Теория цвета. Теплые и холодные цвета

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

О способности цвета влиять на наше самочувствие, вызывать определенные эмоции и ощущения знают все. Этот эффект широко используют дизайнеры при разработке колорита интерьеров. С помощью оттенка можно изменить геометрию помещения и даже температуру в нем — сделать его теплым или прохладным, просторным или уютно небольшим, а также поднять потолки, раздвинуть стены или добавить солнечного света.

Цвет и его восприятие

Известную поговорку про вкус и цвет можно переформулировать иначе: сколько людей, столько и цветовых предпочтений. Более того, они не остаются постоянными на протяжении нашей жизни, меняясь с возрастом. Молодым нравятся яркие, контрастные тона, людям постарше — пастельные, спокойные. Выбор оттенка определяется и характером. Так, сочные цвета предпочитают люди энергичные, общительные, а приглушенные — особы, погруженные в свой внутренний мир. Еще замечено, что чем более развит интеллект человека, тем более сложные тона и тонкие переходы цвета ему нравятся. Однако есть и общее в цветовосприятии самых разных людей, то, что вызывает природные ассоциации: синий — высокое небо и прохладная вода, желтый — тепло солнечного света, а красный — жар огня. Отсюда и «температурные» характеристики. Спектр делится на теплые и холодные тона в районе зеленого цвета, который, как известно, состоит из теплого желтого и прохладного синего, и «температура» зелени повышается с увеличением желтой его составляющей.

Палитра интерьера очень важна, так как она может сделать помещение не только теплее или прохладнее, но и создать у находящихся в нем людей определенное настроение (радость или уныние, раздражение или покой) и даже изменить самочувствие (вызвать прилив сил или усталость). Поэтому цвет стен надо выбирать очень вдумчиво, не просто исходя из принципа «нравится — не нравится», а в соответствии с назначением помещения, возрастом и характером людей, которые будут в нем жить. Предположим, вам очень нравится ярко-алый тон, но, если стены комнаты сплошь выкрасить в него, он может вызвать достаточно негативные эмоции: от раздражения до агрессии, особенно если находиться в помещении долго.

Дизайнеры, создавая интерьер, тщательно обдумывают не только цвет всех его элементов, но и их сочетание — цветовой контраст. Замечено, что, когда рядом располагаются колеры из противоположных частей спектра, они действуют возбуждающе, а нюансные сочетания приближенных друг к другу тонов, наоборот, успокаивающе. Причем каждый по отдельности не вызывает отрицательных эмоций, а собранные в одной комнате, они могут раздражать, «резать глаз». К таким сочетаниям относятся, например, насыщенный желтый с ярко-фиолетовым или оранжевый с розовым. Напряжение в цветовом контрасте зависит от чистоты и насыщенности тонов. Чтобы его снизить, можно один или оба варианта сделать бледнее (развести белым) или, наоборот, сгустить, добавив черного. А можно, смешав с серым, приглушить их яркость. Тогда утомляющий желто-фиолетовый колорит может стать элегантным контрастом бледно-желтого и темно-фиолетового. Более того, рискованные соединения синего с оранжевым или зеленого с розовым в облегченных, пастельных оттенках дадут неожиданные и свежие сочетания голубого и песочного, салатового и бежевого тонов. Процесс подбора тонов происходит по аналогии с написанием музыки, когда гармония в произведении достигается тщательно выверенными нотными фразами. Не зря набор цветов и нот называется одним и тем же словом — «гамма».

Выбирая палитру…

Итак, для создания комфортной обстановки важен не только цвет стен, но и его «соседи» в интерьере. Поэтому очень важно заранее оценить, как будет выглядеть ваша мебель, портьеры и картины на фоне предполагаемого оттенка. Их колорит стоит выбирать, учитывая назначение помещения, и в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться. Например, в домашнем кабинете или офисе для повышения работоспособности можно использовать яркие контрасты и сочные колеры: белые стены, черная обстановка и яркие постеры на стенах. При этом отдельные красные пятна (плакаты, картины, стул или диванчик) в интерьере офиса бодрят, придавая хорошее настроение. Рабочую зону квартиры можно оформить и в сине-голубом колорите, ведь все оттенки воды и неба помогают, забыв о суете, сосредоточиться на работе. А чтобы стены не выглядели однообразно, можно разные их плоскости выкрасить в несколько тонов — от глубокого морского до цвета гиацинта с легким лиловым оттенком.

