Руководство по эксплуатации nace поворотные дисковые затворы. Не менее чем один раз в год необходимо проверять качество седлового уплотнения

Затворы AVK серии 756 подходят как для бесколодезной установки - т.е. засыпки грунтом, так и для установки в колодцах, камерах и т.д. Затворы являются двунаправленными, однако на затворах больших диаметров на корпусе отлита стрелка, указывающая рекомендуемое направление потока. AVK рекомендует устанавливать затворы в соответствии с указанным направлением потока.

ВАЖНО: До начала монтажа обязательно убедитесь, что затвор работоспособен. Для этого нанесите на резиновое уплотнение диска и седло нейтральную смазку, например, силиконовую. В случае отсутствия нейтральной смазки обильно пролейте затвор обычной водой при полуоткрытом положении диска, т.к. вода также является смазкой. После чего проведите один полный цикл открытия - закрытия. Данную операцию необходимо произвести до установки затвора на трубопроводе.

В случае обнаружения неисправностей необходимо уведомить об этом ближайшее представительство AVK в письменной форме. В уведомлении должно быть указано: наименование товара, дата и номер товарной накладной и договора поставки; основные недостатки, обнаруженные в товаре, а также количество товара ненадлежащего качества, при необходимости приложить фотоснимки.

В силу того, что затворы изготавливаются как точный прибор, не допускайте неправильного или небрежного обращения, в результате которого в затвор может попасть грязь.

В процессе монтажа затвора и его эксплуатации следует избегать применения излишнего усилия. Перед монтажом затвора удалите все упаковочные материалы, убедитесь в отсутствии мусора и грязи в трубопроводе и в самом затворе. Проведите осмотр рабочих частей, резинового уплотнения и убедитесь в отсутствии повреждений.

Затвор крепится к ответному фланцу болтами соответствующего диаметра (см. Табл.1). Рассверловка фланцевых отверстий выполнена по ГОСТ. Количество и расположение фланцевых отверстий для Р1М10 и Р1М16 может различаться. На это необходимо обращать внимание при выборе ответного фланца.
Затяжка болтов производится крест-накрест (см. Рис.1).


Таблица 1. Рекомендуемые диаметры болтов, момент затяжки, по ISO 7005-2

DN, мм Диаметр болтов Количество болтов
PN 10 PN 16 PN 10 PN 16
200 М 20 М 20 8 12
250 М 20 М 24 12 12
300 М 20 М 24 12 12
350 М 20 М 24 16 16
400 М 24 М 27 16 16
450 М 24 М 27 20 20
500 М 24 М 30 20 20
600 М 27 М 33 20 20
700 М 27 М 33 24 24
800 М 30 М 36 24 25
900 М 30 М 36 28 28
1000 М 33 М 39 28 28
1200 М 36 М 45 32 32
1400 М 39 М 45 36 36

На корпусе затвора в отливке указаны максимально допустимое давление, логотип изготовителя и использованный материал.
Перед монтажом затвора необходимо проверить маркировку на наклейке, которая находится в специальной рамке на корпусе, и убедиться, что указанные характеристики соответствуют условиям установки. Для упрощения прослеживаемое™ зарегистрируйте серийный номер и место расположения затвора.

Затворы А\/К серии 756 расчитаны на максимальную скорость потока до 7 м/сек. Не допускается уста¬новка на средах с более высокими скоростями потока. В случае несоблюдения этого условия, а также при регулировании расхода, на внутренних поверхностях могут появиться кавитационные поры.

При монтаже следует убедиться, что внутренний диаметр ответного фланца достаточен для полного от¬крытия затвора и не препятствует движению диска в крайних положениях. Расстояние между фланцами труб не должно затруднять монтаж затвора. Рекомендуется, чтобы ответные фланцы позволяли регулировать межфланцевое расстояние.

ВАЖНО: Затвор следует устанавливать на трубопровод в приоткрытом состоянии.

До окончательного завершения монтажа проверить работоспособность и герметичность системы под давлением (макс. давление 1.1 х Р1\1 -для закрытых затворов, и 1.5 х Р№ -для открытых, в соответствии с ЕЫ 593 (ЕЫ 1074).

