Автомобильная помпа и принцип её работы. Насос водяной: железное сердце системы охлаждения

Жидкостный насос



Назначение и устройство насоса охлаждающей жидкости

Жидкостный насос, или как его называют – помпа, создает в системе охлаждения принудительную циркуляцию жидкости.
Как правило, в системах охлаждения двигателей применяют одноступенчатые . Привод жидкостного насоса обычно осуществляется от коленчатого вала при помощи клиноременной, зубчатоременной или зубчатой цилиндрической передачи.

Жидкостный насос состоит из корпуса, представляющего собой улитку, вала привода, размещенного в корпусе на подшипниках, крыльчатки, которая часто выполняется заодно с валом привода, а также уплотняющих элементов – манжет, сальников и т. п.

Подшипники, на которых устанавливается вал привода с крыльчаткой, чаще всего не нуждаются в периодической смазке – они выполняются закрытыми или уплотненными, и предварительно заполняются тугоплавкой смазкой. Иногда предусматривается смазка подшипников охлаждающей жидкостью - антифризом.

На рисунке 1 представлен жидкостный насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-431410, который состоит из корпуса 7 , крыльчатки 5 и корпуса 10 подшипников, соединенных между собой через прокладку 6 .
Вал 4 насоса вращается в двух шарикоподшипниках 3 , снабженных уплотнительными манжетами для удержания масла. Передний подшипник фиксируется упорным кольцом 2 , а задний удерживается от перемещения дистанционной втулкой 11 .



Крыльчатка 5 крепится на конце вала. При вращении крыльчатки охлаждающая жидкость из подводящего патрубка 9 поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса 7 , перемещается по спирали вдоль стенок и через полые отводы 8 подается в рубашку охлаждения.



Герметичность вращающихся деталей, расположенных в корпусе 7 насоса, обеспечивается самоподжимной уплотнительной манжетой, установленной в крыльчатке и состоящей из уплотнительной шайбы 17 , резиновой манжеты 16 и пружины, прижимающей шайбу 17 к торцу корпуса подшипников. Своими выступами шайба 17 входит в пазы крыльчатки 5 и закрепляется обоймой 18 .
На переднем конце вала 4 с помощью втулки 12 установлена ступица 13 , к которой крепится шкив 14 привода насоса и вентилятора.

На рис. 2 представлен продольный разрез жидкостного насоса системы охлаждения двигателя ВАЗ. Как видно из рисунка, принципиально конструкция мало отличается от рассмотренной выше.






Тосол выполняет функцию охлаждения двигателя, проходя по трубкам и магистралям, расположенных, как внутри двигателя, так и патрубкам в силовом отсеке транспортного средства. Но тосол должен нагнетаться и циркулировать под воздействием специального устройства, которым и является водяной насос. Двигатель «шестерки» охлаждается по схожему принципу, поэтому помпа ВАЗ 2106 и заставляет охладитель перемещаться. При выходе ее из строя при работающем двигателе его температура начинает повышаться, что может привести к перегреву мотора и к разрушению охладительных магистралей.

Неисправная помпа подлежит снятию и последующему ремонту или замене. Многие наши соотечественниками, которые управляют «шестеркой», спрашивают, сколько стоит помпа для ВАЗ 2106, чтобы приобрести ее в случае необходимости. С этой целью необходимо посетить автомобильный магазин по продаже запчастей, где видно, что цена составляет сумму в пределах 650 рублей.

Устройство помпы

Подробное устройство помпы следующее: это жидкостный центробежный насос, приводимый в действие от шкива коленчатого вала силовой установки, усилие от которой посредством клиновидной ременной передачи транслируется на шкив помпы ТС. Непосредственно изделие крепится справа к блоку двигателя через паронитовое уплотнение. Корпусная часть и крышка детали изготовлены из сплава алюминия. Вал помпы вращается с помощью двухрядного безобойменного подшипника неразборного типа.

С одной стороны вала закреплена крыльчатка, с другой - ступица приводного шкива. Кольцо-уплотнитель подпружинивает крыльчатку с помощью сальника неразборного типа, который размещен в насосной крышке и закреплен методом запрессовки. Корпусная часть помпы на ВАЗ 2106, фото которой размещено на нашем ресурсе, оснащена входным патрубком и выходным отверстием. Вращением крыльчатки формируется необходимое давление, которое обеспечивает ход охладителя в магистральную систему охлаждения двигателя и других элементов, требующих теплового отведения нагретой жидкости.