Для спальни сочетание тонов лучше выбирать спокойное, располагающее к расслаблению и отдыху (светло-желтый с коричневым и медовым, нежно-голубой или зеленоватый с белым и песочным). Детскую комнату тоже не стоит перегружать контрастными сочетаниями, потому что психика ребенка не выдержит длительного напряжения — он начнет уставать, капризничать. В комнате для малышей стены лучше сделать пастельными, например светло-зеленого цвета. Это цвет свежей зелени, он успокаивает и бодрит одновременно, напоминая о солнечной поляне или тенистой прохладе летнего леса. Гостиную же можно оформить в более яркой и нарядной гамме: одну из стен покрасить в густой терракотовый цвет, на котором выигрышно будет смотреться белый портал камина, а для других выбрать более спокойные янтарные или теплые бежевые оттенки. Разноцветные, но подходящие друг к другу по тону стены, во-первых, не перегружают помещение большими плоскостями яркого оттенка, а во-вторых, смотрятся вполне оригинально и гармонично.

Элегантные и современные кремовые тона практически универсальны. Они с успехом могут стать фоном и для интерьера гостиной, и для яркой кухонной мебели с покрытием из глянцевого лака любого цвета, и для темной из натурального дерева мебели прихожей. Причем в сочетании с белым (лепнина, рамы картин и зеркал) кремовые оттенки выглядят торжественно, а в сочетании с натуральной пробкой или деревом — уютно и тепло. Но если вы любите роскошь малинового, не отказывайте себе в удовольствии покрасить в него одну из стен спальни. Она станет украшением комнаты особенно на фоне белых покрывал с парой контрастных подушек (темно-синих или густо-фиолетовых). Сочетания, конечно, рискованные, но они значительно поднимут энергетику спальни. А те же цвета в пастельном варианте — нежно-розовый, бледно-лиловый и белый — придадут комнате романтическую атмосферу.

Цвет и архитектура помещения

Не зря наши предки потолок красили в голубой колер и обновляли его каждую весну, так как, закоптившись и став темным, он «давил», делая комнату низкой. Если вам хочется раздвинуть стены, вовсе не обязательно их сносить, можно попытаться сделать их светлее — и визуально пространство станет шире. А в темные помещения, окна которых расположены на северной стороне или выходят в тенистый двор, можно добавить солнца, покрасив стены в золотисто¬желтые тона. Тогда комната станет не только светлее, но и теплее. Солнечные и легкие оттенки желтого прекрасно сочетаются с большинством цветов спектра, создавая в интерьере ощущение уюта. С помощью голубых стен тоже можно избавиться от тесноты и даже «понизить температуру» в комнате. Это особенно актуально для комнаты с окнами на юг, в которые летом целый день светит солнце.

Белые стены как чистый лист бумаги, на их фоне можно с помощью мебели и аксессуаров создать интерьер в любом стиле, от кантри и современной классики до хай¬тека. Они производят впечатление простора и обилия воздуха, на их фоне эффектно смотрится любая мебель, не говоря уже о картинах. Но обстановка с преобладанием белого нуждается в цветовых акцентах — это могут быть элементы мебели, яркие декоративные аксессуары или просто диванные подушки сочных оттенков. А роль черного, особенно в современных интерьерах, трудно переоценить — именно черные детали придают обстановке графическую выразительность, подчеркивают контрасты. Черный, как стильная тонкая рамка картины, изящно завершит цельный образ вашего интерьера.

Выбирая цвет для помещения, учитываются не только размеры комнаты, но и на какую сторону выходят окна, а также влияние цвета на психику человека. Как подобрать цвет интерьера для кухни, кабинета, детской, гостиной, спальни, как уменьшить или расширить пространство, как сочетаются цвета.

Для жилой комнаты наиболее подходит зеленый цвет: он снимает напряжение и усталость, успокаивает. Для лучшего восприятия нужно добавить к нему синие или желтые аксессуары.

Если в помещении преобладает красный цвет, от этого повышается раздражительность и агрессивность. Кроме того, он зрительно уменьшает пространство. Вместе с тем красный цвет улучшает пищеварение, и поэтому он хорошо подходит для оформления столовой.

Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, поэтому его можно использовать для рабочего кабинета, только он не должен быть слишком ярким. Также желтый цвет будет хорошо смотреться в помещениях с окнами на северную сторону.

Синий цвет вызывает ощущение расслабленности, покоя снимает эмоциональное напряжение - он идеален для спальни.

Фиолетовый не следует выбирать для оформления помещения: его воздействие на психику проявляется в очень большом понижении физической активности и работоспособности, возникновении угнетенного состояния.

Коричневым цветом не стоит увлекаться. Хотя он вызывает чувство спокойствия, но темные тона этого цвета спровоцируют возникновение мрачных мыслей. Выбирая цвет для рабочего помещения, помни, что не рекомендуется использовать синий цвет: от него снижается острота зрения.

Чтобы глаза не уставали, выбирайте белый, желтоватый и зеленоватый цвета. Нейтральные цвета (белый, серый, черный) можно использовать в любом интерьере.

Белый цвет может занимать очень большую поверхность в оформлении помещения, он прекрасно дополняет любые цвета и служит отличным фоном. Используя в оформлении помещения черный цвет, нужно стремиться к тому, чтобы он не занимал слишком большую площадь. Лучше его применять в качестве оттеняющего для других цветов.

Не нужно использовать для интерьера много серого цвета: он действует угнетающе, хотя его светлые оттенки являются хорошим фоном для мебели и других предметов обстановки. В оформлении помещения должны преобладать светлые цвета, за исключением тех случаев, когда темный цвет выбран для интерьера специально. Лучше, если в помещении будут главенствовать светлые тона, а яркие цвета занимают меньшую площадь.

Для детской комнаты наилучшими будут нежные тона голубого, розового, желтого, пастельного цвета, ткани с рисунками. Не рекомендуется использовать темные цвета - черный, коричневый, лиловый, серый.

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ.

Выбирая цвет для комнат или других помещений, нужно помнить, что не все цвета сочетаются друг с другом. По возможности нужно отказаться от сочетания контрастных цветов, их очень сложно подобрать так, чтобы они производили гармоничное впечатление. Хорошо сочетаются друг с другом темно-синий и темно-коричневый цвета; желтовато-коричневый и бежевый, особенно если использовать аксессуары ярко-красного или темно-бордового цвета; кремовый со светло-бежевым, терракотовым, песочным, темно-коричневым; коричневый с белым или бежевым и дополнениями синего или зеленого цвета; шоколадный и темно- коричневый в сочетании с красновато-розовым. Не рекомендуется сочетание холодного синего с серым или металлическими аксессуарами: это сочетание производит слишком официальное впечатление, поэтому при желании оформить интерьер именно в такой цветовой гамме следует добавить черный цвет.

Очень эффективно использовать для оформления интерьера однотонное сочетание - различные оттенки одного цвета. Выбрав такое сочетание, можно дополнить интерьер небольшими деталями ярких цветов, гармонирующими с основным.

Выбрав для оформления помещений многоцветный вариант интерьера, запомни, что один из цветов все-таки должен преобладать. Не стоит брать для оформления помещений только холодные или только теплые цвета. К основному холодному цвету нужно подбирать детали в теплых тонах, и наоборот. К теплым относятся красный, желтый, оранжевый, желто-зеленый, пурпурный, к холодным- зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый, к нейтральным - белый, серый, черный, бежевый.

РАЗМЕР ТОЖЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

«Раздвинуть» границы небольшой комнаты можно, если:

Окрасить стены в светлые тона
- подобрать светлую мебель гармонирующего цвета
- выбрав для оформления помещения неяркий приглушенный цвет
- на одной из ее стен закрепить встык прямоугольные зеркала

При необходимости уменьшить, сделать помещение более уютным можно, если

Использовать обои, ткани с крупным рисунком
- выбрав в качестве основного тона в оформлении помещения теплые цвета, а для оформления интерьера мебель и обои темного цвета
- окрасить стены в яркие цвета
- сделать контрастную отделку
- продольные стены окрасить более светло, чем поперечные

Введение

Данная работа посвящена исследованию влиянию цвета и тени на температуру тел. Теплота - непременный участник почти всех жизненных и производственных процессах. Глобальные процессы теплообмена тесно связаны с нагреванием Земли солнечным излучением. Солнечная энергия - источник жизни на Земле. Поэтому ведутся поиски способов наиболее эффективного ее использования.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время, используя знания человечества об эффективном использовании солнечной энергии, мы можем переходить от глобальных проблем, к практическим действиям для более рационального использования энергии.

Цель работы: исследовать влияние цвета и тени на температуру окружающей среды.

Задачи: 1) изучить зависимость излучения и поглощения от состояния поверхности тела; 3) рассмотреть использование способностей тел по-разному поглощать энергию в энергосберегающих технологиях.

Объект исследования: создание оптимального температурного режима при экономии энергии.

Предмет исследования: взаимосвязь излучения и поглощения энергии от состояния поверхности тел.

Настоящая работа содержит два раздела. В первом раскрывается теоретическая основа работы. Во втором разделе описывается ход проведения исследовании и его результаты.

Результаты данной работы могут быть использованы, как рекомендации для их использования в строительстве зданий.

Раздел 1 Тепловое излучение

Излучение - как вид теплопередачи

Передача тепла в среде происходит при наличии разности температур. При этом тепло распространяется из области повышенных температур в область пониженных. Например, зимой в отапливаемых зданиях теплопередача происходит через наружные ограждения из здания, а летом при сильном нагреве поверхностей стен за счет солнечной радиации - в здание. Из своего опыта мы знаем, если приблизить руку к электрической плите, утюгу или к любому другому нагретому телу, ощущается теплота. Если же поместить между нагретым телом и руками лист белой бумаги, то руки перестают ощущать нагревание. Любое нагретое тело испускает невидимое тепловое излучение, которое частично поглощается другими телами. Излучают энергию все тела: большие и маленькие, твердые и жидкие, горячие и холодные, светящиеся и темные. Однако при повышении температуры мощность теплового излучения всех тел увеличивается, то есть ежесекундно тело начинает излучать больше теплоты. С повышением температуры тела увеличивается и энергия, предаваемая в окружающее пространство путем излучения. Невидимое тепловое излучение возникает за счет внутренней энергии излучающей системы и имеет такую же природу; как и видимое, которое вызывают светом. Передача энергии излучением отличается от других видов теплопередачи тем, что она может осуществляться в полном вакууме. Излучением передается на Землю солнечная энергия. Излучение, распространяясь от тела, попадает на другие тела. При этом энергия излучения частично отражается, а частично поглощается телами, превращаясь в их внутреннюю энергию, вследствие чего они нагреваются.

1.2 Применение излучения

Все ли тела одинаково поглощают энергию? Проведем опыт с теплоприемником и манометром. Повернем теплоприемник к нагретому телу сначала черной, а потом блестящей стороной, Столбик жидкости в манометре будет перемещаться в первом случае на большее расстояние, чем во втором. Можно сделать вывод, что тела с темной поверхностью поглощают лучше энергию и сильнее нагреваются, а также быстрее охлаждаются путем излучения.

Способность тел по-разному поглощать и излучать энергию находит широкое применение.

Темная, вспаханная почва сильнее нагревается излучением, но быстрее и охлаждается, чем почва, покрытая растительностью. В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается — излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения. Одним из средств повышения температуры участка почвы и припочвенного воздуха служат теплицы, которые позволяют полнее использовать излучение Солнца. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на темную почву, нагревает ее, но хуже пропускает невидимое излучение, испускаемое нагретой поверхностью Земли.

Воздушные шары и крылья самолетов красят серебристой краской, чтобы они не нагревались солнцем. Если же нужно использовать солнечную энергию, например, для нагревания некоторых приборов, установленных на искусственных спутниках Земли, то эти части окрашивают в черный цвет.

Раздел I I Описание опыта

Приборы и оборудование: настольная лампа (100Вт), две пустые коробки, листы цветного картона, комнатный цветок.

Опыт проводится в три этапа.

Этап 1.

Берем обе коробки и устанавливаем их на одинаковом расстоянии от лампы, чтобы они получали одинаковое количество света. Ставим горшок с растением между лампой возле первой коробки таким образом, чтобы тень покрывала ее большую часть. Включаем лампу. Измеряем температуру воздуха в обоих коробках через 1 час

Результат:

во II коробке-26°С

Этап 2

Накрываем одну коробку черным картоном, другую белым. Устанавливаем коробки на одинаковом расстоянии от лампы, так, чтобы они получали одинаковое количество света. Измеряем температуру в коробках до эксперимента и после 30 минут работы лампы.

Результат:

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-22,5°С

во II коробке-27°С

Этап 3

Проводим в несколько этапов. Накрываем одну коробку красным картоном,. Устанавливаем коробки на одинаковом расстоянии от лампы, так, чтобы они получали одинаковое количество света. Измеряем температуру в коробках до эксперимента и после 30 минут работы лампы. Повторяем с картоном коричневого и зеленого цвета, фольгой.

Результат:

красный картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-24,5°С

коричневый картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-26°С

зеленый картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-23,5°С

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-22°С

Данный опыт отчётливо показал влияние цвета поверхности на изменение температуры. Нужно учесть, что при проведении опыта не были учтены все факторы (отражающая способность поверхности, толщина покрытия), влияющие на конечный результат. Поэтому данные температуры представлены не как абсолютные величины. Результаты опыта представлены в виде диаграмм.

Вывод

Мы рассмотрели способность тел в зависимости от состояния поверхности поглощать энергию. И опытным путем доказали, что тела с темной поверхностью, лучше поглощают энергию и сильнее нагреваются. Для нашего региона, где продолжительность светового дня доходит до 2200часов, иногда бывает трудно поддерживать оптимальный температурный режим и использовать принципы энергосбережения. Поэтому опираясь на полученный результат, можно сделать выводы: 1.Цвет нашего дома (особенно кровля) тоже играет важную роль в поддержании температурного режима. Светлые цвета больше отражают солнечный свет. Темные цвета, наоборот, поглощают. Если выкрасить свой дом в светлые цвета, то в течение лета он будет более прохладным, а зимой меньше отдавать тепла. 2.Растения своей тенью блокируют попадание солнечного света. Таким образом, летом они помогают нам поддерживать прохладу в доме. Зимой же, когда листья с деревьев опадают, то солнечный свет проникает в дом, нагревая его. Используя данные выводы, мы сможем сократить расход энергии в наших домах.