Информация по рабочим моментам на открытие/закрытие, количеству оборотов для полного закрытия затвора, моментам настройки электропривода находится в таблице 2.

При работе затвора следует проверить следующее:
- уровень шума при прохождении жидкости через затвор не должен превышать 70 дб;
- отсутствие свиста в жидкостных линиях;
- отсутствие шума мелкой гальки и гравия, которые не должны присутствовать в потоке;
- отсутстиве механического шума от подвижных частей затвора / привода.

Примечание: Уровень шума (70-85 дб) можно понизить путем изолирования затвора. Шум свыше 85 дб может свидетельствовать о серьезной проблеме. Следует связаться с системотехниками для определения причины повышенного шума и устранения проблемы. Уровень шума также следует проверить при закрытии затвора.


Таблица 2. Моменты кручения и количество оборотов

Размер затвора сер. 756
DN, мм

Настройка момента на электроприводе, Н-м

(электропривод устанавливается на ISOредуктор)


(электропривод)
Максимальный момент кручения для закрытия
(ручное управление),
Н-м
Количество оборотов для открытия
(ручное управление)
Момент свободного кручения,
Н-м

Момент на разрыв,
Н-м

200 60 10 40 8,5 7 120
250 60 10 60 8,5 7 120
300 60*/100** 17,5 80 9,5 7 280
350 60*/100** 17,5 100 9,5 7 280
400 60*/100** 17,5 140 9,5 7 280
450 100*/120** 17,5 140 14***/21**** 7 280
500 100*/120** 17,5 140 14***/21**** 7 280
600 150 17,5 140 21 7 300
700 100 70 120 52 12 240
800 100 70*/87,5** 120 52*/78** 12 240
900 100 70*/87,5** 120 78 12 240
1000 100 87,5*/135** 120 78 12 240
1200 100 135*/180** 120 175,5*/176,25** 12 240

*** редуктор IP65, IP67

**** редуктор IP68

Устранение неисправностей

Протекание фланцевых прокладок может быть вызвано следующим:
- плохой центровкой затвора относительно центральной оси трубы;
- повреждением поверхности прокладки;
- фланцевые болты закручены с неверным моментом;
- разболтавшиеся прокладки (см. рекомендации поставщика).

Внутренние протекания закрытого диска могут быть вызваны следующим:
- необратимым повреждением уплотнительных поверхностей, вызванным инородными телами;
- эрозионным или кавитационным повреждением уплотнительных поверхностей;
- неправильной настройкой привода или редуктора, т.е. неверно заданным конечным положением диска.
Протекание вала может быть вызвано поврежденным или изношенным уплотнением. В этом случае следует обратиться к ближайшему представителю AVK.

Установка в камерах или помещениях

При установке затвора в камере или помещении управление осуществляется с помощью маховика. Маховик крепится к затвору с помощью входящей в комплект шпильки.
Допускается установка на горизонтальных, вертикальных трубопроводах, а также проходящих под углом к поверхности земли. Разрешенное положение затвора: валы затвора расположены параллельно земле, редуктор находится сбоку затвора (не сверху), шток редуктора ориентирован вверх или вбок (в случае установки на вертикальном трубопроводе).
Затворы с управлением от электропривода поставляются с уже настроенными концевыми и моментными выключателями. Проводить настройку на месте не требуется.
При монтаже затвора с электроприводом на вертикальном трубопроводе требуется установка опоры под электропривод.
При установке затвора с электроприводом обращайте внимание на степень защиты IP редуктора и электропривода для выбора корректных окружающих условий работы.

Бесколодезная установка

Для бесколодезной установки затвора AVK, кроме самого затвора Вам также понадобятся: удлинительный шпиндель AVK, опорная плита AVK типа Е81 и уличный ковер AVK.
При подготовке почвы в месте установки затвора следует руководствоваться инструкцией по прокладке трубопровода. При установке затвора может потребоваться строительство основания, особенно для затворов больших диаметров. Также важно обеспечить хорошую многослойную трамбовку грунта в месте установки.

При монтаже необходимо следить, чтобы удлинительный шпиндель был направлен вертикально вверх под углом 90" по отношению к затвору и уровню земли. Угловых отклонений не допускается, т.к. это может при­вести к поломке шпинделя. Рекомендуется применять удлинительные шпиндели телескопического типа. При использовании удлинительного шпинделя фиксированной длины просьба учесть, что в случае использования неправильного уличного ковера, поверхностные нагрузки передаются непосредственно на затвор.

  1. Соедините затвор с ответными фланцами трубопровода.
  2. Установите удлинительный шпиндель на затвор, для чего сдвиньте пластиковый кожух вверх, совместите крепежное отверстие на шпинделе с отверстием на штоке затвора.
  3. Зафиксируйте шпиндель на затворе с помощью вхоящей в комплект шпильки. Сдвиньте пла­стиковый кожух вниз до упора.
  4. Отрегулируйте длину телескопического шпинделя так, чтобы верхняя часть находилась на 5-7 см ниже уровня земли.
  5. Начинайте засыпать траншею грунтом до уровня «лапок» на шпинделе. Обязательно про­водите послойную трамбовку почвы. Может потребоваться досыпка грунта. При засыпке не используйте бульдозер, т.к. это может привести к смещению и поломке шпинделя.
  6. Установите опорную плиту на шпиндель так, чтобы «лапки» шпинделя прошли сквозь пазы в опорной плите. После чего поверните опорную плиту на 90°.
  7. Установите на опорную плиту уличный ковер AVK и произведите окончательную засыпку грунтом до верхней крышки и трамбовку. Ковер выдерживает нагрузку до 40 тонн и может устанавливаться на проезжих частях.

2. Эксплуатация

Конструкция затвора предусматривает максимально длительный срок эксплуатации, техническое обслуживание при этом не требуется.

Затвор закрывается поворотом штока по часовой стрелке, если в табличке на корпусе не указано обратного. Операция открытия-закрытия затвора осуществляется силами ОДНОГО человека. Увеличение размеров Т-образного ключа или приложение чрезмерных усилий может повредить затвор.

Если есть подозрения о внутренней или внешней утечке, следует незамедлительно поставить в известность ближайшее представительство AVK, получить информацию о необходимых мерах для ее устранения и строго следовать рекомендациям.

Затворы AVK не требуют технического ухода, однако, чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации, рекомендуется периодически проводить полное или частичное открытие-закрытие затворов, остающихся в закрытом или открытом положении на протяжении длительных периодов. Пожалуйста, помните, что управление не новыми затворами может быть иногда затруднено.

Варианты управления дисковыми поворотными затворами AVK

Инструкция монтажа и эксплуатации поворотных затворов AVK дисковых серий 756 для водоснабжения

Поворотный дисковый затвор предназначен для закрытия, открытия трубы. Горячая и холодная вода, воздух, неагрессивные потоки жидкости могут регулироваться вручную.

Поворотный дисковый затвор — это один из видов трубопроводной арматуры. Круглый корпус, внутри которого располагается запорный поворотный диск.
Резиновая манжета обеспечивает полную герметичность, внутри которой он вращается. Корпус с диском изготавливается из металла. Это допускается чугун, сталь нержавеющая, и многое другое. Корпус не входит в контакт с рабочей средой.
Седловое уплотнение обеспечивает работу затвора при заданных температурных режимах. Затвор стягивается между фланцами трубопровода, обеспечивая герметичность соединения без дополнительных прокладок, в отличие от других конструкций межфланцевого подсоединения.

Поворотный диск имеет ручку с фиксатором. С его помощью устанавливается поворотный затвор в промежуточные положения с шагом в 10 градусов.

Эксплуатация поворотных затворов AVK дисковых серий 756 для водоснабжения.

1. Монтаж.
Поворотный затвор AVK серии 756 подходит без колодезной установки - то есть засыпки грунтом и для монтажа в колодцах, камерах.

