Влияние цвета. Измеряем температуру цвета, или холодные и теплые цвета

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

После того, как вы определили свой цветовой тип внешности и усвоили теоретические знания о цветовых гаммах, которые вам идут, стоит научиться разделять оттенки на теплые и холодные.

Многие из нас не имеют художественного образования и с первого взгляда не готовы определить теплый это оттенок или холодный.

В интернете существует множество иллюстраций, которые показывают разделение цветов по температуре.


Но большинство из них показывают лишь чистые цвета, которых в природе не так много.

Слишком грубое разделение цветов может вас только запутать. А такие картинки вообще сформируют ошибочное представление о цветах, ведь это неправильно считать, что красно-оранжева гамма – это теплые цвета, а сине-зеленая – холодные.

Как же научиться определять температуру цвета?

Во-первых, вы должны понимать, что цвета постоянно перетекают один в другой. Что, например, красный цвет может иметь, как теплые, так и холодные оттенки.

Чистые цвета можно встретить лишь на картинках. В одежде же намного чаще используются смешанные цвета, более сложные и глубокие.

Сравните эти два оттенка синего:


На первой картинке синий более глубокий и насыщенный и не имеет белого пигмента, в отличии от второй картинки, которая прям веет холодом.

Про любой цвет, например, фиолетовый холодный, можно сказать «этот оттенок холоднее другого». Посмотрите на эти два наряда. На первом фото больше белого пигмента и сама ткань придает образу более холодный оттенок.


Взгляните на красные цвета:


На этих примерах четче видно, где холодный цвет, а где теплый.

В основном теплый или холодный подтон придают такие оттенки:

Теплым цвет делают: красный, канареечно-желтый или оранжевый оттенок.

Холодным: белый, серый, голубой, синий, черный или лимонно-желтый оттенок.

Когда перед вами находится наряд, например, зеленого цвета, не стоит сразу вспоминать, к какой гамме он относится. Попробуйте разглядеть в нем другие оттенки. Первый холодный, второй — теплый.


Второй пример зеленых образов:


Первый явно теплее второго. Надеемся, у вас уже получается определить температуру цвета.

Но не волнуйтесь, если сразу будет сложно. Все приходит с опытом.

Пример фиолетового цвета:


Как видите, на первой фото фиолетовый разбавлен красным оттенком, что сразу наполнило цвет теплотой.

Так что не стоит грубо разделять цвета и думать что вам, например, теплому цветотипу, синий цвет не идет. Просто выбирайте оттенки синего с теплым подтоном. Для холодных цветотипов все еще проще, вам нужно всего лишь теплый цвет разбелить белым или затемнить черным.

Также материал может придавать цвету температуру. Матовая, замшевая фиактура придает теплоту, а блестящие ткани делают цвета более холодными.

Ц ветовой дизайн дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность, может украсить наш дом, изменить восприятие его внешнего и объемного вида.

З рительное изменение объема предмета или помещения тоже зависит от цвета. Цвета холодной гаммы называются отступающими, так как помещение становится более просторным и холодным на вид. Если комната небольшая, то ее рекомендуется окрашивать в зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие холодные тона. Цвета теплой гаммы называются выступающими. Если в убранстве комнаты преобладают теплые цвета, то помещение кажется меньше. Эту способность цвета можно использовать при дизайне непропорционально больших комнат, высоких потолков и т. д.

В ыступающие и отступающие цвета можно использовать так, чтобы за их счет помещения зрительно увеличивались или уменьшались. Например, небольшая комната, стены которой оклеены светло-голубыми обоями, производит впечатление более просторной. Если же стены этой комнаты окрасить в красный или интенсивный оранжевый цвет, она оптически станет меньше.

Красный цвет

К расный цвет - наиболее активный, с его помощью создают ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для гостиной, кабинета, холла, кухни, а в спальне его лучше не применять. Красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве придает энергию.