Все перечисленные выше детали можно рассмотреть при полной разборке помпы, которая проводится при ремонтных работах. Проверить циркуляцию охладительной жидкости и работоспособность водяного насоса можно следующим способом: прогреваем двигатель до температурного значения 90 градусов по Цельсию и сжимаем патрубок радиатора верхнего расположения. При работающей помпе охладитель в системе должен продолжать циркуляцию.


Неисправности и ремонт помпы

Все неисправности помпы связаны с ее эксплуатацией. Иногда в изделии появляются громкие шумы, что свидетельствует о скором выходе водяного насоса из строя. Основные детали, которые подлежат ремонту - сальник и подшипник. Обычно это является причиной такого дефекта, в т.ч. и когда течет помпа и необходимо принимать неотложные меры, чтобы доехать до ремонтного органа. Проводя разборку помпы «шестерки», можно провести замену означенных компонентов водяного насоса.


В автомобиле ВАЗ 2106 водяная помпа подлежит замене в случае невозможности проведения ремонтных работ по улучшению ее функционала. Рассмотрим вопрос, как поменять помпу на автомобиле. При ее замене использованный тосол желательно слить, и закачать более свежую охлаждающую жидкость. Необходимо подготовить для демонтажных работ набор слесарных инструментов из водительского комплекта и дополнительный бак для слива охладителя.

Демонтаж водяного насоса:

  1. Подставляем под двигатель дополнительный бак для слива охладителя и выполняем эту операцию.
  2. При полной замене охладителя снимает также пробку для слива на радиаторе автомобиля.
  3. Отсоединяем АКБ и ставим ее в сторону.
  4. Рассоединяем колодку контактов от вентилятора и демонтируем его.
  5. Немного откручиваем крепеж натяжителя генераторного ремня и демонтируем его. Снимаем крепеж скобы водяного насоса и убираем ее вбок.
  6. Теперь необходимо снять шкив помпы,отвинтив крепеж и застопорив положение изделия отверткой или ее аналогом.
  7. Демонтируем водяной насос, сняв крепеж.
  8. Заменяем уплотнитель и или зачищаем места крепления водяного насоса и моторного блока.
  9. Далее проводим установку помпы вместе с новым уплотнителем и делаем сборку по принципу обратного алгоритма.
  10. Заправляем систему тосолом, проводим сборку необходимого навесного оборудования и закрепляем АКБ.

На этом установку помпы на ВАЗ 2106 обновленного вида можно считать оконченной. Выбор производителя помпы представляется достаточно сложным мероприятием. Таких фирм много и трудно определить, какое изделие лучше по качеству. Зато автолюбители в один голос определили, помпу какой фирмы не стоит выбирать на замену. Наихудшие отзывы на формах высказываются в отношении водяного насоса от компании «Фенокс» из-за низкого качества сборки.


По мнению многих автолюбителей, эксплуатировавших в частном пользовании «шестерку», предпочтительным вариантом следует считать эксплуатацию помпы производства Волжского автозавода. Главное, при приобретении этой детали необходимо проверять наличие уплотнительной прокладки, которая понадобится для монтажа изделия.

Комментариев:

Очень часто люди отказываются от централизованного водоснабжения или просто не имеют такой возможности, и тогда выходом из положения является автономное снабжение дома водой. Для подачи воды от источника к дому используется устройство, которое называется помпа. Она способна поднимать воду с глубины и передавать ее на значительные расстояния.

Для скважин и колодцев существуют различные виды насосов, погружные и поверхностные.

Часто указанные помпы для воды идут в комплекте с накопительным или мембранным баком, но такая конструкция насоса уже будет иметь название насосная станция. Такая станция позволяет снабжать водой ваш дом в автоматическом режиме, без вашего участия. Вам нет необходимости включать или выключать насос, все будет происходить автоматически.

Какие бывают виды самовсасывающих насосов

В зависимости от конструкции помпы эжектор в ней может быть выносным или встроенным. Самовсасывающий насос подает воду за счет того, что в нем создается разряжение. Такие помпы достаточно шумные во время работы, и поэтому для их размещения лучше предусмотреть отдельное помещение.

Одним из достоинств самовсасывающей помпы является то, что она может подавать воду с достаточно большой глубины до 10 метров. Сам насос остается на поверхности, а к источнику воды идет только подающая труба. Такое устройство насоса позволяет легко контролировать его состояние и при необходимости проводить его ремонт или замену.