Задвижки являются двунаправленными. На корпусе затвора большого диаметра отлита стрелка, которая указывает нужное направление потока. AVK рекомендует пользоваться затворами в строгом соответствии с направлением стрелки потока.
До начала установки обязательно (важно) убедиться в работоспособности затвора. Нужно смазать силиконовым нейтральным средством резиновое уплотнение диска с седлом. Если нет силиконовой смазки, то затвор подставить под проточную обычную воду при полуоткрытом положении диска. В этом случае вода также будет являться смазкой.
Затем нужно до монтажа затвора на трубопроводе провести один полный цикл открытия — закрытия.

При обнаружении неисправности нужно уведомить ближайшее представительство AVK в письменной форме. Сообщить все необходимые данные. Название товара, дата поступления и номер товарной накладной. Укажите договор поставки, выявленную неисправность, количество бракованного товара. Желательно отправить фотоснимки.
Обращайтесь с затвором осторожно как с точным прибором, оберегайте от попадания грязи.
При монтаже затвора и его эксплуатации не применяйте излишних усилий. Перед его установкой распакуйте товар, убедитесь в чистоте, проверьте трубопровод и сам затвор. Осмотрите рабочие части, уплотнения из резины и убедитесь, что повреждений нет.

Затвор закрепите к ответному фланцу болтами соответствующего диаметра. Отверстия имеют стандартную рассверловку. При выборе ответного фланца обратите внимание на расположение и количество отверстий для Р1-М10 и Р1-М16. Они имеют иногда различия.

Проводите затяжку болтов крест-накрест. Корпус затвора в отливке имеет отметку максимально допустимого давления, логотип изготовителя и применённый материал.
Перед тем как установить затвор проверьте маркировку на корпусе, помещённую в специальную рамку. Убедитесь, что данные соответствуют условиям установки.

Затворы AVK серии 756 рассчитаны на максимально допустимую скорость потока 7- м/сек. Более высокие не допускаются. Иначе на внутренней поверхности появятся кавитационные поры.
Внутренний диаметр ответного фланца должен соответствовать полному открытию затвора и не мешать движению диска в крайних положениях.
Затвор устанавливается на трубопровод в приоткрытом состоянии.
До завершения установки затворов проверьте на герметичность системы под давлением (макс.1.1 - Р 1 - в закрытых, и 1.5 - P № - открытых).

При работе затвора проверяйте:

1. Уровень шума в момент прохождения жидкости через затвор не выше 70 децибел. Изолирование затвора снизит его.
2. Отсутствие свиста в жидкостных линиях.
3. Присутствие шума мелкой гальки и гравия, которые не должны быть в потоке.
4. Отсутствие шума от механических подвижных частей затвора / привода.

Шум свыше 85 децибел свидетельствует о серьёзной проблеме.

Немедленно определить причину повышения шума и устранить проблему. Проверять его и при закрытии затвора.

Неисправности.

1. При плохой центровке затвора относительно оси трубы начнут протекать фланцевые прокладки.
2. Наступит повреждение поверхности прокладки.
3. Фланцевые болты закручены с неправильным моментом.
4. Разболтавшиеся прокладки.

Внутренние протекания закрытого диска могут быть вызваны следующим:

1. Необратимым повреждением уплотнительных поверхностей, вызванным инородными телами.
2. Эрозионным или кавитационным разрушением уплотнительных поверхностей.
3. Неправильной настройкой привода или редуктора, то есть неверно заданным конечным положением диска.
4. Протекание вала может быть вызвано повреждённым или изношенным уплотнением. Сразу же обращайтесь к ближайшему представителю AVK.

Эксплуатация.

Конструкция затвора AVK предусматривает максимально длительный срок службы без технического обслуживания. Но для обеспечения нормальной работы рекомендуется периодически проводить полное или частичное открытие-закрытие задвижки.
При отсутствии таблички с указанием обратного потока затвор закрывается поворотом штока по часовой стрелке.
Операция открытия-закрытия затвора проводится силой одного человека без напряжения, чтобы не повредить затвор.

Пожалуйста, запомните, что регулирование бывшими в употреблении затворами может вызывать затруднение.

