс.
  3. После высыхания второго слоя поверхность шлифуют мелкой наждачной бумагой или металлической сеткой, чтобы создать эффект потертости.
  4. Полученный результат закрепляют лаком – акриловым или шеллачным. Если использовалась краска не цвета серебра или латуни, лак нужно выбрать матовый: старинные изделия не блестят.

Создание потертости

Этот метод одинаково хорош и при покраске древесины и МДФ, и при тонировании, и даже при использовании техники декупаж, где декор часто сочетается с состариванием. Порой такое патинирование тоже называют декупажем, хотя к нему он имеет лишь опосредованное отношение.

Последовательность действий в этом случае несколько иная.

  1. Краской или патиной на пару тонов темнее окрашивают своими руками поверхность.
  2. После высыхания часть изделия – края, фрезерные или резные элементы покрывают слоем парафина. Важно отметить, что восковая патина такого результата не дает, здесь дело именно в способе нанесения.
  3. Затем покрывают изделие вторым слоем патины, как правило, более светлой. Можно цвета металла – латуни, серебра, бронзы.
  4. Слой парафина снимают шпателем. Древесину или плиту МДФ тщательно шлифуют.
  5. Затем можно покрыть фасад морилкой и покрыть воском, если требуется ощущение естественности. Если для второго слоя применялся состав цвета металла – серебра, латуни, то изделие просто покрывают матовым лаком.

Таким образом получают крайне правдоподобный эффект старины. На видео, как правильно сделать патинированную мебель с декупажем и без, рассматривается во всех подробностях.

Патинирование – превосходный дизайнерский прием. С его помощью кухонному интерьеру придают истинную аристократичность и элегантность. К тому же искусственная патина защищает дерево от влаги.

От любителей старинных вещей очень часто можно слышать такое слово, как «патина». Что это такое, наверняка хотели бы узнать многие пользователи интернета. Ниже в статье мы постараемся дать на этот вопрос самый подробный ответ. Итак, что же такое патина?

Определение понятия

Все, кто когда-либо посещал музей, наверняка видели зеленоватые старинные монеты, потемневшие со временем канделябры, бра и т. д. Покрывающий эти металлические предметы налет и называется патиной. Цвет такой пленки может варьироваться в широких пределах. Чаще всего образующаяся под действием атмосферных факторов при естественном старении патина имеет зеленоватый оттенок. Но иногда он бывает коричневым, темно-серым или голубоватым.

Химическая формула

Ответ на вопрос: «Патина — что это такое?» с точки зрения химика очень прост. Образующаяся на меди пленка представляет собой не что иное, как обычный CuCO 3 . Это может быть, к примеру, Cu 2 (CO 3)(OH) 2 или Cu 3 (CO 3)2(OH). Налет первой разновидности имеет зеленоватые оттенки (малахит), второй - голубоватые (азурит).

Естественное патинирование обычно происходит в течение довольно-таки длительного времени. Чаще всего пленка такого вещества, как карбонат меди, на изделиях, в зависимости от условий, образуется в течение 5-25 лет. Если предмет находится во влажной среде, окисление, конечно же, будет идти быстрее. В сухом помещении налетом изделие покроется соответственно позже.

Изначально понятие «патина» (что это такое вы теперь знаете) применялось только к пленке, образующейся на меди, бронзе или латуни. Позднее этим же словом начали называть и налет, появляющийся на дереве, гипсе, синеватый оттенок на вороненой стали и т. д.

История патинирования

О том, что старинные вещи выглядят солидно и престижно, знают все. Причиной этому обычно и является карбонат меди - патина. Поскольку ждать, когда на поверхности того или иного изделия появится этот благородный налет приходится очень долго, были разработаны различные методики, позволяющие получить его искусственным путем.

Первые вручную состаренные вещи начали изготавливать еще в 14 веке во Флоренции. Для патинирования тогда использовали гипс, которым заполняли пустоты на поверхности деревянных изделий. После высыхания алебастровой смеси на изделие наклеивалась Затем все покрывалось лаком.

Технология искусственного патинирования металлов также была разработана довольно-таки давно. Древние мастера заметили то, что образующийся при выгорании жира на металлической посуде налет задерживает ее ржавление. Поэтому примерно такую же по химическому составу пленку начали наносить на скульптурки и другие художественные отливки.

Где используется патинирование

Сегодня по этой методике также чаще всего украшают мебель, предназначенную для жилых помещений. Иногда патинирование применяется для искусственного состаривания предметов декора в кабинетах деловых людей. Очень эффектно выглядят и отделанные таким образом кованые изделия. Патинированием могут украшаться металлические перила лестниц, заборы, парапеты балконов и т. д.

Также очень часто эта методика используется для искусственного состаривания медных и латунных чеканок. Как и в прошлом, патинирование иногда можно видеть на литых металлических (стальных, бронзовых и чугунных) предметах декора. Бывает, что подобным образом изготавливают сувенирные «старинные» монеты, медали, гербы и т. д. Очень часто искусственная патина покрывает медные люстры, бра, декоративные пластины для розеток и т. д.

Искусственная патина: состаривание краской

Для патинирования мебели, панно, и пр. очень часто применяется именно эта щадящая методика. Выполняется состаривание краской следующим образом: