План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением посуды,

мяч; разрезные картинки «Чашки», игрушечная посуда, соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши.

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает им выбрать из контейнера по одному предмету, а затем сесть за стол.

– Как одним словом назвать все эти предметы?

– Правильно. А для чего нужна посуда?

2. Введение в тему

– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.

Логопед убирает со стола посуду.
3. Упражнение «В магазине»

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

– верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.

– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Тарелки, супница, хлебница, солонка.

– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

Повторите.

– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.

– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?

– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

– Верно. А теперь давайте поиграем.

4. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

– Открывайте глаза. Чего не стало?

– Правильно. Я ставлю чайник на место. Еще раз закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

– Открывайте глаза. Что теперь изменилось?

Упражнение повторяется еще несколько раз. меняет местами, убирает или добавляет посуду. Дети отвечают на вопросы.

5. Упражнение «Чайник»

– Вы хорошо выполнили задания, а теперь пойдемте и поиграем в игру «Чайник».

Я – чайник, ворчун, Дети стоят, изогнув одну руку, как

хлопотун, сумасброд, носик чайника, другую руку держат на поясе.

Я вам напоказ Животик надут.

выставляю живот.

Я чай кипячу, Топают обеими ногами.

клокочу и кричу:

– Эй, люди, я с вами Делают призывные движения

попить чай хочу. Правой рукой.

6. Работа в тетрадях

Раскрасьте чайник.

7. Игра «Разбитые чашки»

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

– Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила две чашки

Вертушка Наташа.

Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети собирают разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.

8. Игра «Раздели на слоги» (с мячом)

– Теперь пришла пора поиграть в мяч. Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.

Чашка ножик

тарелка вилка

блюдце чайник

ложка посуда

9. Упражнение «Суп кипит»

Садитесь за стол. Пока мы с вами играли в мяч, в кастрюле закипел суп.

Логопед раздает детям игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

– Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку.

Подуйте в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раз под команду логопеда.

10. «Назови слово на букву «Н»

– Суп скипел. Вы молодцы. А теперь, вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии. Правильно. Назовите слова на звук «Н».

11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о посуде.

Задачи:

Образовательные:

  1. Активизировать словарь по теме «Посуда» ;
  2. Расширить представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана;
  3. Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая) ;
  4. Познакомить детей с видами ремесел, с их характерными особенностями, с профессиями людей;
  5. Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными; Упражнять в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффикса -ниц-.
  6. Закрепить умение правильно использовать существительные с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница, сахарница)
  7. Закрепить умения работать с план-схемами, мнемодорожками.
  8. Побуждать выразительно, эмоционально передавать характер музыки в игре на звучащих предметах.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать связное речевое высказывание;
  2. Способствовать развитию познавательной и речевой активности;
  3. Развивать слуховое внимание;
  4. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к ремеслам, прививать любовь и бережное отношение к труду;
  2. Формировать навык, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: Ознакомление с символами (пиктограммами) , обучение работе по мнемодорожкам, рассматривание деталей и частей посуды. С помощью детей и родителей организовать в группе мини – выставку предметов посуды, сделанных из разных материалов.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, мольбер-магнитный, 2 наборных полотна, картинки «Посуды» , пиктограммы, посуда для оркестра.

1. Орг. момент Коммуникативное упражнение

Вопросы к детям.

Сюрпризный момент

Работа с планом

Вопросы к детям.

Составление схемов-ответов Вос-ль: Я сюда пришла сегодня

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это Я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Вос-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте, поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Восп-ль: Ребята, вы любите ходить в гости?

Восп-ль: В гости милые друзья,

(Вам сказать обязан я)

Ходят без сомнения,

Лишь по приглашению!

Я сегодня на почте получила конверт с приглашением, откроем?

(воспитатель показывает конверт с приглашениями, читает)

Ребята, мы живем далеко, далеко в сказочном лесу, приглашаем вас в гости на семейный праздник.

В гости к нам вы приходите,

улыбайтесь, веселитесь!

Что бы к нам попасть, друзья,

Посоветую вам я,

По тропинке к нам идти,

Не сворачивать с пути!

Лунтик и его семья.

(Воспитатель предлагает пройти в гости к Лунтику по плану, ребята выполняют задания, попадают в сказочный лес)

На экране отрывок мф «Лунтик «Посуда»

Восп-ль: Ребята, что бы устроить праздник, Лунтику нужно накрыть стол, но часть посуды разбилась, а часть осталась грязной. Как мы можем помочь Лунтику в этой ситуации?

Дети: Посуду можно купить в магазине, сделать самим, спросить у соседей, сходить в мастерскую.

Вос-ль: Молодцы, ваши ответы мы изобразим схематично, что бы ничего не забыть.

(На доске выставляется схемы ответов)

Вос-ль: предлагает, выбрать вариант ответа, который лучше всех отвечает на вопрос «Как помочь нашим друзьям?»

Дети: Можно купить в магазине.

Вос-ль: Да, правильно, но ребята откуда берется посуда в магазине на полках?

Дети предлагают варианты ответов.

2. Основная часть Просмотр видео

Беседа «Город мастеров»

Физминутка.

Упражнение «В магазине»

Работа со схемами-загадками

Упражнение

«Хорошо-плохо»

(дополнительное задание) Восп-ль: А вы хотите узнать, как появляется посуда и кто ее делает, тогда я предлагаю вам посмотреть видео «Город мастеров»

(на экране показывают видео-ролик «Город мастеров» )

Воп-ль: Вам понравилось видео, интересно было? А скажите, пожалуйста. Из чего лепили горшок?

Дети: Из глины. А как называют человека, который выполнял эту работу, вы знаете? Это гончар, он занимается гончарным ремеслом, на гончарном круге получается разная посуда, это профессия древняя.

Какая же посуда получается из глины? (глиняная – четко проговорить хором, показать пиктограмму) .

Восп-ль: А из чего точил мастер красивую тарелку?

Дети: Из дерева.

Вос-ль: А как называют человека, который работал с деревом? Это ребята, токарь он точит разные предметы посуды, на спецальном токарном станке. Чтобы деревянная посуда была красивой - ее расписывают мастера. В разных регионах свои стили росписи: хохлома, Городецкая роспись. Все эти работы называются ремеслом. Эти ремесла были очень популярны в древние времена.

Какая же посуда получается из дерева? (Деревянная – четко проговорить хором, показать пиктограмму)

Восп-ль: Ребята, а вы еще знаете материалы, из каких делают посуду?

Дети: Стекло, Пластмасса, Металл. (пиктограммы)

Воп-ль: Правильно.

А давайте мы с вами поиграем в игру «Посуда потерялась» (Муз. игра)

Воп-ль: Вы ребята, молодцы

Восп-ль: А теперь, зная откуда берется посуда, мы можем отправиться и в магазин.

Упражнение «В магазине»

На наборном полотне изображается витрина с посудой:

1-я полка чайная посуда, 2-я полка столовая, 3-я полка кухонная.

Восп-ль: Вы пришли в «Магазин» , в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

Дети: Чайник, чашка, блюдце, сахарница

Восп-ль: Верно, для чего нужна эта посуда? (что бы пить чай) Как ее называют? Чайная посуда. Повторите это название.

Восп-ль: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке

Дети: тарелки, супница, хлебница, солонка

Восп-ль: Правильно, этой посудой пользуются …за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите, как она называется.

Восп-ль: И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Дети:

Восп-ль: Ребята, в магазине посуду покупают, а у нас вместо денег интересные загадки. А еще в нашем магазине самообслуживание. Вы отгадываете загадку и покупаете предмет посуды.

Кассирами в магазине работают все взрослые. Подходите, пожалуйста, и объясните свой выбор.

Складываем посуду на поднос, мы её подарим Лунтику на праздник.

И так ребята, мы с вами молодцы, выполнили задание, отгадали все загадки. Скажите пож-та, а какую посуду используют для приема гостей.

Дети: Столовую.

Восп-ль: Ребята я предлагаю вам поиграть с Лунтиком в игру «Хорошо-плохо» мы будем говорить о столовой посуде, почему она «хорошо» и почему столовая посуда «Плохо»

(воспитатель фиксирует ответы детей схематично на доске)

Итак, ребята, что мы можем сказать Лунтику про посуду, что бы она была всегда «хорошей» .