Дисковый фланцевый затвор относится к разряду запирающей арматуры, которая используется в трубопроводах. Его отличие от других элементов системы заключается в конструкции – основной частью механизма является диск, при движении перекрывающий водяной поток. Дисковые затворы очень популярны из-за своего длительного срока эксплуатации, а также способности работать в агрессивных средах. Даже резиновый уплотнитель стойко переносит воздействие кислот и щелочей.

Основные преимущества:

  • Компактные размеры. Соответственно меньшая трата усилий во время монтажа.
  • Небольшой вес. Не создаёт проблем при транспортировке и установке изделия. Также оказывает меньшее воздействие на трубопровод в дальнейшем.
  • Для установки не требует большого пространства. Возможен монтаж в неудобных и стеснённых условиях.
  • Обеспечивает надёжное и герметичное перекрытие системы за короткий промежуток времени.
  • Простота конструкции. Не требует особенных знаний, достаточно только правильно произвести монтаж.
  • Относительная безопасность системы, так как отсутствует давление.
  • Длительный срок эксплуатации. При условиях проведения технического обслуживания и своевременного ремонта.
  • Доступная ценовая политика, которая становится более низкой с дальнейшим усовершенствованием системы.

Основным недостатком устройства является невозможность использования его в системах с высоким давлением. В остальном, дисковый фланцевый затвор полностью оправдывает затраченные на него средства. Не требует частого технического обслуживания, обладает простой конструкцией, что упрощает проведение ремонта.

Что необходимо знать при монтаже фланцевых затворов

При установке дискового фланцевого затвора следует знать перечень основных правил:

  • Перед началом монтажа следует сверить диаметр фланцев и диаметр самого затвора. Эти две величины должны совпадать, разность диаметров может привести к некорректной работе системы и возникновению поломки.
  • Подготовительным периодом является тщательное удаление ржавчины, окалины и мусора с внутренней поверхности трубопровода. Это позволяет обеспечить лучшую сцепку системы. Также данный мусор может повредить манжету при эксплуатации.
  • Устанавливая любую разновидность дискового затвора, никогда не используют прокладки.
  • Начиная монтаж, следует немного приоткрыть диск затвора. При этом диск не должен пересечь линию корпуса устройства.
  • Во время затяжки болтов, которые соединяют фланцы и корпус, данную операцию следует производить равномерно. Иначе, неправильное затягивание может привести к повреждению резьбы или перекосу поверхности.
  • После монтажа устройства следует проверить его работоспособность. Диск должен свободно переходить из закрытого, в открытое положение, и наоборот.

Несколько вариантов монтажа

Установка дисковых затворов не всегда происходит на открытом пространстве, поэтому следует знать различные варианты монтажа.

  • Приваривание монтажной вставки. Данный способ установки является самым безопасным и чаще всего используется специалистами. Между фланцами устанавливается специальная монтажная вставка, которая фиксирует конструкцию во время монтажа. Далее следует процесс приваривания фланцев к трубопроводу. После того, как фланцы надёжно закреплены, монтажную вставку удаляют, а на её место устанавливают дисковый затвор.
  • Приваривание готового трубопровода, с уже закреплённым затвором. Используется, если система не позволяет воспользоваться вышеописанным способом. Обрезки труб (не менее двух диаметров затвора) приваривают к фланцам. Затвор, посредством болтов, стягивают между фланцами в единую конструкцию. Все операции производятся согласно инструкции от производителя. Далее обрезки труб приваривают к основному трубопроводу. Неудобство заключается в большом количестве сварных швов.
  • Приварка фланцев с установленным затвором. Монтаж похож на первый способ, только вместо монтажной вставки используется дисковый затвор, наживлённый на болты. Следует помнить, что конструкцию нельзя затягивать полностью, так как после первоначальной приварки фланцев, затвор следует извлечь и произвести полную сварку. После чего можно осуществлять окончательный монтаж механизма. Данный метод требует определённых навыков, так как во время первоначального прихватывания фланцев, может пострадать седловой уплотнитель.

Выбирать один из вышеописанных методов следует исходя из ситуации и навыков бригады, которая занимается монтажом. Но основным критерием выбора является место, где будет расположен дисковый фланцевый затвор.

