История возникновения вегетарианства. Недостатки растительной пищи

Краткая справка и основные моменты.

До Промышленной Революции.
Мясо едят мало почти везде (в сравнении с сегодняшними стандартами).

1900-1960 - Потребление мяса сильно выросло на Западе, поскольку транспортировка и охлаждение стали проще

1971 - Публикация «Диеты для маленькой планеты» Фрэнсис Мур Лаппе запускает вегетарианское движение в США, но, к сожалению, в ней представлен миф, что вегетарианцам нужно «комбинировать» протеин, чтобы получать «полноценный» протеин.

1975 - Выход книги «Освобождение животных» австралийского профессора этики Питера Сингера придает импульс зарождению движения за права животных в США и основанию группы РЕТА, ярых сторонников вегетарианского питания.

Конец 1970-х - Начинается выход журнала «Vegetarian Times».

1983 - Выходит первая книга о веганстве, написанная дипломированным западным врачом, доктором Джоном МакДугаллом, «План МакДугалла».

1987 - «Диета для новой Америки» Джона Роббинса вдохновила веганское движение в США. Веганское движение возобновляется.

1990-е - Медицинские свидетельства преимущества вегетарианской диеты становятся повсеместными. Американская Диетическая Ассоциация официально одобряет вегетарианство, книги известных докторов рекомендуют низкожирную веганскую или почти веганскую диету (например, «Программа МакДугалла» и «Программа доктора Дина Орниша для лечения сердечных заболеваний»). Правительство США наконец заменяет устаревшую и спонсированную производителями мяса и молока систему Четыре Группы Продуктов новой Пищевой Пирамидой, которая показывает, что в основе питания человека должны лежать злаки, овощи, бобы и фрукты.

До появления письменных источников.

Вегетарианство уходит корнями во времена далеко до появления письменных источников. Многие антропологи считают, что древние люди в основном питались растительной пищей, были больше собирателями, чем охотниками. (См. статьи Дэвида Поповича and Дерека Уолла.) Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что пищеварительная система человека больше напоминает систему травоядных, чем хищников. (Забудьте о клыках — они есть и у других травоядных, а вот у хищников жевательных зубов нет, в отличие от человека и других травоядных.) Еще один факт в пользу того, что ранние люди были вегетарианцами: люди, которые едят мясо, гораздо чаще страдают от болезней сердца и от рака, чем вегетарианцы.

Конечно, люди начали есть мясо очень задолго до появления письменных упоминаний, но только потому, что, в отличие от животных, способны на подобные эксперименты. Однако, этот краткий период мясоедения недостаточен для того, чтобы иметь эволюционное значение: к примеру, животные продукты повышают уровень холестерина в человеческом организме, тогда как если скормить собаке брикет сливочного масла, уровень холестерина в ее организме не изменится.

Ранние вегетарианцы.

Греческий математик Пифагор был вегетарианцем, и вегетарианцев до изобретения этого термина часто называли пифагорейцами. (Термин «вегетарианец» был создан Британским Вегетарианским Обществом в середине 1800-х. Латинский корень слова означает источник жизни.) Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн и Джордж Бернард Шоу также были вегетарианцами. (Современная легенда гласит, что Гитлер был вегетарианцем, однако это не так, по крайней мере, не в традиционном понимании слова.)

Увеличение потребления мяса в 1900-х.

До середины 1900-х американцы ели гораздо меньше мяса, чем сейчас. Мясо стоило очень дорого, холодильники не были распространены, и распространение мяса было проблемой. Побочным эффектом промышленной революции стало то, что мясо стало дешевле, его стало проще хранить и распространять. Когда это произошло, потребление мяса стремительно выросло — как и количество дегенеративных болезней, таких как рак, болезни сердца и диабет. Как пишет Дин Орниш:

"До этого века типичная американская диета была бедна животными продуктами, жиром, холестерином, солью и сахаром, но богата углеводами, овощами и клетчаткой… Ранее в этом веке, с приходом холодильников, хорошей транспортной системы, механизацией сельского хозяйства и процветанием экономики, американское питание и образ жизни стали радикально меняться. Сейчас питание большинства людей в Соединенных Штатах богато животными продуктами, жиром, холестерином, солью и сахаром, и бедно углеводами, овощами и клетчаткой». («Ешьте больше, и похудеете»; 1993; переиздание 2001; стр. 22)

Зарождение вегетарианства в США.

Вегетарианство не было особо распространено в США до 1971, когда вышел бестселлер Фрэнсис Мур Лаппе «Диета для маленькой планеты».

Уроженка Форт-Уэрта, Лаппе бросила аспирантуру Калифорнийского Университета в Беркли, чтобы начать собственное исследование о мировом голоде. Лаппе была поражена, узнав, что животное потребляет в 14 раз больше зерна, чем дает мяса — огромная трата ресурсов. (Скот съедает свыше 80% от всего зерна в США. Если бы американцы снизили потребление мяса на 10%, было бы достаточно зерна, чтобы накормить всех голодных в мире) В возрасте 26 лет, Лаппе написала «Диету для маленькой планеты», чтобы воодушевить людей не есть мяса, тем самым прекратив переводить еду впустую.

Несмотря на то, что 60-е ассоциировались с хиппи, а хиппи — с вегетарианством, на самом деле вегетарианство было не очень распространено в 60-х. Отправной точкой послужила именно «Диета для маленькой планеты» в 1971.

Идея комбинирования протеина.

Но Америка воспринимала вегетарианство совсем не так, как сегодня. Сегодня существует множество врачей, которые выступают в защиту снижения употребления мяса или отказа от него, а также результаты успешных спортсменов и знаменитостей, которые подтверждают пользу вегетарианства. В 1971 все было по-другому. Распространенным мнением было, что вегетарианство не просто нездорово, что невозможно выжить на вегетарианской диете.
Лаппе знала, что ее книгу воспримут неоднозначно, поэтому она провела исследование питательности вегетарианской диеты, и при этом допустила важную ошибку, которая изменила курс истории вегетарианства. Лаппе обнаружила исследования, проведенные в начале века на крысах, которые показали, что крысы росли быстрее, если их кормили комбинацией из растительной пищи, набор аминокислот которой напоминал животную пищу. Лаппе получила чудесное средство для убеждения людей в том, что они могут сделать растительную пищу «такой же хорошей», как мясо.

Лаппе посвятила половину своей книги идее «комбинирования протеина» или «дополнения протеина» — например, как подавать бобы с рисом, чтобы получить «полный» протеин. Идея комбинирования была заразительной: она появлялась во всех книгах всех вегетарианских авторов, опубликованных после, и проникла в академические круги, энциклопедии и американское мышление. К сожалению, эта идея была неверной.

Первая проблема: теория комбинирования протеина была только теорией. Исследования на людях никогда не проводились. Это был скорее предрассудок, а не наука. Неудивительно, что крысы росли не так, как люди, поскольку крысам нужно в десять раз больше протеина на калорию, чем людям (крысиное молоко содержит 50% протеина, тогда как человеческое — только 5%.) Потом, если растительный протеин такой неполноценный, то как коровы, свиньи и курицы, которые едят только злаки и растительную пищу, получают протеин? Разве не странно, что мы едим животных ради протеина, а они едят только растения? И наконец, растительная пища не имеет такого «дефицита» аминокислот, как думала Лаппе.