Дети: Нужно за посудой ухаживать, мыть правильно, хранить.

Восп-ль: А что бы посуда не была «плохой» (битой, грязной) ?

Дети: Нужно обращаться с ней аккуратно и бережно.

3. Заключи

тельная часть Рефлексия Восп-ль: Ребята, посмотрите на нашу схему ответов, скажите, мы смогли помочь Лунтику?

Вос-ль: Мы были в мастерской?

Дети: Были

Восп-ль: Мы были в магазине?

Дети: Были

Восп-ль: А сделать теперь сами можем посуду?

Дети: можем.

Вос-ль: Ну, тогда давайте подарим Лунтику посуду и музыкальный подарок!

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия: Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят. что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. . Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?

Чайная посуда.

— Из какой мы кушаем? Столовая.

— Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? Федорино горе.

— Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский

— Какие сказки он еще написал?

— Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логикУпражнять в составлении целой картинки из частей))

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

— Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Развивать умение выделять лишнее слово. Обьяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

— название предмета посуды

— цвет

— форма

— части

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Проект по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Надыма»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)

Проект по формированию лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Разработчик: учитель-логопед Л.М. Большакова Надым

Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
групповой.
Продолжительность
: краткосрочный. (8.04.2015-12.04.2015г)
Возраст:
5-6 лет Актуальность Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Подьяков также справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Наблюдая за детьми и беседуя с ними, я увидела, что дети  в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;  не достаточно хорошо сравнивают предметы посуды;  не называют их составные части, не достаточно хорошо описывают предмет.
Цель
: создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Посуда».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о посуде. 2. Пополнить развивающую среду по теме проекта. 3. Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.
Подготовительный этап
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. - Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап

Работа с детьми.

Понедельник -
беседа «Из чего мы едим и пьем?» Рассматривание иллюстраций посуды в книгах и журналах;
Вторник –
обогащение и активация словаря в рамках темы, подвижные игры – «Летающие слова
»,
«Чайная, столовая, кухонная», «Рывок за мячом». Загадывание загадок о посуде.
Среда –
оформление книжного и логопедического уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме. Дидактические игры по теме «Посуда»: «Назови ласково», «Чего не стало?», «Подбери предмет», «Назови, какая посуда».
Четверг –
Конспект организованной деятельности «Речевое развитие». Тема «Описание посуды», «Познавательная деятельность» (конструктивная деятельность). Тема «Стаканчик»
Пятница
- Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми о разнообразной посуде, рассматривание ее; -предоставление интересных предметов посуды (старинные, декоративные) для выставки «Кухонные диковинки».
Заключительный этап

Работа с родителями
Выставка «Кухонные диковинки»
Работа с детьми
Викторина «Кто больше знает о посуде?» Цель: закрепить знания детей о посуде, умение ее различать.
Ожидаемый результат:
 Знать и называть предметы посуды, их части;  Владеть обобщающими понятиями;  Узнавать по описанию и назначению;  Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;  Знать: из какого материала сделаны предметы посуды.  Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.
Участники проекта:
дети старшей группы, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Список используемой литературы.
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. 2. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Старшая группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2010 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников; Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. 4. Гомзяк О.С. Говори правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной группе. Москва, 2007. 5. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. Москва 2012. 6. Журналы «Дошкольное воспитание» 7. Журналы «Логопед»
Приложение

Беседа «Из чего мы едим и пьем?»
Цель: Познакомить, детей с историей различных видов посуды. Обобщить знания детей о назначении различных видов посуды,
материалах и способах ее производства. Развивать познавательные способности, память, мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Организационный момент
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Что случилось с героиней этой сказки? Дети. От нее убежала вся посуда. Воспитатель. Правильно, от нее убежала вся посуда. А вы помните, почему это произошло? Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила, не хранила в должном порядке. Как вы думаете, достойна, ли посуда уважительного к себе отношения? Дети. (Ответы детей.) Воспитатель. Как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро они поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? Дети. (Ответы детей) Воспитатель. Еда с огня очень горячая, и нужно съесть сразу все, ведь положить остатки приготовленной еды было некуда. Но у разных видов посуды своя история. И перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. Итак, мы уже знаем, что посуда - это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. (Вазы, тарелки, блюда и др.) Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) Воспитатель. Какая посуда используется в момент приёма пищи? Дети. (Тарелки, миски, блюда, салатницы.)
Воспитатель. Что мы применяем для питья и напитков? Дети. (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) Какая посуда используется для хранения пищи (сырницы, масленки, хлебницы и др.) Что относят к столовым приборам? (Ложки, вилки, ножи и т.п.) Есть еще вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится? (Подносы, блюдца, конфетницы, вазы и др.) Вот как много разной посуды в доме. И вся она может быть изготовлена из различных материалов. Из каких? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) Как вы думаете, какая посуда появилась первой? История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в Древнем Египте Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. Нельзя обойти вниманием и Китай, где был придуман и долгое время хранился в тайне рецепт фарфора Давняя история у деревянной посуды. Горшки и миски - первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок - прямой предшественник современной кастрюли Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков. Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды. Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка Стояла корзинка на полке без дела. (Присесть, округлить руки - изобразить корзину.) Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы, вправо-влево.) Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, изобразить ветви деревьев.) Собрать урожай наступила пора. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев.) Корзинка довольна. (Руки округлить перед собой, кивать головой.) она удивилась, (Развести руки.), Что так много фруктов в саду уродилось! (Подняться на носочки, показать руками большой круг.) Воспитатель. Интересная история и у столовых приборов. Например обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в 16 веке, но и Они имели острый, как у кинжала, копен. Говорят, что закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, будто бы велел Наполеон. Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Вилка -самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в 19 веке. Воспитатель. Придумай рассказ, в котором будет использовано как можно больше названий различной посуды.
Загадки о посуде
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Самовар Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я … Фарфор Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник Носит воду Хозяину в угоду; При нем живет, Пока не упадет. Чашка Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю Термос Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. Ложка Новая посуда,
А вся в дырках. Решето На головке пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. Чайник Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякае, стучит. -Эй, сними меня! - кричит. Чайник Чистопородный Боярин дородный Всему народу Отпускает воду. Самовар На огне ворчу-бурчу Потом чихаю И пар испускаю. Чайник Она бывает глубока. Она бывает мелка. Однако, это не река. Тарелка В земле я родился, В огне закалился. Горшок Среди воды огонь пылает, Вода его не заливает. Самовар
Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится. Воронка Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… Кастрюлей Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. Ложка На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… Чайник Как начнет Говорить-разговаривать, Надо чай Поскорее заваривать. Чайник У него большой живот, А совсем не бегемот. Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон. И пыхтит он через нос На плите как паровоз. Чайник Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет – убедится. Чайник По моей тарелке Лодочка плывёт.
Лодочку с едою Отправляю в рот. Ложка Каким инструментом можно щи хлебать? Ложка Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот – Открывай пошире рот. Ложка Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот. Ложка Если хорошо заточен, Все легко он режет очень – Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. Нож Вся макушка в дырках мелких – Горечь-горькая в тарелках. Перечница Среди ложек я полковник. И зовут меня… Половник Новая посудина вся в дырах. Решето Купили новенькое, такое кругленькое, качают в руках,
а оно все в дырках. Сито Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. Терка Он округлый, но не шар, Медный - не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди… Самоваром!
Литературный материал, рекомендуемый для использования
Чтение с последующим обсуждением:
русская народная сказка «Лиса и журавль»
Лиса с журавлем подружилась. Решила однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости. - Приходи, кум, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу! Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, мой голубчик-кум! Сама стряпала. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена, лисица говорит: - Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем. - Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. - Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»
Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трехведёрный самовар. В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъярённый кипяток, лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран. Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел. Дядя Петя говорит: "Дай-ка выпью,-- говорит,-- выпью чаю",-- говорит. К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла. Тетя Катя говорит: "Я, конечно,-- говорит,-- выпью тоже",-- говорит.
Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел. Он зевнул и говорит: "Выпить разве,-- говорит,-- чаю разве",-- говорит. Тут и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла. И, подумав, говорит: "Что ли, выпить,-- говорит,-- что ли, чаю",-- говорит. Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала -- это внучка прибежала. "Наливайте!-- говорит,-- чашку чая,-- говорит,-- мне послаще",-- говорит. Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала, чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком. Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил. "Подавайте!-- говорит,-- чашку чая,-- говорит,-- мне побольше",-- говорит. Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап, кап, кап. Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч! Кипяточку не дает, опоздавшим не дает лежебокам не дает.
Русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского)
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: - Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно! Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
А. Кушнер «Кто разбил большую вазу».
Кто разбил большую вазу? Я признался, но не сразу. Пусть подумают немножко, Пусть на кошку поглядят: Может быть, разбила кошка? Может, я не виноват? Кошка, ты разбила вазу? Жалко серую пролазу. Кошка жмурится на свет, А сказать не может "нет".
Я ещё поколебался С полминуты - и признался.
Подвижные игры.