О ттенки красного цвета добавляют настроение любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать свет и делать комнату теплой, отбрасывающей уютный блеск. Если вы настороженно относитесь к использованию ярких оттенков красного, используйте теплые тона терракоты и дерева, они создадут изысканные нежные сочетания этой группы цветов без всякого риска.

Желтый цвет

Ж елтый цвет дает человеку ощущение радости, он благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению работоспособности. Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным, поэтому в чистом виде практически не применяется — чистый желтый цвет лучше применять для акцентов. Еще с эпохи Средневековья каждому цвету приписывалось символическое значение. Так, желтый - цвет ржи и золота - считался цветом изобилия и богатства.

В еселые оттенки ярко-желтого — отличный выбор для кухни. Бледно-желтый — это успокаивающий, расслабляющий цвет — это оттенок для спокойной спальни. Бледно-желтый цвет может создать яркую и свежую атмосферу простора даже в маленькой комнате. Цвет яичного желтка — чрезвычайно живой цвет, который является идеальным выбором, когда вы хотите сделать такую комнату как прихожая или гостиная максимально гостеприимной и радушной.

Оранжевый цвет

О ранжевый цвет вызывает радость, возбуждение, страстность. В сочетании с белым оранжевый дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодных цветов. Его используют в цвете абажура, диванных подушек, штор.

К ак теплый оттенок оранжевый усиливает аппетит, повышает тонус, и поэтому можно использовать его в оформлении кухни, столовой. Яркие детали оранжевого цвета очень стильно смотрятся в гостиной в сочетании с более светлой гаммой цветов.

С очетание благородного оттенка — терракот — с оливково-зелеными и бордовыми тонами создает стиль антикварного кабинета. А сочетание оранжевого с синим и голубым — это напоминание о доме на берегу моря.

Синий цвет

С иний - цвет спокойствия. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Это так называемый строгий цвет, который наряду с другими холодными цветами и оттенками создает деловую, рабочую обстановку. Поэтому чаще всего его применяют для дизайна рабочего помещения, например кабинета.

С иние комнаты не обязательно выглядят холодными. Цвет электрик в духе Матисса создаст уютную атмосферу семейной кухни. Синий и белый составляют классическое сочетание, которое всегда кажется свежим. Сочетайте аксессуары и цвета с тканями, например, с клетчатыми или полосатыми, чтобы создать непреходящее ощущение стиля. Создайте привлекательный облик комнаты, используя синий с оранжевым, его дополнительным цветом.

Голубой цвет

Г олубой цвет вызывает у человека чувство чистоты, свободы, спокойствия и умиротворения. Однако вы должны помнить, что переизбыток голубого цвета может вызывать у человека ощущение апатии и безразличия. Кроме того, он способствует зрительному «охлаждению» помещения, поэтому голубой цвет рекомендуется использовать в солнечных комнатах, выходящих окнами на южную сторону и сочетать с теплыми цветами.

П рименение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее, поэтому подходит для кухни и ванной. Сочетание голубого и коричневых оттенков придают интерьеру респектабельность. Смешение с песочными и золотыми тонами — романтизм и винтажность.

Зеленый цвет

З еленый цвет - это цвет жизни, единения с природой. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза. Цвет прекрасно сочетается со многими другими цветами (желтый, черный, красный, коричневый, белый, сиреневый и некоторые другие) и может присутствовать в интерьере любой комнаты.

О билие зеленого цвета уравновешивает и успокаивает, его пастельные оттенки уменьшают у человека чувство голода, поэтому его целесообразно использовать при оформлении кухни. Способность снимать стресс и приводить в эмоциональное равновесие делает зеленый цвет отличным выбором для спальни.

В зависимости от оттенка зеленый цвет может помочь вам чувствовать себя расслабленным (мята или цвет морской волны), активным (яблоко или лайм), или спрятавшимся далеко в лесу (бутылочный или оливковый).

Бирюзовый цвет

Б ирюзовый цвет — своего рода «хамелеон». Он воспринимается как синий рядом с синим и и как зеленый рядом с зеленым. Использование бирюзового цвета в качестве основного фона в гостиной и его сочетание с разнообразием акцентных тонов синего и зеленого, создает визуально сложную схему, которая вызывает множество иллюзий в нашем восприятии.