Как писал доктор МакДугалл:"К счастью, научные исследования развенчали этот запутанный миф. Природа создала нашу еду с полноценным набором питательных веществ задолго до того, как они попали на обеденный стол. Все заменимые и незаменимые аминокислоты представлены в нерафинированных углеводах, таких как рис, кукуруза, пшеница и картошка, в количествах, существенно превышающих человеческую потребность, даже если говорить о спортсменах или тяжелоатлетах. Здравый смысл говорит, что это правда, раз уж человеческая раса выжила на этой планете. В течение всей истории кормильцы семей были в поисках риса и картофеля для своей семьи. Смешивание риса с бобами не было их заботой. Для нас важно утолить голод; не нужно говорить нам смешивать источники протеина для достижения более полного набора аминокислот. Это не нужно, потому что невозможно создать набор протеинов и аминокислот более идеальный, чем в природных углеводах».(Программа МакДугалла; 1990; доктор Джон А. МакДугалл; с. 45. -- Более подробно: План МакДугалла; 1983; доктор Джон А. МакДугалл; сс. 96-100)

«Диета для маленькой планеты» быстро стала бестселлером, сделав Лаппе знаменитой. Поэтому было удивительно — и достойно уважения — что она признала ошибку в том, что сделало ее знаменитой. В издании «Диеты для маленькой планеты» 1981 года Лаппе публично признала ошибку и пояснила:

"В 1971 году я особо подчеркивала дополнение протеина, потому что я думала, что единственный способ получить достаточно белка — это создать протеин, который бы усваивался так же, как животный протеин. Сражаясь с мифом о том, что мясо — единственный источник высококачественного белка, я создала другой миф. Я представила это так, что чтобы получить достаточно протеина без мяса, нужно тщательно выбирать еду. На самом деле все гораздо проще».

"Принимая во внимание три важных исключения, риск нехватки протеина на растительной диете очень мал. Исключения — диеты, очень сильно зависящие от фруктов, клубнеплодов, таких как сладкий картофель или маниока, и вредной пище (рафинированная мука, сахар и жир). К счастью, мало людей живут на диетах, в которых эти продукты являются практически единственным источником калорий. Во всех других диетах, если люди получают достаточно калорий, они получают и достаточно белка».(Диета для маленькой планеты; 10-е юбилейное издание; Фрэнсис Мур Лаппе; с. 162)

Конец 70-х

Хотя Лаппе не решила в одиночку проблему мирового голода, и если не принимать во внимание идеи о комбинировании протеина, «Диета для маленькой планеты» была безусловным успехом — были проданы миллионы копий. Она послужила толчком к развитию вегетарианского движения в США. Вегетарианские кулинарные книги, рестораны, кооперативы и коммуны стали появляться из ниоткуда. Мы обычно ассоциируем 60-е с хиппи, а хиппи — с вегетарианцами, но на самом деле вегетарианство не было особо распространено до выхода «Диеты для маленькой планеты» в 1971 году.

В том же году хиппи из Сан-Франциско основали вегетарианскую коммуну в Теннесси, которую они назвали просто «Ферма». «Ферма» была большой и успешной и помогла определить четкий образ «коммуны». «Ферма» также сделала большой вклад в культуру. Они популяризовали продукты из сои в США, особенно тофу, который был практически неизвестен в Америке до «Кулинарной книги Фермы», которая содержала рецепты блюд из сои и рецепт приготовления тофу. Эта книга была издана собственным издательством Фермы, которое называлось «Издательская компания Фермы». (У них также есть почтовый каталог, название которого вы можете угадать сами.) Также Ферма рассказывала о домашних родах в Америке, и вырастила новое поколение повитух. Наконец, жители Фермы усовершенствовали методы естественного контроля за рождаемостью (и, конечно, написали об этом книги).

В 1975, австралийский профессор этики Питер Сингер написал книгу «Освобождение животных», которая стала первой научной работой, в которой были представлены этические аргументы в пользу отказа от мяса и экспериментов над животными. Эта вдохновляющая книга была прекрасным дополнением к «Диете для маленькой планеты», которая рассказывала именно о том, как не есть животных. То, что сделала «Диета для маленькой планеты» для вегетарианства, «Освобождение животных» сделало для защиты прав животных, в одночасье запустив движения за права животных в США. В начале 80-х повсеместно стали появляться группы защитников животных, включая РЕТА (Люди за этичное отношение с животными). (РЕТА заплатила за дополнительное издание «Освобождения животных» и раздавала его новым членам.)

Поздние 80-е: Диета для Новой Америки и зарождение веганства.

«Диeта для маленькой планеты» запустила снежный ком вегетарианства в 70-х, но к середине 80-х до сих пор были распространены некоторые мифы о вегетарианстве. Один из них — идея, представленная в самой книге — миф о комбинировании протеина. Многие люди, рассматривающие переход на вегетарианство, отказались от этого, потому что им пришлось бы тщательно планировать питание. Другой миф — что молочные продукты и яйца это здоровая пища, и что вегетарианцам нужно есть их в достаточном количестве, чтобы не умереть. Ещё один миф: возможно быть здоровым, будучи вегетарианцем, но никакой особой пользы для здоровья это не приносит (и, разумеется, употребление мяса не связывали ни с какими проблемами). Наконец, большинство людей не знали ничего о промышленном животноводстве и экологических последствиях животноводства.

Все эти мифы были развенчаны в книге Джона Роббинса «Диета для Новой Америки», вышедшей в 1987 году. Работа Роббинса, на самом деле, содержала мало новой и оригинальной информации — большинство идей уже было опубликовано где-то, но в разрозненной форме. Заслуга Роббинса в том, что он взял огромный массив информации и собрал его в один большой, тщательно проработанный том, добавив свой анализ, который изложен очень доступно и беспристрастно. Первая часть «Диеты для Новой Америки» раскрывала ужасы промышленного животноводства. Вторая часть убедительно демонстрировала смертельную вредность мясного питания и очевидную пользу вегетарианства (и даже веганства) — по пути развенчивая миф о комбинировании протеинов. Третья часть рассказывала о невероятных последствиях животноводства, о которых до публикации книги не знали даже многие вегетарианцы.

«Диета для Новой Америки» «перезапустила» вегетарианское движение в США, запустив движение веганов, именно эта книга помогла ввести термин «веган» в лексикон американцев. В течение двух лет после публикации книги Роббинса в Техасе было создано около десяти вегетарианских обществ.

1990-е: потрясающие медицинские свидетельства.

Доктор Джон МакДугалл начал публикацию серии книг, пропагандирующих веганскую диету для лечения серьезных заболеваний, и величайшего успеха достиг в 1990 году с "Программой МакДугалла". В том же году увидела свет «Программа доктора Дина Орниша для лечения сердечных заболеваний», в которой Орниш впервые доказал, что сердечно-сосудистые заболевания можно обратить. Естественно, большую часть программы Орниша составляет низкожирная, почти полностью веганская диета.

В начале 90-х Американская Диетическая Ассоциация опубликовала документ о своей позиции касательно вегетарианской диеты, и поддержку веганству стали оказывать уже в медицинских кругах. Правительство США наконец заменило устаревшую и спонсированную производителями мяса и молока систему Четыре Группы Продуктов новой Пищевой Пирамидой, которая показывает, что в основе питания человека должны лежать злаки, овощи, бобы и фрукты.

Сегодня представители медицины и простые люди как никогда хорошо относятся к вегетарианству. Мифы все еще существуют, но общий сдвиг в отношении к вегетарианству, произошедший с 80-х, просто потрясающий! Будучи вегетарианцем с 1985 и веганом с 1989, могу сказать, что это очень долгожданные перемены!

Список литературы:
Программа МакДугалла, доктор Джон А. МакДугалл, 1990
План МакДугалла, доктор Джон А. МакДугалл, 1983
Диета для Новой Америки, Джон Роббинс, 1987
Диета для маленькой планеты, Фрэнсис Мур Лаппе, различные издания 1971-1991

Дополнительная информация:
Основатель современного веганства и автор слова «веган», Дональд Уотсон, умер в декабре 2005 в возрасте 95 лет.

Именно растительная пища стимулировала ускоренное развитие головного мозга, которое началось 1,8 миллионов лет назад.

(Ричард Вронгхам)

Вегетарианство как особый вид питания практиковался на протяжении многих тысячелетий в странах, в которых были распространены такие религии, как буддизм, индуизм, джайнизм и др.

В частности, в Индии традиционно большая часть населения являлись вегетарианцами.

Вегетарианцами также были приверженцы разных древних философских школ, например, пифагорейцы и представители творческой и научной интеллигенции.

Поэтому до появления термина «вегетарианство» воздержание от приема мяса животных называлось«индийской» или «пифагорейской» диетой, в России – «безубойное питание» и др.

В широкое употребление слово «вегетарианец» было введено в 1842 г. основателями «Британского вегетарианского общества».

За основу было взято латинское слово «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый».

Изначально слово «вегетарианство» означало образ жизни, гармоничный с философской и нравственной точки зрения, а не только особый способ питания.

Словосочетание «homo vegetus» означало физически, духовно и гармонично развитую личность.

В современном понимании вегетарианство - это учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

В прошлые века вегетарианцами становились, прежде всего, философы, наиболее образованные, выдающиеся, высоконравственные личности своего времени.

Великих вегетарианцев отличало более глубокое проникновение в суть вещей, острое чувство сострадания к чужой боли, высокое чувство справедливости и умение преодолеть традиционные, устоявшиеся стереотипы.

Мудрые люди, придерживавшиеся вегетарианства, в разные времена приходили к нему в первую очередь благодаря здравому смыслу, из философских и этических соображений.

Многие из великих вегетарианцев оставили после себя значительные научные и литературные труды. Их вклад в формирование гуманных этических взглядов начинается с эпохи античности.

Первые вегетарианские сообщества - Пифагорейский союз

В первую очередь среди наиболее известных вегетарианцев этого периода необходимо отметитьПифагора, Платона и Плутарха.

Особо колоритной фигу­рой в истории человечества был Пифагор (580–500 гг. до н.э.) –древнегреческий философ-идеалист, математик.

Большинству людей Пифагор известен прежде всего как выдающийся ученый-математик, творец акустики, основоположник теории музыки, богослов.

Ему принадлежит идея о всеобщей гармонии, лежащей в основе мироздания. Кладезь мудрости, которую открыл человечеству Пифагор, заложенная им вера в красоту и гармонию природы, в простоту и целесообразность ее законов, построенных на единых математических принципах, стала научным базисом и стимулом для многих выдающихся ученых, изучавших естествознание.

Но мало кто знает, что он был основателем монашеского ордена, своеобразного религиозно-этического братства. Одним из условий членства в братстве был отказ от животной пищи. Фактически это было первое организованное вегетарианское сообщество.

Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море. Самос у греков считался родиной богини Геры, покровительницы супружеской любви.

В возрасте акме, который у греков считался пиком творческих сил, Пифагор переехал в город Кротон – древнейшую ахейскую колонию на юге Апеннинского полуострова.

Именно в Кротоне Пифагор и учредил свое тайное братство, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни.

В пифагорейский союз входило примерно 235 человек из самых влиятельных семей греческих полисов– Кротона, Сибариса, Тарента, Метапонта, Регии, Аргоса, Аркадии, о. Самос и др. В пифагорейское братство принимали не только мужчин, но и женщин.

В союзе насчитывалось примерно 17 женщин, в том числе дочь Пифагора Милона Мия и его женаФеано. Согласно историческим хроникам Пифагор женился в 60 лет на своей ученице, молодой девушке удивительной красоты, мудрой и душевной.

Одним из условий принятия в общество были общность имущества и строгая воздержанность. Члены общества руководствовались в своей жизни учением Пифагора, основанным на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности.

Главным пифагорийским символом и тайным опознавательным знаком была пентаграмма, звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника.

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно III–IV в до н. э. Нарисованные на глине пятиконечные звёзды были найдены в развалинах древнего города Урука.

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Египтяне называли пентаграммузвездой псоглавого Анубиса.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков как символ интеллектуального могущества.

По мнению историков, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме в форме «печати царя Соломона», которая скрепляла арабские манускрипты.

У евреев пентаграмма ассоциировалась с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога.

Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах.

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак, вера в это её свойство была столь велика, что в Древнем Вавилоне пентаграмму изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи.

Для посвящённых пентаграмма являлась могущественным знаком власти. Например, в Вавилоне этот знак часто встречался на царских печатях и, по мнению современных учёных, олицетворял собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света».

Пентаграмма обладает замечательными математическими свойствами. Она содержит все пропорции изучавшиеся пифагорейцам:

  • арифметическую;
  • геометрическую;
  • гармоническую;
  • и так называемую золотую.

Можно только догадываться в какой священный восторг приводило пифагорейцев столь редкое обилие математических свойств в одной фигуре.

К математическому феномену присоединялась и цифровая мистика. Число 5 = 2+3 было для пифогарийцев числом любви как сумма первого женского 2 и первого мужского 3 чисел.

Пифагорейцы учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов – Эфира, Воды, Воздуха, Огня и Земли. Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

· ί (самая верхняя точка) символизирует Эфир;

· ά (верхний левый угол) символизирует Воздух;

· ύ (верхний правый угол) символизирует Воду;

· г (нижний левый угол) символизирует Землю;

· έ (нижний правый угол) символизирует Огонь.

Поэтому древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Деятельность общества регулировалась собранием изречений – символов, называемых акусмами (греч.– услышанное) и так называемыми «Золотыми стихами».

Акусмы в основном регулировали внешнюю сторону жизни пифагорейцев, тогда как «Золотые стихи» ставили целью их нравственное совершенствование.

Первая акусма – «Сердце не ешь» отражала запрет пифагорейцев на животную пищу. Сердце считалось символом всего живого. Запрет на употребление животной пищи был связан с учением о бессмертии и переселении душ, которое называлось метемпсихоз.

Из этого учения следовали предписания запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом.

Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой.

Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожать и себе подобных».

Вегетарианские принципы учения Пифагора были изложены в книге «Метаморфозы» в изящной стихотворной форме знаменитым древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном (43 – 17 г. до н.э.).

В 15-ой книге «Метаморфоз» одним из лучших поэтических мест считаются строки, посвященные Пифагору и его братству:

«Он, Пифагор, первым воспретил подавать на стол мясо животных; первым открыл уста, чтобы произнести полные мудрости слова, которым, однако, никто не внемлет:

Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы
Нежные, вкусные зреют в полях; а другие,
Те, что грубее, огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет пушистой травой-тимианом,
Не запрещаются вам.

Расточительно щедро все блага
Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови

Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери голод свой мясом живым утоляют...
...И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками - кишок поглошенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, -
Смертью чужою - поддерживать жизнь?»

Пифагор убеждал своих учеников, что, довольствуясь чистой гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душевное равновесие, обладать высокими нравственными качествами. Пифагорейский союз был союз истины, добра и красоты.

Сам Пифагор питался сырыми или вареными овощами, медом, хлебом, не пил вина. По словам его биографа, «сон Пифагора был краток, душа чиста и бодра, тело закалено в совершенном и несокрушимом здоровье».

По свидетельству историков, в 40-летнем возрасте Пифагор стал лучшим кулачным бойцом на Олимпийских играх, что наглядно подтверждает достаточность вегетарианской пищи для физической силы и выносливости.

Платон основал близ Афин Академию, где читал свои лекции. В знаменитом сочинении «Диалоги», в разделе под названием «О республике», Платон излагает свои мысли об идеальном обществе, жизнь которого построена на принципах воздержания и благоразумия.

Для животноводства потребуется специальный класс людей, которых он называет «свинопасы». Возникнет необходимость в новых пастбищах для разведения скота, а это, в свою очередь, приведет к междоусобицам и войнам.

Город, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, перестанет быть здоровым городом, а жизнь перестанет быть простой и справедливой. Платон с негодованием восклицает: «И не стыдно ли, когда медицинская помощь требуется не от ран или случайных болезней, свойственных времени года, а вследствие нашей распущенной жизни...»

Сам Платон отличался строгим воздержанием, в том числе и в еде. Не случайно за приверженность к простой пище в народе его прозвали «любителем фиг».

Платон писал: «Вот человек, молящий о здоровье и доброй старости: однако огромные блюда и громоздкие нафаршированные мясом кушанья препятствуют Богам вы­полнить его моления - Юпитер тут бессилен».

Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519), сделав выбор в пользу вегетарианства, фактически противопоставил себя эпохе, основным принципом которой был отказ от самоограничения.

«Правда, что человек – это король животных, по своей жестокости он превосходит их. Мы живем за счет смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса, и придет время, когда человек будет смотреть на убийство животного так же, как сейчас он смотрит на убийство человека».