Летающие слова.
Стоя в кругу играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел-…). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова. 
Чайная, столовая, кухонная.
Играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому- нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «чайная», «столовая», «кухонная». Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет, который относится к этой посуде. Кто ошибся, выходит из игры. 
Рывок за мячом.
Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в шеренгу у лицевой линии площадки. У игроков в руках карточка с изображением посуды. У обеих команд карточки одинаковые. Ведущий с мячом называет посуду, бросает вперед мяч. Игроки, у которых карточки с изображением произнесенной посуды, бросаются наперегонки вслед за мячом. Тому, кому удастся коснуться мяча первым, дается очко. Потом подсчитываются результаты команд.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. (загибать пальчики по одному, начиная с большого) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (разгибать пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Дидактические игры по теме «Посуда»

«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Чашка-… тарелка -… Вилка -… блюдце -… Кастрюля – … ложка -…
«Назови, какая посуда»
Цель: образование относительных прилагательных Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - … Если ложка из металла, она - … Если чашка из фарфора, она - … Если чайник из глины, он - … Если стакан из стекла, он - … Если сахарница из стекла, она - … Если половник из металла, он - …
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимание, памяти Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.
«Подбери предмет».
Цель: образование существительных в форме творительного, родительного, винительного и предложного падежей. Режут чем? (Ножом.) Суп в тарелку наливают чем? (Поварешкой.) Картофельное пюре едят чем? (Вилкой.) Суп едят чем? (Ложкой.) Сок пьют из чего? (Из стакана.)
Чай пьют из чего? (Из чашки.) Кашу едят из чего? (Из тарелки.) Жарят в чем? (В сковороде.) Суп варят в чем? (В кастрюле.) Чай заваривают в чем? (В чайнике.) Трут морковь на чем? (На терке.) Сахар кладут куда? (В сахарницу.) Кофе наливают из чего? (Из кофейника.) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Сказка» г.Надыма» (МДОУ «Детский сад «Сказка»)

Конспект

НОД «Речевое развитие».

Тема «Описание посуды», «Познание»

(конструктивная деятельность).

Тема «Стаканчик»

Разработчик:

учитель-логопед

Большакова Л.М.

Надым

Интеграция образовательных областей
: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности
: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели
: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; учить сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, вырезать фигуры.
Планируемые результаты
: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; способен конструировать по собственному замыслу стаканчик для карандашей из бумаги; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал и оборудование
: картинки с изображением посуды; цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, кисточки.
Содержание организованной деятельности детей.

1. Организованный момент. Повторение названий посуды.
Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.
2. Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Вся макушка в дырках мелких, Больше греться не хочу. Перец сыплется в тарелки. (Перечница) Крышка громко зазвенела: «Пей чай, вода вскипела!» (Чайник) Новая посуда, Зубами накалываю А вся в дырах. (Сито) И в рот накладываю. (Вилка) Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку. А сама безрогая. (Ложка) Все ровнехонько и ловко. (Нож)
3. Игры.
 Чего не стало? Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.  Угадай, какая посуда.
Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар(соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.
4. Описание посуды.
Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание, должны отгадать, какую посуду описывают.
5. Сравнение.
Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?
6. Конструирование из бумаги «Стаканчик».
Для изготовления стаканчика надо на изнаночной стороне плотной цветной бумаги начертить выкройку стаканчика-цилиндра, увеличив ее по желанию. Вырезать, склеить его. Приклеить донышко, подогнув зубчики и намазав их клеем. Украсить стаканчик узором – аппликацией. Воспитатель готовит выкройку стаканчика и раздает детям. Остальную работу они выполняют сами.
7. Рефлексия.
Вопросы: - Что мы делали сегодня на занятии? - Расскажите по порядку, как нужно изготавливать стаканчик. - Чем вам понравилось на занятии?