Где обыкновенно устанавливается дисковый затвор

Чаще всего затворы монтируются в самом начале системы. Там, где при необходимости можно быстро перекрыть подачу воды, или любой другой эксплуатируемой среды. Установка данного элемента системы возможна и при ответвлениях трубопровода. Несколько затворов используется если трубопровод имеет большие масштабы. При установке затвора в любую систему, следует знать его технические характеристики. Мощность потока может быть очень большой, это приведёт к установке более подходящего оборудования.

Также дисковые затворы монтируют непосредственно перед потребителем. Это позволяет обеспечить быстроту отключения системы, в случае несоблюдения договорённостей потребителем. Ремонт и техническое обслуживание системы производится тем, кто устанавливает элемент.

Непосредственно на трубопроводе фланцы должны располагаться параллельно друг другу, на заранее определённом расстоянии. Между ними должен свободно проходить затвор. Такая установка обусловлена последующим удобством при техническом обслуживании и ремонте.

Если затворный элемент эксплуатируется в агрессивной среде, то его следует устанавливать под небольшим углом. Лучше всего горизонтально. Тогда не происходит засорение системы крупным мусором и другими веществами.

Дальнейшая эксплуатация устройства

Правильная установка затвора, следуя инструкциям и рекомендациям, приведёт к повышению его срока эксплуатации и снизит процент неожиданных поломок. Помимо правильности установки также следует тщательно подбирать устройство. Дисковые затворы различной величины рассчитаны на определённый поток воды. Если не рассчитать параметры, то возникновение скорых и частых поломок неизбежно.

Открытие и закрытие затвора производится плавно, без приложения чрезмерных усилий. Для этого используют:

  • Рукоятки различной величины.
  • Редукторы.
  • Приводы.

Вся продукция должна поставляться в комплекте с затвором. Если осуществлять перекрытие системы резко, то это повышает вероятность возникновения гидравлического удара. Особенно это опасно в больших системах, где напор воды протекает в чрезмерных количествах.

Особое внимание механизму уделяют при резких перепадах температуры. В холодную пору на детали и корпус следует нанести тонкий слой специальной смазки, которая препятствует замерзанию и коррозии.

Техническое обслуживание, ремонт и хранение

Техническое обслуживание затворов проводят не менее одного раза в полгода. Ремонтные работы – по результатам технического обслуживания, или при внезапной поломке.

Комплекс процедур начинается с внешнего осмотра изделия. При явных повреждения корпуса, сварных швов или фланцев, данные элементы должны быть заменены. Также следует обращать внимание на появление коррозии. Проблемные участки необходимо зачистить с помощью наждачной бумаги и обработать антикоррозийным веществом.

Основное внимание следует уделять качеству болтовых соединений. Обязательна подтяжка болтов и их замена, в случае повреждения резьбы. Подтяжку следует осуществлять согласно инструкции по эксплуатации изделия, которая поступает вместе с затвором от производителя.

Не менее чем один раз в год необходимо проверять качество седлового уплотнения. К частым поломкам данного элемента относятся:

  • Растрескивание основание. Происходит по причине природного износа материала. Требует немедленной замены.
  • Низкая эластичность уплотнения. Как и предыдущая проблема, низкая эластичность проявляется из-за износа. Отображается на работе устройства – затвор не полностью перекрывает эксплуатируемую среду. Такой материал не стоит оставлять на своём штатном месте, лучше заменить.
  • Отсутствие силиконовой смазки. Такое возможно из-за низкого качества смазки. Уплотнитель заменять не следует, достаточно нанести новый слой силикона.

По окончанию технического обслуживания в обязательном порядке проводят тестирование системы на герметичность. При низких показателях необходимо искать и устранять неисправность.

Хранение изделия обязательно должно происходить в тёплом помещении. Лучше всего использовать заводскую упаковку или плотный полиэтилен. Также может подойти одинарный слой промасленной бумаги. При продолжительном пребывании в сырой среде, на корпусе затвора возможно появление коррозии. От таких условий может пострадать целостность седлового уплотнения.