Б одрящий оттенок цвета морской волны является освежающим выбором для ванной комнаты. Он выступает в качестве удачной альтернативы традиционному голубому цвету. Этот оттенок смотрится особенно прохладным и чистым, когда сочетается с классическим белым.

В цветотерапии бирюзовый характеризуется как успокаивающий. Он не может надоесть. Поэтому бирюзовые тона будут особенно уместны в спальне, детской и любых зонах отдыха, где необходима спокойная, расслабляющая и умиротворяющая атмосфера.

Розовый цвет

Р озовый цвет расслабляет, создает легкомысленное настроение. В дизайне интерьера розовый цвет вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, создает ощущение защищенности.

Р озовый цвет имеет разные оттенки, и их эффект конечно отличается. Персиковый, кораллово-розовый, лососево-розовый, карминно-розовый и телесно-розовый прекрасно подойдут для спальни и помещений для отдыха. Более активные оттенки, такие как неоново-розовый, цвет фуксии и темно-розовый хороши для ванной, кухни, гостиной, прихожей.

О сновное правило применения розового цвета в интерьере - разбавляйте его другими цветами, тогда цвет не будет таким приторным. Если вы добавляете отдельные элементы декора розового, то их цвет может быть самый яркий и насыщенный. Даже один элемент такого цвета способен привлечь на себя все внимание и быть главным акцентом в помещении.

Фиолетовый цвет

Ф иолетовый цвет настраивает человека на торжественный лад, но обилие цвета может вызывать дискомфорт. Поэтому фиолетовый надо разбавлять — использование большого количества белого рядом с оттенками фиолетового сохраняет их яркость и свежесть, особенно когда комната наполнена солнцем. Светлые тона этого цвета могут визуально увеличить комнату.

В ы можете добавить комнате оттенки фиолетового с помощью аксессуаров, таких как покрывала, ковры, подушки, кисти штор. Чем более интересная у них текстура, тем более содержательным будет эффект в целом.

И спользование ярких оттенков фиолетового уместно на кухне, в ванной. Винные оттенки можно использовать в гостиной, столовой и кабинете. Спальню лучше оформлять в лавандовых и синих оттенка фиолетового цвета.

Бежевый цвет

Б ежевый цвет обладает внутренней теплотой, заряжает положительной энергией и способствует формированию душевной гармонии. Он способен расширить пространство небольшой комнаты и сделать помещение светлее в несколько раз. Он подходит для любых помещений: не бросается в глаза, сочетается с любыми цветами, может приглушить яркие оттенки и служит отличным фоном для мебели и ярких аксессуаров.

Б еж дружит с зеленым и коричневым. Для любителей теплых тонов подойдут сочетания бежевого с персиковым цветом или розовым, а для тех, кому по душе яркие краски, бежевый цвет в интерьере будет хорошим партнером для малинового или лилового.

О собенно популярен нежный беж в спальне: такой фон позволит полноценно отдохнуть и расслабиться после рабочего дня. Только не заглушайте бежевый яркими тонами – лучше подчеркните спокойными теплыми элементами декора.

Белый цвет

Б елый цвет - это цвет чистоты, мудрости и здоровья. У него множество оттенков: цвет слоновой кости, топленого молока, натурального хлопка и льна, цвет перламутра. Игра с различными оттенками поможет создать изысканную цветовую гамму в интерьере, которая не будет однообразной.

Ц ветовая гамма сочетаний может быть любой. В ансамбле с бежевыми, коричневыми, терракотовыми белый интерьер станет уютным и умиротворяющим. При добавлении ярких синих, зеленых, красных деталей – будет ярким, запоминающимся. Очень выразительно черно-белое сочетание – более стильный вариант отыскать сложно.

Б ольшое значение в белых интерьерах уделяется использованию различных материалов и фактур. Комбинации глянцевых и матовых, шершавых и гладких поверхностей, контрасты теплых и холодных материалов в интерьере приобретают особую прелесть.