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Цели: Коррекционнообразовательные: учить детей подробно пересказывать художественный текст; формировать навык построения связных монологических высказываний. Коррекционно-развивающие: закреплять знания детей о предназначении различной посуды; развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей; развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие. Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Ход занятия 2. Организационный момент. Игра «Что куда положим, нальем?». В сахарницу кладут (что?)... (Сахар.) В супницу наливают... (Суп.) В хлебницу кладут... (Хлеб.) В конфетницу кладут... (Конфеты.) В солонку насыпают... (Соль.) В селедочницу кладут... (Селедку.) В перечницу насыпают... (Перец.) В молочник наливают... (Молоко.) В чайник наливают... (Чай.) В кофейник наливают... (Кофе.) Объявление темы.
Логопед: Сегодня на занятии мы узнаем, что может сделать взрослым маленького ребенка. Чтение рассказа «Как Маша стала большой» с последующим обсуждением 1 . О ком этот рассказ? Чего больше всего хотела Маша? Что она для этого делала? Помогали ли ей эти поступки стать взрослой? Что говорили Маше взрослые? Что задумала сделать Маша? Почему удивилась мама? А какому поступку Маши удивился папа? Каким именем он назвал Машу? Почему все стали называть Машу большой? - Помогли ли Маше стать большой бусы, прическа, часы? - Как надо поступать, чтобы о тебе говорили, как о взрослом? 2. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают. 3. Пересказ рассказа детьми. Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения. К самовару гости прибежали, Дети стоят в кругу, один ребенок посередине. Дружно чашки наполняли: Идут к середине круга, здо - роваются. Вкусный чай у самовара, Расходятся. Он с ромашковым Идут по кругу друг за 1
отваром. другом. 6. Продолжение пересказов детей. После физкультминутки логопед предлагает де тям составить еще несколько пересказов. 7. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия):
Как назы вался рассказ, который мы пересказывали на за нятии? О ком этот рассказ? Какие поступки Маши не помогали ей стать большой? А какие помогли?
Викторина «Кто больше знает о посуде?»
1. Какая посуда используется для хранения пищи? (Банки, сырницы, масленки, хлебницы, бочки, кадки и др.) 2. Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) 3. Какая посуда используется в момент приёма пищи? (Тарелки мелкие, глубокие, миски, блюда круглые, овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, компота, подливочники, салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы и др.) 4. Что мы применяем для питья и размещения напитков? (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) 5. Что относят к столовым приборам. (Ложки, вилки, ножи и т.п.)
6. Как называются предметы посуды для специй? (Солонки, горчичницы, перечницы, уксусницы.) 7. Назовите примеры декоративной посуды. (Вазы, тарелки, подносы и др.) 8. Из каких материалов производят посуду? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) 9. В посуде из каких материалов можно готовить пищу горячим способом. (В посуде из металлов, глины и жаропрочного стекла.) 10. Какой формы могут быть тарелки? (Круглые, овальные, квадратные, треугольные.) 11. Назовите чайную и кофейную посуду. (Чайные чашки с блюдцами, кофейные чашки, кружки, стаканы, пиалы, чайники заварные, кофейники, масленки, супники, сухарницы, вазы для варенья, блюдца для варенья.) 12. Назовите русские народные промыслы, изготавливающие посуду. (Гжель, хохлома, жостово, городец, мезенская роспись, урало- сибирская роспись.)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Из чего делают

посуду?»
Цели: активизировать словарь по теме «Посуда»; познакомить с работай гончара; закреплять навыки словообразования. Оборудование: глиняная посуда. Организационный момент Воспитатель просит детей вспомнить, из чего может быть сделана посуда. Дидактическая игра «Какая это посуда?» По ходу названия предметов детьми педагог выставляет картинки: Графин из стекла - стеклянный графин;
Стаканчик из картона – картонный стаканчик; Кружка из пластмассы – пластмассовая кружка; Блюдце из фарфора – фарфоровое блюдце; Ложка из дерева – деревянная ложка; Нож из металла – металлический нож; Самовар из меди – медный самовар; Кувшин из глины – глинный кувшин. Дидактическое упражнение «Вспомни и назови» Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего была сделана посуда в предыдущей игре. Динамическая пауза «Самовар» (с имитацией действий) Аты-баты, шли солдаты, Аты –баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубл. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это.
Беседа о работе гончара и рассматривание глинной посуды.