Литература

  1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. Просвещение, 1989.-191с
  2. М.С. Кузей Уроки физики. Мн, «Народна асвита», 1972
  3. Ж.В. Иванова Физика» Ранок», 2008
  4. Т. Фещенко, В. Вожегова Справочник школьника. Физика. Аст, 1996
  5. // [электронный ресурс ] http://spareworld.org/rus/energysaving
  6. //[электронный ресурс ] http://extraplex.com.ua/

Приложение

Опыт №1

Опыт №2

Полезные советы

Перед тем, как начать узнавать все секреты сохранения тепла в доме, стоит обратить внимание на то, как ускользает тепло из нашего дома (процент от всех потерь в обычном панельном доме):

* Стены и двери - 42%

* Вентиляция - 30%

* Окна - 16%

* Подвалы - 5%

* Крыша - 7%


Как сохранить тепло в доме

1. Утром откройте занавеси и/или жалюзи, чтобы солнечный свет попадал в дом. Стекло в окне позволяет свету проходить внутрь, но не выходить обратно. В доме свет накапливается, отталкиваясь от стен и мебели, и в итоге превращается в тепло.

2. Ночью используйте толстые (плотные) занавеси, чтобы не позволять теплу ускользать через окна. Без солнечного света окна становятся вашим врагом. Создайте толстые обои, чтобы не позволить теплу уйти.

* Можно использовать просто толстое одеяло, к которому прикрепляется стержень или палка для сохранения формы.

Измерьте свое окно и найдите что-то твердое, например жесткий стержень или крепкую палку, на которую далее вы сможете наматывать занавес. Можно также использовать прежний стержень от бывшей занавески (если он у вас есть).

* Можно также использовать два куска плотной ткани. Для этого есть инструкция:

2.1 Приготовьте два куска плотной ткани. Положите оба куска ткани один на другой рисунком друг к другу. Закрепите все булавками и обрежьте так, чтобы в итоге получить размер на несколько сантиметров больше, чем размеры окна.

2.2 С трех сторон прошейте все слои. На последней 4-й стороне прошейте треть всей длины с каждого конца (получится, что посередине останется одна не прошитая треть). Используйте не прошитую часть, чтобы вывернуть ткани наизнанку.

2.3 Вставьте в отверстие стержень и закрепите его строчкой, а также прошейте ткани до конца.

* Если шторы длинные и закрывают батареи, то к нижнему краю шторы прикрепите петли, а посередине шторы пришейте пуговицы. Так вы сможете нанизать петли на пуговицы, поднимая шторы над батареей.

3. Загерметизируйте старые оконные рамы, чтобы избежать утечки тепла. Вам не придется тратить много - недорогой герметик можно найти в любом строительном магазине. Также у вас это займет совсем немного времени.

4. Если у вас осталась пузырчатая пленка от товаров, которые в нее оборачивали, отрежьте нужный вам размер. Стоит отметить, что такую пленку можно купить отдельно. Разбрызгайте немного воды на окно и прислоните пленку пузырями к окну – вода будет служить клеем для пленки, и пятен потом не останется. Так вы сможете сократить потерю тепла на 50%.

Как сделать пол теплее

5. Покройте полы коврами. Нет ничего неприятнее, чем становиться босыми ногами на холодный пол утром. Кроме приятного ощущения, ковры также создают дополнительный изоляционный слой, который не позволяет холодному воздуху с пола подняться, а значит, ваши ноги будут вам благодарны.

6. Используйте герметизирующую прокладку (вату или поролон, например), чтобы закрыть все щели в окнах. После этого оклейте щели полосками хлопчатобумажной ткани (ширина каждой полоски 4-5 см). Так вы не дадите теплу ускользнуть из дома.

7. Желательно иметь в доме толстые, массивные двери, которые сохранят вам много тепла. Можно также обить старую входную дверь кожзаменителем, наполненным поролоновой прокладкой.

Все щели желательно заштукатурить монтажной пеной. Если вы решили установить новую дверь, то посмотрите можно ли сохранить старую, т.к. две входные двери создают воздушную прокладку между собой, и она изолирует тепло.

Как сохранить тепло вашего дома

8. Прикрепите лист фольги за радиатором, и он будет отражать тепло назад в комнату, при этом мало тепла ускользнет через стену. Стоит отметить, что зазор между фольгой и батареей должен быть минимум 3 см.