Кроме того, среди выдающихся философов прошлых веков вегетарианцами были: Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Эпикур (341–270 гг. до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.),Публий Овидий Назон (43–17 гг. н.э.), Луцей Аней Сенека (3–65 гг. н.э.), Иоанн Златоуст (347–407 гг.),Томас Мор (1440–1535 гг.), Мишель Монтень (1533– 1592), Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Артур Шопенгауэр (1788–1860), Фридрих Ницше (1844–1900) и др.

В частности, французский мыслитель, просветитель Жан-Жак Руссо считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений.

Он отмечал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печениям, фруктам и т.п.»

Одно из самых сильных эмоциональных воззваний к совести людей принадлежит английскому мыслителю Освальду (1730–1793), автору книги «Крик природы».

Писатель различными художественными формами – прозой и стихами пытался воздействовать на чувства, призывая людей к нравственности. Вот одно из его стихотворений:

Далеко ли путем кровавым преступленья
Зайдем мы, смертные? Мы кровь, как воду, льем;
Мы, равнодушные, глядим без сожаленья
На связанных телят, дрожащих под ножом;
Мы глухи к жалкому блеянью ягненка,
Когда, чтобы убийц разжалобить сердца,
Он им напоминает первый крик ребенка,
Но тщетно... Что же дальше? Разве нет конца
Жестокости людей?

Продолжая эти мысли, Освальд писал: «Люди питаются трупами без угрызения совести, потому что борьба со смертью убиваемой жертвы скрыта от их глаз. Потому что ее крики не поражают их слуха, потому что пронзительные вопли агонии не западают в их души.

Но если бы люди были вынуждены убивать собственными руками пожираемые ими жертвы, то каждый из нас не бросил бы нож с отвращением, не согласился ли бы скорее отказаться навсегда от привычной пищи, чем осквернить свои руки убийством ягненка?»

Великие и современные вегетарианцы

Идеи вегетарианства получили широкое распространение и стали завоевывать мир, начиная с середины XIX в., когда во многих странах стали создаваться вегетарианские общества.

Идеи вегетарианства получили широкое распространение и стали завоевывать мир, начиная с середины XIX в., когда во многих странах мира стали создаваться вегетарианские общества.

Первое и самое знаменитое вегетарианское общество появилось в Англии в 1847 г. в городе Манчестер.

В настоящее время «Британское вегетарианское общество» имеет свои отделения по всей стране, издает множество книг, журналов и специальной литературы.

В 1871 г. члены одной из английских вегетарианских организаций переселились в Америку и обосновались в Филадельфии, где позднее организовали первое американское вегетарианское общество.

В настоящее время в США наиболее влиятельными являются две организации – Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское общество. Общее число вегетарианцев в США по разным оценкам составляет от трех до пяти миллионов человек.

В 1908 г. была создана самая большая международная вегетарианская организация – Международный вегетарианский союз, который объединил своих сторонников из многих стран мира.

Одной из целей создания организации была выработка единого подхода к решению этических и нравственных проблем, пропаганда здорового образа жизни, жизни без жестокости, без насилия, в том числе в отношении всех живых существ.

Среди вегетарианцев выделяются веганы – это чистые вегетарианцы, в их рационе нет не только мяса, рыбы, яиц, но и молочных продуктов.

В 1944 г. он создал «Веганское общество Великобритании». У веганов множество сторонников по всему миру.

Члены этого общества не просто стараются вести здоровый образ жизни, они мечтают изменить мир, сделав его более разумным и гуманным.

В позапрошлом и прошлом веке к вегетарианцам относились великие писатели и поэты: Джорж Байрон(1788–1824), П.Б. Шелли (1792–1822), Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805), Бернард Шоу(1856–1950), Герберт Уэлс (1866–1946), Эмиль Золя (1840–1902),

Среди всемирно известных ученых придерживались вегетарианских взглядов или были вегетарианцами: Исаак Ньютон (1642–1727), Адам Смит (1723–1790), Чарльз Роберт Дарвин(1809–1882), Томас Алва Эдисон (1847–1931), Альберт Эйнштейн (1879–1955) и др.

Великий экономист Адам Смит писал: «Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной».

По оценке специалистов, в настоящее время в мире насчитываются десятки миллионов вегетарианцев. Больше всего вегетарианцев в Индии свыше 80% населения, в Великобритании примерно 7%, в США около 5% населения.

Во многих странах это обусловлено не только экономическими причинами, но и национальными привычками, религиозными мотивами, племенными табу.

Потребление мяса во многих странах крайне низкое и составляет в среднем от 4 г до 20 г на одного человека в день.

К таким странам относятся: Индия, Непал, Пакистан, Бирма, Шри-Ланка, Верхняя Вольта, Гана, Малави, Бурунди, Гвинея, Сьерра-Леоне и др.

По существу, большинство жителей этих стран можно отнести к младовегетарианцам, которые используют преимущественно растительную пищу с низким содержанием белка.

В настоящее время многие известные актеры, музыканты, спортсмены не только становятся вегетарианцами, но и активно выступают в защиту животных.

Среди популярных актеров вегетарианцами считаются: Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, Дастин Хофман, Брэд Пит, Том Круз, Николь Кидман, Бриджит Бардо, Памела Андерсон, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Ума Турман и др.

Среди известных музыкантов вегетарианцами считаются члены легендарной группы «Битлз» - Джон и Йоко Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар, а также популярные певцы Стинг, Мадонна, Тина Тернер, Монсерат Кабалье, Джастин Тимберлейк, Боб Дилан, Мелани Си и др.

Вегетарианство в России

В России широкая дискуссия относительно отказа от потребления продуктов животного происхождения, переходу к вегетарианству и о необходимости рационального и эффективного использования природных ресурсов началась в 1878 г., когда русский журнал «Вестник Европы» опубликовал статью на тему: «Питание человека в его настоящем и будущем».

Фактически он написал первую в истории России работу на тему вегетарианства. Его эссе способствовало развитию движения, стремящегося изменить существующую парадигму питания, основанную на потреблении мяса.

Профессор пытался обосновать вред здоровью вследствие питания животным продуктами. Андрей Бекетов убедительно доказывал, что пищеварительная система человека максимально адаптирована к перевариванию зелени, овощей и фруктов.

В эссе так же рассматривался вопрос об неэффективности животноводства. Автор приходит к выводу, что выращивание растительного корма для животных очень ресурсоёмко и малоэффективно.

В качестве альтернативы он предлагал обществу использовать эти растительные ресурсы для обеспечения собственного пропитания.

Утверждение медиков о необходимости иметь в рационе питания животную пищу считал предрассудком.

Профессор был искренне убеждён в том, что человек способен получать всю необходимую ему полезные вещества, в том числе белки, углеводы, аминокислоты и витамины исключительно из растительной пищи. При этом многие растительные продукты содержат больше белка, чем мясо.

В конце своего эссе он рассматривает моральные аспекты отказа от потребления животных продуктов: «Высшим проявлением благородия и нравственности человека является любовь ко всем живым существам, ко всему, что живёт во Вселенной, не только к людям. Такая любовь не может иметь ничего общего с повальным убийством животных. Ведь отвращение к кровопролитию – первый признак человечности».*

Спустя 12 лет идеи академика А.Н. Бекетова поддержал и развил великий русский писатель ЛевНиколаевич Толстой (1828–1910).

В своей статье он акцентировал внимание на том, что человек может стать духовно зрелой личностью лишь сам прикладывая усилия к изменению своей сущности.

Сознательное воздержание от пищи животного происхождения будет признаком того, что стремление к нравственному самосовершенствованию человека серьёзно и искренне, отмечает он.

Л.Н. Толстой повествует о посещении им скотобойни в г. Тула. Описание убийства животных, является, пожалуй, самым ярким и ужасным местом статьи.

Изложив весь кошмар происходящего, он отмечает, что «мы не имеем права оправдываться незнанием. Мы – не страусы, а значит не должны думать, что если мы чего-то не видим воочию, значит этого не происходит».**

Л.Н. Толстой считал, что культура и нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством, на кого бы эта жестокость ни была направлена.

Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо.