Серый цвет

С ерый цвет в интерьере стал своеобразным интерьерным «мерилом люкса», успешности, стабильного достатка. Серый – прекрасный фоновый цвет, он может быть не только ахроматическим, но иметь оттенок — краски могут носить поэтические названия: белый свинец, льняной, белая жесть, известковый, пепельный, белый кремень.

К аково бы ни было сочетание цветов в интерьере, серый всегда будет уместен. Особенно выигрышно он смотрится в совокупности с теплыми тонами. Черно-белые фото или картины в стальных рамах на стенах, серебристо-серые подушки или покрывала, торшеры или бра, современные вазы либо слегка разбавят излишнюю пестроту вашего интерьера, либо добавят в него немного прохлады.

Б огатство оттенков позволяет использовать серый цвет в интерьере любого помещения: от детской до рабочего кабинета и спальни.

 

Введение

Данная работа посвящена исследованию влиянию цвета и тени на температуру тел. Теплота - непременный участник почти всех жизненных и производственных процессах. Глобальные процессы теплообмена тесно связаны с нагреванием Земли солнечным излучением. Солнечная энергия - источник жизни на Земле. Поэтому ведутся поиски способов наиболее эффективного ее использования.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время, используя знания человечества об эффективном использовании солнечной энергии, мы можем переходить от глобальных проблем, к практическим действиям для более рационального использования энергии.

Цель работы: исследовать влияние цвета и тени на температуру окружающей среды.

Задачи: 1) изучить зависимость излучения и поглощения от состояния поверхности тела; 3) рассмотреть использование способностей тел по-разному поглощать энергию в энергосберегающих технологиях.

Объект исследования: создание оптимального температурного режима при экономии энергии.

Предмет исследования: взаимосвязь излучения и поглощения энергии от состояния поверхности тел.

Настоящая работа содержит два раздела. В первом раскрывается теоретическая основа работы. Во втором разделе описывается ход проведения исследовании и его результаты.

Результаты данной работы могут быть использованы, как рекомендации для их использования в строительстве зданий.

Раздел 1 Тепловое излучение

Излучение - как вид теплопередачи

Передача тепла в среде происходит при наличии разности температур. При этом тепло распространяется из области повышенных температур в область пониженных. Например, зимой в отапливаемых зданиях теплопередача происходит через наружные ограждения из здания, а летом при сильном нагреве поверхностей стен за счет солнечной радиации - в здание. Из своего опыта мы знаем, если приблизить руку к электрической плите, утюгу или к любому другому нагретому телу, ощущается теплота. Если же поместить между нагретым телом и руками лист белой бумаги, то руки перестают ощущать нагревание. Любое нагретое тело испускает невидимое тепловое излучение, которое частично поглощается другими телами. Излучают энергию все тела: большие и маленькие, твердые и жидкие, горячие и холодные, светящиеся и темные. Однако при повышении температуры мощность теплового излучения всех тел увеличивается, то есть ежесекундно тело начинает излучать больше теплоты. С повышением температуры тела увеличивается и энергия, предаваемая в окружающее пространство путем излучения. Невидимое тепловое излучение возникает за счет внутренней энергии излучающей системы и имеет такую же природу; как и видимое, которое вызывают светом. Передача энергии излучением отличается от других видов теплопередачи тем, что она может осуществляться в полном вакууме. Излучением передается на Землю солнечная энергия. Излучение, распространяясь от тела, попадает на другие тела. При этом энергия излучения частично отражается, а частично поглощается телами, превращаясь в их внутреннюю энергию, вследствие чего они нагреваются.

1.2 Применение излучения

Все ли тела одинаково поглощают энергию? Проведем опыт с теплоприемником и манометром. Повернем теплоприемник к нагретому телу сначала черной, а потом блестящей стороной, Столбик жидкости в манометре будет перемещаться в первом случае на большее расстояние, чем во втором. Можно сделать вывод, что тела с темной поверхностью поглощают лучше энергию и сильнее нагреваются, а также быстрее охлаждаются путем излучения.