Часто данное устройство выходит из строя при наличии «сухого хода», поэтому надо избегать работы помпы без воды.

Есть самовсасывающие помпы, они подают воду без эжекторов. В этом случае жидкость всасывается при помощи гидравлического устройства, он имеет многоступенчатую конструкцию.

Преимуществом такой помпы является то, что она работает почти бесшумно, но подавать воду она может с меньшей глубины, чем устройство с эжектором.

Как устроен и как действует центробежный насос

Корпус такой помпы имеет форму спирали, в нем находится колесо с лопастями. Полость помпы, в которой расположено колесо, патрубками связана с всасывающим и подающим трубопроводом.

После того как в корпус попадает вода, и начинает вращаться колесо с лопастями, за счет повышения давления происходит выталкивание воды в напорный трубопровод. С другой стороны колеса давление напора падает, и за счет этого происходит засасывание воды в полость помпы. Таким образом, вода подается непрерывным потоком.

Рабочее колесо может быть одно или их может быть несколько, это влияет на то, будет помпа одноступенчатой или многоступенчатой.

Принцип работы насоса от количества колес не меняется, движение воды происходит за счет центробежной силы.

Как работает вихревой насос

Схема вихревого насоса.

За счет вакуума в насос всасывается воздух, затем он смешивается с водой, что находится внутри корпуса. После этого в рабочей камере за счет разной плотности вода и воздух разделяются, и затем вихревая помпа работает так же, как и центробежный насос.

Для того чтобы воздух снова не попадал в трубопровод, на всасывающем фланце есть обратный клапан. Такая помпа может подавать воду с глубины до 8 метров. Дополнительная установка донного клапана позволяет увеличить высоту подъема воды.

Основные отличия вихревого и центробежного насоса:

  • вихревой насос имеет более компактные размеры;
  • при работе центробежного насоса издается более тихий звук;
  • стоимость вихревого насоса, который предназначен для бытового использования, ниже, чем у центробежного насоса;
  • если говорить о напоре воды, то в вихревой конструкции он может быть больше почти в 7 раз.

Поршневой насос

Электрические насосы могут стабильно обеспечивать подачу воды в дом, но они имеют высокую стоимость и не всегда есть доступ к электричеству. Именно поэтому популярным решением становится наличие в доме поршневого насоса.

Сделать такое устройство можно самостоятельно. В цилиндре перемещается шток с поршнем. В поршне имеется обратный клапан, и такой же клапан установлен на входной трубе.

При опускании поршня вода набирается над ним, а при его движении вверх, она вытесняется в трубопровод, чтобы вода не возвращалась назад, и используют обратные клапаны. Под поршнем создается разрежение, и происходит всасывание новой порции жидкости, после чего весь процесс повторяется.

Входной шланг поршневого насоса должен быть жестким, чтобы во время всасывания воды он не сжимался. Для этого можно взять пластиковую, металлическую трубу или армировать шланг при помощи пружины.

Поршневой насос устанавливают над скважиной, а шток с поршнем приводят в действие при помощи рычага. Использование указанной конструкции возможно в том случае, когда вода находится недалеко от поверхности, на глубине максимум 8 метров.

Глубинный ручной насос

Принцип его работы такой же, как и предыдущего устройства, но есть изменения в конструкции. Шток пропускают через выпускную трубу, при этом длина трубы и штока должна позволять погрузить его в воду на глубину 50-100 см.

Подавать воду таким устройством немного тяжелее, чтобы упростить работу, шток надо делать полым, а внутрь залить монтажную пену, для этих целей подходят дюралевые трубы. Теперь шток будет самостоятельно всплывать, и работать насосом будет легче.

Наличие поверхностного или глубинного ручного поршневого насоса позволит вам получать воду, независимо от наличия или отсутствия электричества. Часто бывают случаи, когда надо всего несколько литров воды, и для этого включать электрический насос вовсе не обязательно, можно обойтись и ручным насосом. Именно поэтому многие владельцы частных домом даже при наличии электрического насоса устанавливают во дворе ручной поршневой насос.