В 1903 г. Л.Н.Толстой издал брошюру «Безубойное питание или вегетарианство», в которой он собрал высказывания знаменитых мыслителей по вопросу растительного образа питания.

Л.Н.Толстой поддерживал издание журнала «Вегетарианский вестник», организованное профессорской элитой России. Журнал издавался с 1904 г. и просуществовал полтора года. За это время было организовано издание 18 номеров.

Просветительская деятельность и гражданская позиция А.Н. Бекетова и Л.Н. Толстого по отношению к «безубойному» питанию, а также их личный пример способствовали тому, что в начале позапрошлого века в разных слоях российского общества идеи вегетарианства получают широкое распространение и начинают внедряться в жизнь.

Первое в царской России вегетарианское общество было учреждено Министерством внутренних дел в Санкт-Петербурге 21 октября 1901 г.

Бессменным председателем общества, вплоть до кончины в 1914 г. был врач-хирург Александр Петрович Зеленков. В народе общество в шутку называли: «Ни рыба, ни мясо».

К началу Первой мировой войны в царской России было зарегистрировано и действовало уже 14 вегетарианских обществ, в том числе в таких крупных городах как Москва, Екатеринодар, Одесса, Киев, Харьков, Полтава, Саратов, Кишинев, Вильно, Тюмень и др.

На базе вегетарианских обществ стали создаваться вегетарианские столовые. Только за период с 1904 по 1914 гг. число вегетарианских столовых в России увеличилось с 10 до 73.

В то время добротный домашний вегетарианский обед можно было найти в 37 городах России, где функционировали вегетарианские столовые.

Для сравнения, например в Германии в 1913 г. существовало 184 вегетарианских столовых или ресторанов, т. е. не намного больше, чем в России.

Первый Всероссийский вегетарианский съезд состоялся в Москве в 1913 г. Накануне съезда была организована выставка, рассказывающая о развитии вегетарианства по всей стране.

В этом же году жена Ольга Константиновна Зеленкова жена А.П. Зеленкова, выпустила вегетарианскуюповаренную книгу под названием «Я никого не ем».

В то время в царской России среди вегетарианцев были, те которые не ели мяса из «гигиенических соображений», и так называемые «сердобольники» - те, кто следовал вегетарианству из «своего чувства жалости».

Как писали современники, в народе уважали только «сердобольников», которые не ели мясной пищи не потому, что считали её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

В то время для россиян был более понятен русский термин «безубойное питание», чем заморский аналог «вегетарианство».

Великие российские и современные вегетарианцы

Лев Николаевич Толстой

Самым великим российским вегетарианцем был несомненно Л.Н. Толстой, который обратился к «безубойному питанию», в 1884 г. и окончательно отказался от мяса под влиянием упомянутой выше статьи академика А.Н. Бекетова.

Долгое время он питался только горячей овсяной кашей, которую ел два раза в день с пшеничным хлебом, пил компот из сухофруктов. Позднее все же стал употреблять яйца.

Он резко критиковал представителей своего класса, которые считали обязательным условием благополучного существования роскошь, комфорт, праздность и обжорство.

Л.Н.Толстой, писал: «Одна из главных забот, которая занимает обеспеченный класс – вкусная и обильная еда».

Ведя праздный и неумеренный образ жизни, утверждал писатель, человек не может оставаться нравственно чистым, не имеет права считать себя порядочным, добродетельным.

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?».*

Николай Семенович Лесков

Следует отметить, что Л.Н. Толстой своим непререкаемым авторитетом оказал существенное влияние на вегетарианский выбор многих выдающихся русских людей своего времени.

Среди них выдающийся русский писатель Николай Семенович Лесков (1831–1895). Как говорили про него современники самый русский из русских писателей.

Вегетарианство оказало значительное влияние на жизнь и творчество писателя. В то же время сам писатель внес существенный вклад в продвижении вегетарианских идей в России.

В частности в июне 1892 г. в газете «Новое время» Николай Лесков выступил с призывом о необходимости издания на русском языке «хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Необходимость издания подобной книги писатель аргументировал значительным и постоянно увеличивающимся числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют поваренных книг с рецептами приготовления вегетарианских блюд на родном языке.

В результате, благодаря его усилиям в 1893 г. в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Называлась она «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания».

Во вступительной статье кроме рассказа о значении вегетарианства есть любопытное уточнение – для интеллигентных читателей.*

Николай Лесков был первым русским писателем, который создал позитивный образ человека, придерживающего вегетарианских взглядов в классической русской литературе. Это был рассказ«Фигура» (1889)..

К различным аспектам вегетарианства, в том числе к вопросам этики в питании и защиты животных Николай Лесков обращался и в других своих произведениях, в частности в рассказах «Грабёж» (1887),«Полунощники» (1890), «Соляный столб» (1891).*

Павел (Паоло) Петрович Трубецкой

Хорошим знакомым Л.Н. Толстого и убежденным вегетарианцем был всемирно известный русский скульптор и художник – Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938).

Среди его известных творений памятник императору Александру III в Санкт-Петербурге, памятник Данте в Италии, бюст Льва Толстого, статуэтка Льва Толстого верхом на лошади. Его кисти принадлежат портреты Льва Толстого, Бернарда Шоу и других великих писателей.

Паоло Трубецкой был первым, кто попытался выразить идеи вегетарианства в скульптурной форме.

Скульптура была создана в 1900 г. и была единственной из всех произведений автора, которая имела название – «Divoratori di cadaveri», что в переводе с итальянского означает «Питающаяся падалью».

Скульптура изображает стол, на котором стоит миска с поросенком. За столом сидит мужчина, пожирающий котлеты. Внизу надпись – «противно законам природы».

Рядом моделирована гиена, которая бросилась на мертвое человеческое тело. Внизу надпись «согласно законом природы».

Скульптура была выполнена в Италии и там осталась навсегда. Она была подарена автором ломбардскому обществу по охране животных.

Соплеменники Паоло Трубецкого называли его воинствующим вегетарианцем за его любовь к животным и активную пропаганду своих взглядов. Сам он был веганом, т.е. строгим вегетарианцем. Не употреблял в пищу даже молочных продуктов.

Николай Фёдорович Фёдоров

Вегетарианцем был русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Ученого считают одним из родоначальников русского космизма.

Современники именовали его «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Николае Фёдорове и его философских воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв и др.

Он мечтал воскрешать людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Николай Фёдоров вёл достаточно аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался,всегда ходил пешком.

Николай Фёдоров был глубоко верующим человеком, поэтому его отказ от мяса был естественным выбором православного христианина, проповедовавшего неприятие всякого насилия.

Кроме того, его философия космизма и аскетичная скромность ученого способствовали вегетарианскому выбору.

Наталья Борисовна Нордман

Убежденной вегетарианкой была известная русская феминистка, писательница Наталья Борисовна Нордман (1863-1914), которая писала под псевдонимом Серова.

Ее монография «Поваренная книга для голодающих» пользовалась заслуженной популярностью и выдержала четыре издания.

В 1913 г. она выступила с публичной лекцией на тему: «Сыроедение – путь к здоровью и счастью», в которой впервые в России представила теорию и практику сырого питания необработанными продуктами растительного происхождения.

Наталья Нордман была второй невенчанной женой великого русского художника живописца Ильи Васильевича Репина (1844-1930).

И именно она приобщила его к вегетарианскому, рациональному питанию. Ее личный пример, а также дружба и частые общения с Л.Н. Толстым, портрет которого он писал, оказали влияние и на гастрономические предпочтения художника. Илья Репин тоже стал вегетарианцем, правда на период их совместной жизни с Натальей Норман в знаменитых «Пинатах».

Вегетарианство в Советском Союзе

После Октябрьской революции в России все вегетарианские общества были закрыты и перестали существовать. Последнее общество было закрыто в 1929 г. в Москве.

В период существования Советского Союза вегетарианство фактически было в загоне. На идеи «безубойного» питания был наложен негласный запрет. Многие активисты вегетарианского движения были осуждены на существенные сроки заключения. Слово «вегетарианство» было исключено из многих словарей.