Способность тел по-разному поглощать и излучать энергию находит широкое применение.

Темная, вспаханная почва сильнее нагревается излучением, но быстрее и охлаждается, чем почва, покрытая растительностью. В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается — излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения. Одним из средств повышения температуры участка почвы и припочвенного воздуха служат теплицы, которые позволяют полнее использовать излучение Солнца. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на темную почву, нагревает ее, но хуже пропускает невидимое излучение, испускаемое нагретой поверхностью Земли.

Воздушные шары и крылья самолетов красят серебристой краской, чтобы они не нагревались солнцем. Если же нужно использовать солнечную энергию, например, для нагревания некоторых приборов, установленных на искусственных спутниках Земли, то эти части окрашивают в черный цвет.

Раздел I I Описание опыта

Приборы и оборудование: настольная лампа (100Вт), две пустые коробки, листы цветного картона, комнатный цветок.

Опыт проводится в три этапа.

Этап 1.

Берем обе коробки и устанавливаем их на одинаковом расстоянии от лампы, чтобы они получали одинаковое количество света. Ставим горшок с растением между лампой возле первой коробки таким образом, чтобы тень покрывала ее большую часть. Включаем лампу. Измеряем температуру воздуха в обоих коробках через 1 час

Результат:

во II коробке-26°С

Этап 2

Накрываем одну коробку черным картоном, другую белым. Устанавливаем коробки на одинаковом расстоянии от лампы, так, чтобы они получали одинаковое количество света. Измеряем температуру в коробках до эксперимента и после 30 минут работы лампы.

Результат:

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-22,5°С

во II коробке-27°С

Этап 3

Проводим в несколько этапов. Накрываем одну коробку красным картоном,. Устанавливаем коробки на одинаковом расстоянии от лампы, так, чтобы они получали одинаковое количество света. Измеряем температуру в коробках до эксперимента и после 30 минут работы лампы. Повторяем с картоном коричневого и зеленого цвета, фольгой.

Результат:

красный картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-24,5°С

коричневый картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-26°С

зеленый картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-23,5°С

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-22°С

Данный опыт отчётливо показал влияние цвета поверхности на изменение температуры. Нужно учесть, что при проведении опыта не были учтены все факторы (отражающая способность поверхности, толщина покрытия), влияющие на конечный результат. Поэтому данные температуры представлены не как абсолютные величины. Результаты опыта представлены в виде диаграмм.

Вывод

Мы рассмотрели способность тел в зависимости от состояния поверхности поглощать энергию. И опытным путем доказали, что тела с темной поверхностью, лучше поглощают энергию и сильнее нагреваются. Для нашего региона, где продолжительность светового дня доходит до 2200часов, иногда бывает трудно поддерживать оптимальный температурный режим и использовать принципы энергосбережения. Поэтому опираясь на полученный результат, можно сделать выводы: 1.Цвет нашего дома (особенно кровля) тоже играет важную роль в поддержании температурного режима. Светлые цвета больше отражают солнечный свет. Темные цвета, наоборот, поглощают. Если выкрасить свой дом в светлые цвета, то в течение лета он будет более прохладным, а зимой меньше отдавать тепла. 2.Растения своей тенью блокируют попадание солнечного света. Таким образом, летом они помогают нам поддерживать прохладу в доме. Зимой же, когда листья с деревьев опадают, то солнечный свет проникает в дом, нагревая его. Используя данные выводы, мы сможем сократить расход энергии в наших домах.