9. Если по тем или иным причинам не получается прикрепить экран из металлической фольги, попробуйте утеплить дом снаружи. Закажите утепление торцевой стены (как правило, это делают специальными плитами).

10. Принимайте душ с открытой дверью (если это возможно). Тепло и влажный воздух, созданные во время купания, поднимут температуру воздуха во всем доме.

11. Сушите вещи в доме. Также как и купание с открытой дверью, этот способ увеличивает влажность воздуха, и вам станет приятнее и комфортнее.

Утепление дома своими руками

12. Переставьте мебель

Не можете позволить себе утеплить стены снаружи? Тогда попробуйте переставить мебель. К примеру, около самой холодной стены поставить большой шкаф. Но заметьте, что диван не стоит ставить вблизи батареи, т.к. вы нарушите воздухообмен.

13. Если у вас есть треснутые окна, обязательно их замените.

14. Если вы решили что-то испечь – оставьте дверь на кухне открытой, чтобы тепло духовки и/или плиты распространялось по всему дому.

15. В последнюю очередь можете приобрести обогреватель.

Как выбрать обогреватель

Перед тем, как приобрести обогреватель, стоит знать несколько вещей.

Сначала вам нужно определиться, для чего он вам нужен. Отталкиваясь от этого, стоит выбирать насколько мощный потребуется обогреватель. Узнайте площадь помещения (комнаты). Обычная квартира с потолками 2,75 - 2,8 м нуждается в обогревателе мощностью не меньше 1 кВт на каждые 10 кв. м.

Большим плюсом будет присутствие в обогревателе регулятора температуры и мощности. Есть несколько типов обогревателей:

15.1 Масляный обогреватель

Как он работает:

Внутри такого обогревателя есть 2 или 3 тэна, которые используются для нагревания минерального масла. У данного масла довольно высокая температура кипения и когда оно нагревается, то тепло отдается по всей металлической поверхности аппарата.

С помощью такого нагревателя воздух греется довольно быстро, к тому же масляный обогреватель не пересушивает воздух. Он может быть оснащен термостатом, с помощью которого обогреватель отключается, когда температура достигнет установленного уровня.

15.2 Конвектор

Как он работает:

Холодный воздух пропускается через тэн и нагревается, а после этого выходит через решетки, находящиеся в верхней части прибора. Дополнительным источником тепла выступает корпус конвектора, который также нагревается. Но ставить обогреватель стоит подальше от мебели, т.к. теплый корпус может ее испортить.

Конвекторы можно крепить к стене или ставить на специальные ножки. Прибор довольно безопасен, т.к. его нагревательный элемент спрятан внутри корпуса. Если конвектор имеет термостат, то он может работать непрерывно.

Единственный минус в том, что обогреватель медленно греет помещение. Его стоит использовать для поддержания нужной температуры.

15.3 Тепловой вентилятор

Как он работает:

Внутри данного обогревателя находится тонкая спираль, которая сильно нагревается. Тепло, созданное нагревом спирали распространяется по помещению с помощью вентилятора.

Воздух в помещении нагревается довольно быстро, к тому же сам прибор легко переносить, т.к. он довольно легкий. Обычно тепловой вентилятор используется в офисах.

Но стоит отметить, что прибор высушивает воздух, что в свою очередь вредит здоровью. Тепловой вентилятор нежелательно использовать там, где есть астматик. Еще один минус такого аппарата - это постоянный шум при его работе.

15.4 Инфракрасный обогреватель (кварцевый излучатель)

Как он работает:

Этот прибор, в отличие от других, нагревает предметы вокруг него, а не воздух. Далее обогрев помещения происходит благодаря теплу, исходящему от нагретых полов, стен и мебели. Это позволяет экономить электричество, т.к. сам прибор может не работать, а помещение продолжает находиться в тепле.

Если на первом месте - экономия, то стоит выбирать именно такой обогреватель. Но стоит знать, что инфракрасные кварцевые излучатели самые дорогие и для их установки нужен специалист.

Ц ветовой дизайн дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность, может украсить наш дом, изменить восприятие его внешнего и объемного вида.

З рительное изменение объема предмета или помещения тоже зависит от цвета. Цвета холодной гаммы называются отступающими, так как помещение становится более просторным и холодным на вид. Если комната небольшая, то ее рекомендуется окрашивать в зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие холодные тона. Цвета теплой гаммы называются выступающими. Если в убранстве комнаты преобладают теплые цвета, то помещение кажется меньше. Эту способность цвета можно использовать при дизайне непропорционально больших комнат, высоких потолков и т. д.