Обратный клапан играет важную роль, он может быть шарикового или мембранного типа. В поршне делают отверстие, края которого выполняются конусообразными, и подбирают шарик, диаметр которого будет больше указанного отверстия. Выбирать металлический шарик нежелательно в связи с тем, что он имеет большой вес. Для этих целей лучше использовать эбонитовый, стеклянный или пластмассовый шарик, но его плотность должна быть больше плотности воды. Для того чтобы он ложился точно в отверстие, шарик ограждают перилами или направляющими.

Мембранный клапан работает по тому же принципу, но вместо шарика используется пластина из резины. Крепится она возле отверстия при помощи заклепок или винтов и должна полностью перекрывать входное отверстие.

Если вы правильно выберете насос, он будет надежно обеспечивать ваш дом водой на протяжении длительного времени.

Помпа, или же устройство водяной помпы двигателя внутреннего сгорания автомобиля являет собою насос, который создает принудительную циркуляцию жидкости охлаждения (антифриза) во всей системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Данное устройство предназначается для того, чтобы организовать круговорот антифриза или иной охладительной жидкости в системе охлаждения. Если же данное устройство приходит в неисправность, то возникает серьезное нарушение внутреннего теплового режима двигателя, вследствие чего он будет очень быстро закипать и портиться, а срок его службы будет уменьшаться в разы.

Из-за того, что устройство автомобильной помпы является достаточно простым механизмом, ее поломка происходит довольно редко. Тем более проблем не будет возникать, если автомобилист тщательно следит за состоянием двигателя внутреннего сгорания. Тем не менее, важно заметить, что даже самая надежная помпа иногда может выходить из строя. Так, существует несколько причин, по которым данное устройство приходит в неисправность:

- непрофессионально выполненный ремонт;

Износ узлов устройства и старение сальника;

Низкокачественная помпа, которая устанавливалась сначала.

В тех случаях, когда система остается герметической, но все же помпа не может инициировать циркуляцию жидкости по ней, будет возникать увеличение температуры двигателя, о чем будут попросту «кричать» все показания на датчике приборной панели. Даже непродолжительная и кратковременная езда и эксплуатация транспортного средства в такого рода режиме сможет привести к закипанию устройства радиатора или заклиниванию двигателя внутреннего сгорания. Иным признаком поломки помпы может служить течь антифриза, которая возникает в зоне ее установки.

Если же протечка не является очень сильной, то это не будет такой страшной проблемой, так как все равно циркулирующая жидкость в системе будет нормально исполнять все возложенные на нее функции, просто ее нужно будет регулярно подливать. Тем не менее, если такая незначительная неисправность возникла, то следует пресечь потенциальную проблему сразу же, так как все течи имеют свойство стремительно увеличиваться в двигателях, которые интенсивно эксплуатируются.

1. Конструкция помпы.

Устройство помпы в большем количестве автомобилей является идентичным. В своем большинстве это будет касаться непосредственно автомобилей отечественного производства. Местоположение помпы не нужно будет долго искать, так как она приводится в действие посредством ремня ГРМ и располагается непосредственно возле устройства радиатора.

По конструкции помпа выглядит таким образом: вал прикрепляется в крышке. На него насаживается крыльчатка, посредством движения которого инициируется перемещение в системе жидкости. С другой стороны вала монтируется шкив приводной, а в некоторых моделях автомобилей еще и вентилятором. Через ремень ГРМ и шкив приводной на вал будет передаваться энергия вращения двигателя внутреннего сгорания, а сам вал будет приводить в действие устройство крыльчатки, вследствие чего вся система будет работать.

Непосредственно между крыльчаткой и корпусом будет монтироваться сальник, из-за износа которого и возникает множество проблем с помпами. Если такого рода является плохим, то тосол или антифриз будет постепенно просачиваться в полость к подшипникам, вследствие чего будет происходить вымывание их смазки. Именно из-за этого подшипники будут работать намного громче, а их изнашивание будет происходить на порядок быстрее, что будет вести к заклиниванию устройства помпы.

2. Принцип работы помпы.

Помпа (водяной насос автомобиля) – это один из ключевых элементов жидкостной любого современного транспортного средства. Основное предназначение данного устройства заключается в циркуляции охлаждающей жидкости во всей охладительной системе. Как итог, после прохождения по одному такому кругу жидкостная температура будет снижаться, что восстановит ее способность к охлаждению других деталей.

При заведенном двигателе внутреннего сгорания , который является охлажденным в радиаторе, будет поступать к насосу – к центру крыльчатки. Как итог, пространство, которое находится между лопастями последней будет полностью заполнено антифризом. Из-за того, что существует воздействие центробежной силы крыльчатка будет отбрасывать антифриз в сторон.