Идеологизация всех сторон жизни, начавшаяся в Советском Союзе, монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживавших вегетарианство.

Позицию официальных властей по отношению к вегетарианству весьма красноречиво характеризует статья во втором издании Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), опубликованной в 1951 г.

О вегетарианстве говорится коротко, с позиций партийной пропаганды того времени. Приводимый ниже фрагмент статьи не нуждается в комментариях:

«Идеологи эксплуататорских классов в своем стремлении скрыть от трудящихся масс истинные причины экономического неравенства усиленно поддерживают всевозможные антинаучные доктрины, маскирующие моральными принципами «личного усовершенствования» классовую сущность угнетения. Этим и объясняется популяризация вегетарианства в капиталистических странах. Все доводы, приводимые вегетарианцами в пользу питания исключительно растительной пищей, антинаучны».

В 1961 г. в той же БСЭ в статье про вегетарианство сказано: «Идеи вегетарианства, основанные на ложных гипотезах, не имеют приверженцев в Советском Союзе».

Тем не менее, многие советские ученые находили в себе смелость придерживаться противоположных точек зрения и продолжали отстаивать свои вегетарианские убеждения.

Александр Николаевич Несмеянов

В советское время этическим вегетарианцем был выдающийся советский ученый, химик-органик, Президент Академии наук СССР Александр Николаевич Несмеянов (1899–1980), который активно проповедовал свои взгляды на рациональное питание.

Убежденным вегетарианцем, так сказать, по идейным соображениям Александр Несмеянов стал еще в детстве.

В зрелом возрасте, уже будучи академиком, он в своей книге «Пища будущего» писал: «Питаясь мясом, мы вынуждены убивать миллионы быков, баранов, свиней, гусей, уток, кур, приучая тысячи и тысячи людей к хладнокровному кровопролитию, к работе кровавой и грязной. И это не очень вяжется с воспитанием у человека любви к природе, доброты, сердечности».

После отставки с поста Президента Академии наук СССР он занялся «для души и тела» проблемой своей мечты - искусственной пищей.

В возглавляемом им Институте элементоорганических соединений разрабатывалась технология производства синтетической пищи, которая, как мечтал академик А.Н. Несмеянов, позволит человеку отказаться от «постоянного убийства животных».

Как известно, пища состоит из трех основных компонентов: белков, жиров и углеводов. Жиры и углеводы получить путем синтеза довольно легко.

Сложнее с белками. Химики стали искать принципиально новый путь получения белка. И нашли целых два! Во-первых, можно синтезировать аминокислоты. Во-вторых, можно напрямую использовать белковую массу, производимую, например, дрожжами.

Далее необходимо было сделать искусственную пищу вкусной и аппетитной. Первоначально нужно было научиться имитировать натуральную консистенцию животного продукта. С этой задачей химики-органики справились довольно легко.

Затем предстояло разработать способы синтеза запахов. И эта проблема оказалась разрешимой. В настоящее время усилители вкуса и искусственные ароматизаторы в широких масштабах применяются в пищевой промышленности.

И наконец задача насыщение искусственной пиши микроэлементами и витаминными добавками не вызвала затруднений. Такие технологии давно были разработаны и использовались в пищевой промышленности.

В середине шестидесятых годов в лаборатории А. Н. Несмеянова проводится дегустация искусственной красной икры. На вкус участников этой церемонии икру практически невозможно было отличить от натуральной.

К сожалению, в промышленных условиях технологию попытались упростить, и в результате вкус икры и качество существенно изменился. В результате продукт не пользовалась спросом у населения.

Надо полагать, в новом тысячелетии, грозящем перенаселением Земли, результаты изысканий академика Николая Несмеянова могут быть востребованы.

Иван Антонович Ефремов

Очень близки идеи академика Николая Несмеянова были другому выдающемуся советскому вегетарианцу Ивану Антоновичу Ефремову. (1908-1972).

Иван Ефремов был удивительная, уникальная личность. Один из сильнейших советских фантастов, учёный-палеонтолог, философ-космист создатель тафономии и др.

Причиной его отказа от мяса стала идейная убеждённость в том, что прогресс человечества и культуры не реален без отказа от употребления в пищу мяса животных.

В своем романе «Час Быка» он писал: «Когда отпала необходимость убивать для еды, тогда человечество совершило последний шаг от необходимости к истинно человеческой свободе. Этого нельзя было сделать до тех пор, пока мы не научились из растительных белков создавать животные».

В другом своем романе «Туманность Андромеды» писатель гениально предсказал возможности омоложение организма, в том числе и кожи с помощью лазерной и радиоволновой терапии.

Он писал о радиолифтинге и термаже кожи, направленные на активизацию роста молодых клеток, а также омолаживающие процедуры с использованием лазера и широкополосного света.

«Эвда Наль вызвала в памяти все, что знала об основах долголетия, - очистке организма от энтропии. Изученные за тысячелетия, эти древние структуры, когда-то очаги старения и болезней, стали поддаваться энергетической очистке - химическому и лучевому промыванию, и радиоволновой встряске организма».*

Иван Максимович Поддубный

В былинах о русских богатырях говорится, что питались они «краюхой хлеба да жбаном кваса».Казалось, как после такого скудного питания можно быть сильным и могучим да еще «биться с вражескими ордами тридцать дней и три ночи».

А богатыри могли, потому что были сильны и чисты духом, то есть питались дополнительно еще и высшими энергиями.

Таким же был не былинный, а реальный наш русский богатырь, один из сильнейших людей планетыИван Максимович Поддубный (1871-1949).

Иван Поддубный родился в семье запорожских казаков. Их род славился сильными мужчинами, однако возможности Ивана были воистину выдающимися. Его называли «Железный Иван». «Русский Богатырь», «Чемпион Чемпионов».

Начав свою спортивную карьеру в цирке, Иван Поддубный стал профессиональным борцом. Не раз русский богатырь становился победителем мировых чемпионатов по классической борьбе. Иван Поддубный стал первым шестикратным чемпионом мира по греко-римской борьбе.

Он одерживал победы над сильнейшими европейскими и американскими спортсменами. Хотя Иван Поддубный и проигрывал отдельные схватки – на его счету ни одного поражения в официальных турнирах. Русский богатырь в возрасте 50 и даже 60 лет с легкостью побеждал молодых 20-30 летних борцов.

На пике профессиональной карьеры ему были присвоены почетные звания – заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный артист РСФСР. Иван Поддубный был награжден и советским «Орденом Трудового Красного Знамени» и французским «Орденом Почетного легиона».

Сложно поверить, но богатырь, который при росте 184 см весил 120 килограммов, в целом придерживался вегетарианской углеводной диеты.

Иван Поддубный любил простую, сытную русскую еду. Основу его ежедневного рациона составляли каши, хлеб овощи, фрукты и мед. Из овощей очень любил редьку.

Любому заморскому деликатесу Иван Поддубный всегда предпочитал борщ и пирог с капустой. С удовольствием ел, как вспоминают родственники, картошку «в кожушках».

Иван Поддубный не был чистым вегетарианцем, он не ел мяса, но любил молочную еду и яйца, плов. Мог за один присест съесть до десятка яиц.

Жизнь чудо-богатыря и его уникальные победы свидетельствуют о том, что сильный человек - это не обязательно тот, кто может съесть за один присест свиную рульку или баранью ногу, или то и другое вместе, заедая все это салом и кровяной колбасой.

Среди мясоедов часто бытует стереотип, что для поддержания себя в хорошей физической форме профессиональный спортсмен обязательно должен есть мясо. Особенно это заблуждение касается бодибилдеров, культуристов, тяжелоатлетов и др.

Однако в мире существует большое количество известных спортсменов, которые занимаются силовыми нагрузками и при этом придерживаются вегетарианской и даже веганской диеты.

Жизненная сила и жизненная энергия человека имеет не только калорийную, пищевую основу. Важную роль играет духовная и волевая оставляющую, что наглядно доказал своей яркой жизнью человек-легенда Иван Поддубный.

Современные российские вегетарианцы

В Советском Союзе впервые «Вегетарианское общество СССР» было создано в 1989 г. После распада Советского Союза в 1991 г. оно было переименовано «Вегетарианское общество России».