В ыступающие и отступающие цвета можно использовать так, чтобы за их счет помещения зрительно увеличивались или уменьшались. Например, небольшая комната, стены которой оклеены светло-голубыми обоями, производит впечатление более просторной. Если же стены этой комнаты окрасить в красный или интенсивный оранжевый цвет, она оптически станет меньше.

Красный цвет

К расный цвет - наиболее активный, с его помощью создают ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для гостиной, кабинета, холла, кухни, а в спальне его лучше не применять. Красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве придает энергию.

О ттенки красного цвета добавляют настроение любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать свет и делать комнату теплой, отбрасывающей уютный блеск. Если вы настороженно относитесь к использованию ярких оттенков красного, используйте теплые тона терракоты и дерева, они создадут изысканные нежные сочетания этой группы цветов без всякого риска.

Желтый цвет

Ж елтый цвет дает человеку ощущение радости, он благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению работоспособности. Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным, поэтому в чистом виде практически не применяется — чистый желтый цвет лучше применять для акцентов. Еще с эпохи Средневековья каждому цвету приписывалось символическое значение. Так, желтый - цвет ржи и золота - считался цветом изобилия и богатства.

В еселые оттенки ярко-желтого — отличный выбор для кухни. Бледно-желтый — это успокаивающий, расслабляющий цвет — это оттенок для спокойной спальни. Бледно-желтый цвет может создать яркую и свежую атмосферу простора даже в маленькой комнате. Цвет яичного желтка — чрезвычайно живой цвет, который является идеальным выбором, когда вы хотите сделать такую комнату как прихожая или гостиная максимально гостеприимной и радушной.

Оранжевый цвет

О ранжевый цвет вызывает радость, возбуждение, страстность. В сочетании с белым оранжевый дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодных цветов. Его используют в цвете абажура, диванных подушек, штор.

К ак теплый оттенок оранжевый усиливает аппетит, повышает тонус, и поэтому можно использовать его в оформлении кухни, столовой. Яркие детали оранжевого цвета очень стильно смотрятся в гостиной в сочетании с более светлой гаммой цветов.

С очетание благородного оттенка — терракот — с оливково-зелеными и бордовыми тонами создает стиль антикварного кабинета. А сочетание оранжевого с синим и голубым — это напоминание о доме на берегу моря.

Синий цвет

С иний - цвет спокойствия. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Это так называемый строгий цвет, который наряду с другими холодными цветами и оттенками создает деловую, рабочую обстановку. Поэтому чаще всего его применяют для дизайна рабочего помещения, например кабинета.

С иние комнаты не обязательно выглядят холодными. Цвет электрик в духе Матисса создаст уютную атмосферу семейной кухни. Синий и белый составляют классическое сочетание, которое всегда кажется свежим. Сочетайте аксессуары и цвета с тканями, например, с клетчатыми или полосатыми, чтобы создать непреходящее ощущение стиля. Создайте привлекательный облик комнаты, используя синий с оранжевым, его дополнительным цветом.

Голубой цвет

Г олубой цвет вызывает у человека чувство чистоты, свободы, спокойствия и умиротворения. Однако вы должны помнить, что переизбыток голубого цвета может вызывать у человека ощущение апатии и безразличия. Кроме того, он способствует зрительному «охлаждению» помещения, поэтому голубой цвет рекомендуется использовать в солнечных комнатах, выходящих окнами на южную сторону и сочетать с теплыми цветами.

П рименение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее, поэтому подходит для кухни и ванной. Сочетание голубого и коричневых оттенков придают интерьеру респектабельность. Смешение с песочными и золотыми тонами — романтизм и винтажность.

Зеленый цвет

З еленый цвет - это цвет жизни, единения с природой. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза. Цвет прекрасно сочетается со многими другими цветами (желтый, черный, красный, коричневый, белый, сиреневый и некоторые другие) и может присутствовать в интерьере любой комнаты.

О билие зеленого цвета уравновешивает и успокаивает, его пастельные оттенки уменьшают у человека чувство голода, поэтому его целесообразно использовать при оформлении кухни. Способность снимать стресс и приводить в эмоциональное равновесие делает зеленый цвет отличным выбором для спальни.

В зависимости от оттенка зеленый цвет может помочь вам чувствовать себя расслабленным (мята или цвет морской волны), активным (яблоко или лайм), или спрятавшимся далеко в лесу (бутылочный или оливковый).

Бирюзовый цвет

Б ирюзовый цвет — своего рода «хамелеон». Он воспринимается как синий рядом с синим и и как зеленый рядом с зеленым. Использование бирюзового цвета в качестве основного фона в гостиной и его сочетание с разнообразием акцентных тонов синего и зеленого, создает визуально сложную схему, которая вызывает множество иллюзий в нашем восприятии.