Через специальное отверстие он будет уходить в рубашку охлаждения силового агрегата. Именно таким образом будет обеспечиваться циркуляция в системе охлаждения мотора охладительной жидкости. Важно также заметить, что для того, чтобы максимально исключить всевозможные подтекания антифриза между блоком цилиндров мотора и корпусом помпы, нужно установить специальную картонную прокладку. Важно также отметить, что вентилятор, который в большинстве случаев находится непосредственно на шкиве помпы и вместе с ней начинает свою работу, изготавливают из листовой стали или пластика. Для максимального снижения шумности его работы лопасти располагаются Х-образно и под определенными углами.

Для того, чтобы снизить мощность, которая нужна для того, чтобы в движение приводить вентилятор, используются узлы с электромагнитной муфтой. Именно данное устройство может отключать привод вентилятора, когда температура охладительной жидкости будет снижаться до определенной температуры. Именно таким образом муфта будет оптимизировать работу системы охлаждения, при этом снижая шумность работы всего агрегата.

3. Замена помпы.

Для того, чтобы убедиться в неисправности устройства помпы, следует произвести несколько легких тестов. Первым вариантом является прогревание мотора до температуры рабочей, после чего нужно сжать верхний шланг радиатора. Если при этом будет чувствоваться, что жидкость продолжает циркулировать в системе, то можно сделать точный вывод, что устройство помпы работает нормально. Во втором варианте следует просто прислушаться к работе помпы. Если при этом слышится гул, то скорее всего деталь подшипника приходит в неисправность. При этом не стоит дожидаться полной его неработоспособности, следует незамедлительно произвести замену помпы для того, чтобы избежать больших неприятностей.

Теперь следует приступить непосредственно к рассмотрению алгоритма снятия и замены неисправной помпы. Для начала следует снять адсорбер для того, чтобы обеспечить себе максимальные удобства при проведении работы, при этом не отключаются шланги и провода. После этого следует произвести снятие пластикового защитного кожуха с двигателя внутреннего сгорания и кожуха ремня ГРМ. После следует взять домкрат и поддомкратить правую сторону транспортного средства для того, чтобы переднее правое колесо было вывешенным. Сделать это необходимо для того, чтобы все можно было выставить по меткам. Чтобы было еще более удобно, можно сделать одну пометку посредством белой краски. К сожалению, придется снять и колесо, так как нужно достичь нижний болт крепления пластикового кожуха.

Если ремень ГРМ находится в хорошем состоянии, то смысла его заменять нет. Помимо этого, следует произвести снятие помпы не снимая ремень привода генератора, так как это позволит автомобилисту сэкономить много времени. Тем не менее, шкивы с роликами распределительного вала и сам пластиковый кожух, все же, придется снять. Для этого нужно ослабить все натяжные ролики, после чего произвести снятие с них ремня ГРМ.

После нужно застопорить чем-то плоским шестерни распредвалов. Делается это для того, чтобы их открутить. Но нужно быть очень аккуратным в проведении данной операции, так как их зубья являются достаточно мягкими. Вслед за демонстрированием шкивов можно откручивать и сам пластиковый кожух. После этого можно с уверенностью утверждать, что мы добрались до помпы.

В зависимости от количества крепежных болтов, нужно произвести количество их откручиваний, после чего постукивая слегка ее по корпусу можно пробовать ее вытащить. Важно также подставить емкость для слития охладительной жидкости. Теперь следует устанавливать новую помпу, при этом убедившись, что она имеет в наличии достаточное количество необходимой смазки. Помимо этого, если прокладка бумажная, следует нанести небольшой слой герметика и дат ему высохнуть. Сборку, как впрочем и всегда, нужно производить с точностью в обратном порядке.

Сначала устанавливаем на свое место помпу и закрепляем пластиковый кожух. Далее нужно закрепить все шкивы распредвалов по своим местам и одеть ремень ГРМ. По меткам, которые были нанесены ранее, нужно совместить и одеть ремень ГРМ. Колесом нужно провернуть двигатель и откорректировать необходимую натяжку и положение ремня. После того, как все было установлено, следует долить антифриз или охладительную жидкость. Вот и все, что следует знать автомобилисту для того, чтобы самостоятельно произвести замену неисправной водяной помпы в автомобиле.

Подписывайтесь на наши ленты в