Итог
Воспитатель
(
читает стихотворение) Когда поет гончарный круг, И Мастер глину разминает,- Никто пока еще не знает, Что выйдет из-под этих рук?
А. Вольнов Воспитатель просит ответить детей на вопросы: -Как называется мастер, который делает глинную посуду? - Какую глинную посуду может изготовить гончар?
Консультация для родителей по лексической теме: «Посуда».
1. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Нарисуйте по несколько предметов чайной, столовой, кухонной посуды, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет картинки. 2. Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребёнок из стихотворения. 3. Потренируйте ребёнка в составлении рассказов – описаний о посуде. Запишите рассказ в тетрадь. Например: Что это? Какого цвета? Какого размера? Из какого материала сделана? Какая по назначению? Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка,
носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду. 4. Подберите и выучите с ребёнком одну-две загадки о посуде. 5. Помогите ребёнку ответить на вопросы: чашка из фарфора (какая?) стакан из стекла (какой?) вилки из металла (какие?) кувшин из глины (какой?) 6. Поиграйте в игру «Назови ласково» Чашка-… тарелка -… Вилка -… блюдце -… Кастрюля – … ложка -… 7. Поиграйте в игру «Куда положим?» Куда положим хлеб? (в хлебницу). Куда положим сахар? (в сахарницу). (масло, соль) Задание 1. Научите ребенка произносить слово посуда. Сначала произнесите это слово сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку произнести слово самостоятельно. Покажите, какая посуда есть у вас дома. Потренируйте малыша в произнесении названий посуды. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна посуда: «Это чашка. Из нее пьют. Это тарелка. Из нее едят» и т. п. Покажите, что посуда бывает металлической, стеклянной, фарфоровой, деревянной. Задание 2. Подберите и приклейте в тетрадь картинки с изображениями чайника, кастрюли, сковородки, тарелки, чашки. Пусть малыш сначала показывает посуду по вашей просьбе, а потом называет ее. Если ему трудно, произнесите слова сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку сделать это самостоятельно. Обратите внимание малыша на материалы, из которых сделана эта посуда, а также на названия посуды: «Это чашка. Она фарфоровая. Здесь написано чашка» и т.п. Задание 3. Помогите малышу ответить на вопросы: В чем мама варит суп? (В кастрюле.) На чем жарят картошку? (На сковороде.) В чем кипятят воду для чая? (В чайнике.) Из чего ты ешь суп? (Из тарелки.) Из чего ты пьешь чай? (Из чашки.) Если ребенок затрудняется с ответом, используйте картинки с изображениями посуды для подсказки. Покажите ребенку картинку, когда задаете вопрос, и малышу будет легче ответить. Задание 4.
Предложите малышу выполнить упражнение «Посуда». Выразительно прочитайте текст упражнения, покажите и расскажите, как нужно выполнять движения. Это упражнение способствует развитию творческого воображения ребенка. Пусть малыш вспомнит, как выглядят чайник, чашка, ложка, поднос, и попробует изобразить их. Помогите малышу, делая упражнение вместе с ним и выразительно читая текст. Поощряйте малыша, если у него возникает желание проговаривать текст вместе с вами. Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Надуть животик, одну руку поставить на пояс, другую изогнуть, как носик чайника. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Присесть, поставить руку на пояс. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. Покружиться на месте. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Потянуться вверх, сомкнуть руки над головой. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. Лечь на пол, вытянуться. Задание 5. Поиграйте с малышом в игру с мячом «Один - много». Вы бросаете ребенку мяч и называете один предмет, ребенок бросает мяч обратно и называет много предметов. Например: чашка - чашки, чайник - чайники, тарелка - тарелки, кастрюля - кастрюли, сковородка - сковородки. Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома. Задание 3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры словосочетаний: Стакан из стекла. - Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. - Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. - Серебряная ложка. Миска из пластмассы. -
Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. - Эмалированная кастрюля. Задание 4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например: Это чайник. Чайник - это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду. Задание 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик. И назвать сколько слогов в этих словах. Беседа на тему «Из чего делают посуду» Цель: Познакомить, детей с историей различных видов посуды. Обобщить знания детей о назначении различных видов посуды, материалах и способах ее производства. Развивать познавательные способности, память, мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Ход занятия: - Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Что случилось с героиней этой сказки? Правильно, от нее убежала вся посуда. А вы помните, почему это произошло? Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила, не хранила в должном порядке. Как вы думаете, достойна, ли посуда уважительного к себе отношения? (Ответы детей.) Как вы думаете, когда
появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро они поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? (Еда с огня очень горячая, и нужно съесть сразу все, ведь положить остатки приготовленной еды было некуда.) Но у разных видов посуды своя история. И перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. Итак, мы уже знаем, что посуда - это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. (Вазы, тарелки, блюда и др.) Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) Какая посула используется в момент приёма пищи? (Тарелки, миски, блюда, салатницы.) Что мы применяем для питья и напитков? (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) Какая посула используется для хранения пищи (сырницы, масленки, хлебницы и др.) Что относят к столовым приборам? (Ложки, вилки, ножи и т.п.) Есть еще вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится? (Подносы, блюдца, конфетницы, вазы и др.) Вот как много разной посуды в доме. И вся она может быть изготовлена из различных материалов. Из каких? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) Как вы думаете, какая посуда появилась первой? История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в Древнем Египте Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. Нельзя обойти вниманием и Китай, где был придуман и долгое время хранился в тайне рецепт фарфора Давняя история у деревянной посуды. Горшки и миски - первая посуда в Древней Руси.
Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок - прямой предшественник современной кастрюли Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков. Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Физминутка Стояла корзинка на полке без дела. (Присесть. округлить руки - изобразить корзину.) Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы, вправо-влево.) Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, изобразить ветви деревьев.) Собрать урожай наступила пора. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев.) Корзинка довольна. (Руки округлить перед собой, кивать головой.) она удивилась, (Развести руки.), Что так много фруктов в саду уродилось! (Подняться на носочки, покачать руками большой крут.) Интересная история и у столовых приборов. Например обыкновенный столовый нож Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в 16 веке, но и Они имели острый, как у кинжала, копен. Говорят, что закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, будто бы велел Наполеон. Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Вилка - самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в 19 веке. (Далее можно рассказать детям об истории различной посуды, описанной в пособии.)
Сосчитай, какой посуды больше, чайной иди столовой. Расскажи, из чего сделан каждый предмет, как он используется. Придумай рассказ, в котором будет использовано как можно больше названий различной посуды. Ответы на вопросы карточной викторины 1. Какая посуди используется для хранения пищи? (Банки, сырницы, масленки, хлебницы, бочки, кадки и др.) 2. Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) 3. Какая посуда используется в момент приёма пищи? (Тарелки мелкие, глубокие, миски, блюда круглые, овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, компота, подливочники, салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы и др.) 4. Что мы применяем для питья и размещения напитков? (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) 5. Что относят к столовым приборам. (Ложки, вилки, ножи и т.п.) 6. Как называются предметы посуды для специй? (Солонки, горчичницы, перечницы, уксусницы.) 7. Назовите примеры декоративной посуды. (Вазы, тарелки, подносы и др.) 8. Из каких материалов производят посуду? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) 9. В посуде из каких материалов можно готовить пищу горячим способом. (В посуде из металлов, глины и жаропрочною стекла.) 10. Какой формы могут быть тарелки? (Круглые, овальные, квадратные, треугольные.) 11. Назовите чайную и кофейную посуду.
(Чайные чашки с блюдцами, кофейные чашки, кружки, стаканы, пиалы, чайники заварные, кофейники, масленки, супники, сухарницы, вазы для варенья, блюдца для варенья.) 12. Назовите русские народные промыслы, изготавливающие посуду. (Гжель, хохлома, жостово, городец, мезенская роспись, урало-сибирская роспись.)

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол (рисунок).

Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.