Б одрящий оттенок цвета морской волны является освежающим выбором для ванной комнаты. Он выступает в качестве удачной альтернативы традиционному голубому цвету. Этот оттенок смотрится особенно прохладным и чистым, когда сочетается с классическим белым.

В цветотерапии бирюзовый характеризуется как успокаивающий. Он не может надоесть. Поэтому бирюзовые тона будут особенно уместны в спальне, детской и любых зонах отдыха, где необходима спокойная, расслабляющая и умиротворяющая атмосфера.

Розовый цвет

Р озовый цвет расслабляет, создает легкомысленное настроение. В дизайне интерьера розовый цвет вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, создает ощущение защищенности.

Р озовый цвет имеет разные оттенки, и их эффект конечно отличается. Персиковый, кораллово-розовый, лососево-розовый, карминно-розовый и телесно-розовый прекрасно подойдут для спальни и помещений для отдыха. Более активные оттенки, такие как неоново-розовый, цвет фуксии и темно-розовый хороши для ванной, кухни, гостиной, прихожей.

О сновное правило применения розового цвета в интерьере - разбавляйте его другими цветами, тогда цвет не будет таким приторным. Если вы добавляете отдельные элементы декора розового, то их цвет может быть самый яркий и насыщенный. Даже один элемент такого цвета способен привлечь на себя все внимание и быть главным акцентом в помещении.

Фиолетовый цвет

Ф иолетовый цвет настраивает человека на торжественный лад, но обилие цвета может вызывать дискомфорт. Поэтому фиолетовый надо разбавлять — использование большого количества белого рядом с оттенками фиолетового сохраняет их яркость и свежесть, особенно когда комната наполнена солнцем. Светлые тона этого цвета могут визуально увеличить комнату.

В ы можете добавить комнате оттенки фиолетового с помощью аксессуаров, таких как покрывала, ковры, подушки, кисти штор. Чем более интересная у них текстура, тем более содержательным будет эффект в целом.

И спользование ярких оттенков фиолетового уместно на кухне, в ванной. Винные оттенки можно использовать в гостиной, столовой и кабинете. Спальню лучше оформлять в лавандовых и синих оттенка фиолетового цвета.

Бежевый цвет

Б ежевый цвет обладает внутренней теплотой, заряжает положительной энергией и способствует формированию душевной гармонии. Он способен расширить пространство небольшой комнаты и сделать помещение светлее в несколько раз. Он подходит для любых помещений: не бросается в глаза, сочетается с любыми цветами, может приглушить яркие оттенки и служит отличным фоном для мебели и ярких аксессуаров.

Б еж дружит с зеленым и коричневым. Для любителей теплых тонов подойдут сочетания бежевого с персиковым цветом или розовым, а для тех, кому по душе яркие краски, бежевый цвет в интерьере будет хорошим партнером для малинового или лилового.

О собенно популярен нежный беж в спальне: такой фон позволит полноценно отдохнуть и расслабиться после рабочего дня. Только не заглушайте бежевый яркими тонами – лучше подчеркните спокойными теплыми элементами декора.

Белый цвет

Б елый цвет - это цвет чистоты, мудрости и здоровья. У него множество оттенков: цвет слоновой кости, топленого молока, натурального хлопка и льна, цвет перламутра. Игра с различными оттенками поможет создать изысканную цветовую гамму в интерьере, которая не будет однообразной.

Ц ветовая гамма сочетаний может быть любой. В ансамбле с бежевыми, коричневыми, терракотовыми белый интерьер станет уютным и умиротворяющим. При добавлении ярких синих, зеленых, красных деталей – будет ярким, запоминающимся. Очень выразительно черно-белое сочетание – более стильный вариант отыскать сложно.

Б ольшое значение в белых интерьерах уделяется использованию различных материалов и фактур. Комбинации глянцевых и матовых, шершавых и гладких поверхностей, контрасты теплых и холодных материалов в интерьере приобретают особую прелесть.

Серый цвет

С ерый цвет в интерьере стал своеобразным интерьерным «мерилом люкса», успешности, стабильного достатка. Серый – прекрасный фоновый цвет, он может быть не только ахроматическим, но иметь оттенок — краски могут носить поэтические названия: белый свинец, льняной, белая жесть, известковый, пепельный, белый кремень.

К аково бы ни было сочетание цветов в интерьере, серый всегда будет уместен. Особенно выигрышно он смотрится в совокупности с теплыми тонами. Черно-белые фото или картины в стальных рамах на стенах, серебристо-серые подушки или покрывала, торшеры или бра, современные вазы либо слегка разбавят излишнюю пестроту вашего интерьера, либо добавят в него немного прохлады.

Б огатство оттенков позволяет использовать серый цвет в интерьере любого помещения: от детской до рабочего кабинета и спальни.