И только в 90-х годах прошлого столетия о вегетарианстве вновь заговорили в России. Идеи стали возрождаться. На протяжении последних лет медленно, но верно вегетарианское движение вновь набирает обороты в России.

Среди наших известных соотечественников считается, что вегетарианцами были и являются Фаина Раневская, Гeоргий Вицин, Людмила Гурченко, Михаил Задорнов, Юлия Бордовских, Оксана Пушкина, Николай Дроздов, Тина Канделаки, Клара Новикова, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Рашид Нургалиев, Надежда Бабкина, Елена Ленина, Наталия Ветлицкая, Сати Казанова, Лариса Вербитская, Валерий Золотухин, Александр Невзоров, Валерия, Федор Конюхов, Андрей Лошак, Мария Калинина и др.

Как видим достойных примеров для подражания более чем достаточно. Растительная пища соответствует биологическому виду человека, поэтому отказ от употребления мяса является разумным, выбором разумного человека.

Следует отметить, что, как и в прошлые века, сейчас вегетарианцами становились и становятся наиболее образованные, социально ответственные личности, с высоким чувством справедливости, руководствующиеся здравым смыслом.

Адрианов Владимир

Советник Департамента стратегического развития Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н.

История вегетарианства начинается с древних людей, которые были вегетарианцами на протяжении многих миллионов лет. Наши древние предки питались, главным образом, растительной пищей, и основным видом деятельности у них являлось собирательство. Мясо животных было лишь минимальным дополнением к основному растительному рациону.

Но в ледниковый период растительность вся исчезла и древний человек, чтобы выжить , начал употреблять в больших количествах пищу животного происхождения . Впоследствии, с развитием сельскохозяйственной деятельности и местонахождением племени, древних людей разделились на земледельческие и скотоводческие племена. Осваивание земледелия способствовало переходу племен к оседлому образу жизни и к использованию вегетарианского питания среди древних людей.

Первыми в истории вегетарианцами были египетские жрецы, которые по магическим причинам не употребляли мясо. Египтяне первыми на Земле стали настоящими оседлыми земледельцами , и смогли развить в своем государстве сельскохозяйственное производство. Эти факты способствовали массовому распространению .

В Европе эпоха вегетарианства взяла свое начало с Древней Греции. Греки считали пищу на растительной основе главной в рационе питания. Среди вегетарианцев было много известных древнегреческих ученых, писателей, религиозных деятелей. Например, Пифагор и много его учеников не употребляли мясо, так как верили что любое животное, как и человек, имеет душу и после смерти душа животного может в человеке возродиться и наоборот. Платон считал вегетарианство самой лучшей диетой для идеального общества, так как растительная пища обеспечивает человеку здоровье и менее затратная по земельным ресурсам, по сравнению с животной пищей.

Древний Рим перенял у греков много изобретений и мыслей, в том числе и принципы вегетарианского питания. Самыми известными древнеримскими вегетарианцами были Сенека и Овидий.

После падения Римской империи и внедрения христианства в Европе наступил кризис для вегетарианства . В средние века христианами поощрялось поедание и использование животных людьми. Например, Св. Августин считал, что только человек может иметь душу и волю, а животные созданы для нужд человеческих. Такое утверждение сохранило свою популярность и до наших дней. В эпоху средневековья только монахи соблюдали традиции вегетарианства.

Бенедиктинцы, цистерцианцы и другие монашеские ордена использовали вегетарианское питание в течение определенных периодов своей истории.

В Европе про вегетарианство начинают вспоминать в эпоху Просвещения. Вегетарианские диеты становятся особо популярными среди представителей аристократии . Только в XVIII - XIX векам вегетарианство стало возрождаться полностью . В этот период известная теория эволюции Дарвина доказывает отличие животного от человека только интеллектуальным уровнем, но не своей физиологической природой. Данные факты разбили философские и религиозные постулаты поедания и убийства братьев наших меньших и привели к первым гуманистическим реформам. В это время начинаются первые научные исследования в области вегетарианства и появляются авторские работы, которые освещают принципы вегетарианского питания. Люди, которые в этот период придерживались вегетарианства, относили себя к сторонникам Пифагорейской .

Позже возник термин «вегетарианство», который переводиться с латинского языка как активный, сильный и энергичный.

В XX веке принципы вегетарианства стали сильно популяризовать. В каждой стране образовывались сообщества вегетарианцев , печатались газеты и книги с вегетарианской тематикой, выполнялись научные исследования в области влияния вегетарианского питания на физиологию человека. В 1908 году был организован всемирный Вегетарианский Союз , который занимался организацией конференций по пропаганде вегетарианского питания среди людей. Но остались и критики вегетарианской , которые считали ее вредной и неестественной для человека.

Споры о философии вегетарианского питания можно услышать и в наши дни.

Существуют причины, по которым люди отказываются от традиционной системы питания и переходят на вегетарианские диеты:

  • духовно-религиозные ;
  • этические;
  • гигиенические;
  • медицинские;
  • эстетические;
  • экологические;
  • экономические.

В современном мире насчитывается около сотни видов разнообразных вегетарианских , которые условно объединяют в четыре основные группы : веганство или абсолютное вегетарианство, лактовегетарианство, ововегетарианство, лактоововегетарианство .

Кроме этого существуют полувегетарианские диеты:

  • семивегетарианство - исключается из рациона питания красное мясо, но разрешается включать в меню птицу и другие виды мясных продуктов.
  • флекситарианизм - рацион диеты состоит из растительной пищи, но разрешается периодически употреблять рыбу, мясо и птицу.
  • фруторианство - допускает в меню орехи, фрукты, семена и другую пищу растительного происхождения, но с условием, что получение продуктов не причинит вреда растениям.
  • су вегетарианство - используется буддистами. Из рациона питания исключаются не только продукты из животных, но и растительные продукты, которые плохо пахнут: чеснок и лук.
  • макробиотизм - основывается на употребление бобовых культур и продуктов из цельного зерна, а также разрешается включать в рационе морепродукты.
  • сыроедение - разрешает включать в ежедневный рацион питания только сырые растительные продукты без кулинарной обработки.

Вегетарианство как особая система питания перекочевало в Европу в далекие древние времена скорее всего из Азии, от брахманов, йогов, буддистов и последователей Зороастра. Уже в 5-6 тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не ели мяса. Они делили пищу на чистую и нечистую. Туши животных были нечистые, и нельзя было к ним даже прикасаться. Существовали также в древности общества или ордена, членам которых запрещалось есть мясо.

Некоторые из древних философов и ученых сообщают нам о странах и племенах, которые питались вегетарианским способом. Так, например, Гекатей Милетский, а за ним и Тацит утверждают, что гипербориане, проживающие в северной части Греции, в Трации (называемой «чистой страной»), не ели вообще мяса (поэтому были названы «чистыми» людьми) и славились своим здоровьем. Впрочем, даже в наши времена, в XX веке, исследователи открывают и описывают некоторые центры долгожителей, изолированные в основном в высокогорных районах, где тысячелетиями живут небольшие народы, или племена, питающиеся почти исключительно вегетарианским способом и отличающиеся поразительно хорошим здоровьем и долголетием. Можно назвать, например, Счастливую долину, или страну хунзов, в Гималаях, долину Вилкабамба в Андах, или племя тубу, живущее в финиковом оазисе в средней части Сахары.

Овидий в XV книге своего труда «Метаморфозы» знакомит с учением Пифагора, вкладывая в его уста тираду против употребления мяса. Пифагор напоминает в ней, что «золотой век» был счастливым и не пятнал себя умерщвлением. Ведь люди имеют много прекрасной пищи, которую дает им щедрая природа без убийства и пролития крови.

Многие древние философы и основатели религий были вегетарианцами. Назовем здесь, например, Будду, Зороастра, Пифагора, Сократа, Платона, Плутарха, Гиппократа, Овидия, Сенеку. Среди отцов церкви в первых веках христианства вегетарианцами были Ориген, Тертуллиан, Хризостем, Климент Александрийский. Нужно признать, немясное питание по причинам прежде всего религиозно-аскетического характера было обычным явлением среди многочисленных христианских аскетов, отшельников и святых древности и средних веков.

Позже вегетарианства придерживались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, Спиноза, Руссо, Гёте, Вагнер, Шиллер, Байрон, Шелли, Шопенгауэр, Метерлинк, Линкольн, Ницше, Вольтер, Ибсен, Сельма Лагерлёф, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Ганди, Баден, Пауэлл, Лев Толстой, Заменгоф, Горький и открывший витамин B12 Лестер Смит. К этому числу принадлежит знаменитый стайер Нурми.

Конечно, не все известные люди, которых с гордостью перечисляет вегетарианская литература, были вегетарианцами всю свою жизнь, многие пришли к нему в зрелом или в пожилом возрасте, по мере прогрессирующего духовного развития. Примером может служить Лев Толстой. Необходимо подчеркнуть, что пожилой возраст является благоприятным периодом жизни для перехода на вегетарианство и это, в основном, по двум причинам:

  • стареющий организм менее работоспособен, и мясо является для него более тяжелой и вредной пищей, что пожилые люди сами нередко ощущают;
  • обычно пожилой человек становится более чувствительным к этическим проблемам и морали по причине большого жизненного опыта и духовного развития.

Современная история вегетарианства

В современной новой форме вегетарианство развилось прежде всего в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Интересовались им в основном пуританские круги. В 1847 г. возникло первое английское вегетарианское общество, которое, впрочем, сейчас насчитывает около 80 000 членов, оно имеет периодические издания, брошюры и книги, содержит ресторан.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который вложил в его идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908 г. под покровительством Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.


В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это прежде всего так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

Религия и аскетизм Востока очень благоприятствуют вегетарианству. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот большой народ. Индийская философская система йога предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В 1950 году в США основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был упомянутый уже врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.


В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

После Второй мировой войны в итоге пробудившегося к идеям вегетарианства интереса в Варшаве возникло «Общество сторонников вегетарианства». Но отнюдь не все его члены - строгие вегетарианцы. Горячим пропагандистом вегетарианства является М. Серадский, по профессии учитель, который вегетарианским способом питания вылечился от тяжелой болезни сердца и в свои весьма преклонные годы внушает уважение своим здоровьем и физическим состоянием.

История вегетарианства уходит своими корнями далеко в прошлое. Еще в те времена, когда человеческая жизнь только зарождалась на планете Земля. Совершенно неоспорим тот факт, что первые люди были вегетарианцами, в силу того, что не умели добывать или обрабатывать мясо. Да и не был в этом нужды.

Антропологи утверждают, что человек попробовал мясо во время ледникового периода, ввиду отсутствия пищи растительного происхождения. То есть по возникшей жизненно важной необходимости. Именно тогда у людей сформировалась стойкая привычка к употреблению мяса. Однако впоследствии люди вернулись к растительным дарам природы.



Первыми кто начал пропагандировать вегетарианство стали буддисты и джайнизмы древней Индии, а также религиозные философы древней Греции. Их стремление к вегетарианству основывалось на любви к животным и на равенстве всего живого перед всевышним. Принципы ненасилия стали основными в обосновании запрета на употребление мяса. И многие разделяли подобную точку зрения и примыкали к рядам вегетарианцев. Греческие воины масштабно отказывались употреблять мясо в еду, считалось наоборот, что мясо отнимает силы и мутит разум человека. К тому же стоит вспомнить, что самая полезная и богатая витаминами и микроэлементами каша, называется Геркулесовая в честь великого воина древней Греции Геркулеса (Геракла). Самым известным вегетарианцем из страны мифов и античности являлся Пифагор. Величайший математик и философ, был весьма почитаем. Возможно, что его к вегетарианству, толкнули познания в науке эзотерики, которым его обучили египетские жрецы. Пифагор основал свою школу и преподавал ученикам различные науки, помимо этого они занимались танцами, музыкой и физическими упражнениями, для поддержания тела в необходимом тонусе, но питались они исключительно растительной пищей. Обед учеников и их учителя был весьма скуден и небогат, и состоял из оливок, меда и хлеба. Ужин и того меньше. Именно с той поры пошло выражение, что «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». При этом тела их были совершенны и прекрасны. Когда Пифагору было 60 лет, в него влюбилась молодая красавица Феано, которая подарила ему впоследствии троих детей. Из этого можно сделать вывод, что не только духом был силен Пифагор, но и тело его и лицо были молоды и прекрасны, а мужская сила, не покинула до самой старости.

Но свое основное развитие вегетарианство приобрело на востоке.

Религия индусов подразумевает строгое вегетарианство. Йоги считают, что, не исключив из своего рациона продукты животного происхождения, невозможно постичь истину, привести в гармонию дух и тело. Несмотря на то что йоги питаются исключительно просто и не придают значения еде, они живут достаточно долго и можно только позавидовать их исключительному здоровью. Не стоит забывать и про монахов, живущих в храмах Будды. Те отличаются великолепной физической подготовкой и обладают богатырской силой. Стоит отметить, что великие мастера восточных единоборств, являются вегетарианцами.

Еще одной версией является, то что первыми в истории человечества мясо употребили в пищу жрецы древнего Египта, но это было скорее религиозная или магическая причина, нежели для насыщения. К тому же в Египте было весьма успешно развито земледелие и сельское хозяйство, а животных использовали скорее для помощи в выделки земли и получения шерсти. Изучая египетские рисунки, можно сделать вывод, что впоследствии египтяне включили в свой рацион мясные продукты, но их употребление считалось зазорным и низким Благородные особы и приближенные ко двору не ели мясо, так как это пища бедняков. А знать Египта считала себя приближенными к богам, а боги мясо не едят.

После того как в Средние века Римская империя была христианизирована, то мясо практически исчезло из Европы, люди продолжали употреблять молочные продукты и яйца, но мясо отсутствовало в рационе европейцев. А в моменты, когда Европа постилась, то и их исключали из рациона. В своей современной форме вегетарианство зародилось в Англии в Манчестере. Там в 1847 году было создано первое общество -”The vegeterian society”, которое отказалось от мяса, стала выпускать литературу, которая активно пропагандировала вегетарианство. Проводились целые семинары и собрания, куда могли прийти все желающие и приобщится к культуре употребления растительной пищи.

Как не удивительно, но неоспоримый вклад в развитие вегетарианства внес великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Как известно, он до самой своей смерти обладал отменной мужской силой и завидной памятью, был энергичен и работал не покладая рук. Многие диетологи относят это именно к соблюдению здоровой диеты. Л.Н. Толстой склонит к вегетарианству своего друга Леона Винера, который приехав в Германию, создал там первое вегетарианское общество. Вся семья Толстого и его последователи продолжали придерживаться принципы вегетарианства и после его смерти.


Впоследствии в США было создано самое обширное общество вегетарианцев, которое включало в себя различные национальности, классы и сословия. Самым горячим пропагандистом вегетарианства стал всемирно известный врач диетолог Макс Бирхер-Беннер. Он провел масштабные исследования влияния безмясой диеты на организм человека. Множество болезней ему удалось излечить вовсе или остановить их развитие, применяя диеты, в которых полностью отсутствовало мясо. Свои научные труды, он подробно описал в книге. Впоследствии на этой книге разрабатывались методики лечения вегетарианством, болезней, которые Бирхер- Беннер не изучил при жизни.

К сожалению существуют развитые цивилизованные страны, в которых совершенно не развито вегетарианство, а приверженцев такого вида питания, считают чудаками. Например, Польша. В этой стране вегетарианцы считаются чуть ли не сектантами и им сложно найти кафе или ресторан, который мог бы похвастаться хорошей кухней, без добавления продуктов растительного происхождения. Хотя в период между мировыми войнами в Польше было вегетарианское общество, которое активно развивал врач А. Тарновский, Были даже открыты столовые с полным отсутствием мясных продуктов, но со смертью А.Тарновского все прекратилось.

В современном мире вегетарианство заняло прочную нишу, последователи этого вида питания доказали полезность соблюдения диет, в состав которых входят продукты исключительно растительного происхождения.