Литература

  1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. Просвещение, 1989.-191с
  2. М.С. Кузей Уроки физики. Мн, «Народна асвита», 1972
  3. Ж.В. Иванова Физика» Ранок», 2008
  4. Т. Фещенко, В. Вожегова Справочник школьника. Физика. Аст, 1996
  5. // [электронный ресурс ] http://spareworld.org/rus/energysaving
  6. //[электронный ресурс ] http://extraplex.com.ua/

Приложение

Опыт №1

Опыт №2

Вокруг нас существует огромное разнообразие красок, и каждый цвет способен оказывать на нас влияние. Цвет легко минует все логические барьеры нашего мозга и попадает прямо в подсознание, вызывая в нас определенные ощущения и эмоции – комфорт, дискомфорт, радость, грусть, тепло, холод. Это связано как с нашим жизненным опытом и ассоциациями, так и с генетическими «воспоминаниями», уходящими корнями в далекое прошлое наших предков.

По одному из параметров воздействия окружающих красок на человека, цвета можно поделить на теплые, холодные и нейтральные. Теплыми считаются цвета, вызывающие у нас ощущение солнца, тепла и света. Такие цвета кажутся близкими, создающими уют и гостеприимную обстановку. Холодными мы называем цвета, которые вызывают у нас ощущение прохлады, льда, свежести. Такие цвета кажутся далекими, независимыми, чистыми. Нейтральные цвета не вызывают в нас никаких тепловых ощущений, но имеют способность сглаживать воздействие теплых или холодных цветов, если находятся рядом с ними.

Показательные эксперименты…

Ученые и психологи очень любят проводить разные эксперименты, не обошли они своим вниманием и цвет. Благодаря этим доблестным служителям науки, сегодня воздействие цвета на человека имеет под собой довольно веские научные доказательства. Так, например, в одном из экспериментов две группы людей поместили в красную и синюю комнаты одинаковой температуры. Через некоторое время люди в синей комнате переключали регулятор системы отопления на более высокую температуру, тогда как людям в красной комнате было комфортно при более низкой температуре.

Кроме того научные исследования показали, что красные и оранжевые цвета повышают давление, а синие и сине-зеленые понижают давление у человека. Проводились эксперименты с цветом и на животных. Например, в конюшне беговых лошадей один отсек был выкрашен в синий цвет, а другой - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, еще долго были возбуждены и не остывали.

Также цвет влияет и на наши вкусовые рецепторы. Например, при опросе 600 человек исследователями Университета Бомбея в Индии, выяснилось, что большинство испытуемых ассоциируют цвет таблеток со вкусом. Например, опрошенные люди считали, что розовые таблетки имеют сладкий вкус, желтые - соленый, оранжевые – кислый, а белые и синие – горький, независимо от фактического состава препарата.

Субъективность восприятия

Считается, что красные, желтые и оранжевые цвета – теплые. Голубые, синие и сине-зеленые цвета – холодные. Зеленый (который получается путем смешивания желтого и синего цвета), фиолетовый (который состоит из красного и синего цветов), белый, черный и серый считаются нейтральными цветами.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Например, желтая луна в полнолуние кажется холодной, а голубой василек может радовать своей теплотой. На самом деле любой цвет может быть как теплым, так и холодным, все зависит от его оттенка. Только два цвета никогда не меняют свою температуру. Это оранжевый и бирюзовый. От оранжевого и всех его оттенков всегда веет жарким солнцем. А бирюзовые тона всегда свежи и холодны.

Ниже представлены иллюстрации с теплыми, холодными и нейтральными оттенками разных цветов. Чтобы рассмотреть их подробнее надо нажать на картинки.
Внимание!
Цветопередача вашего монитора может исказить цветовые оттенки, поэтому ориентируйтесь на них как на примерные и обращайте внимание на название цвета.

Теплые и холодные тона

Всегда жаркий и всегда ледяной

Нейтральные тона


Влияние соседних цветов

Кроме объективных характеристик самого цвета, на нашу субъективную оценку его температуры влияет, во-первых, окраска фона, во-вторых, окружающие его другие цвета. Самый простой пример – фиолетовый цвет. Рядом с теплым красным он кажется холодным, рядом с холодным синим – теплым. Или, например, бордовый цвет рядом с коричневым будет смотреться холоднее, а рядом с кофейным теплее. Подбирая цветовое сочетание и создавая композицию в интерьере, стоит учитывать это явление, чтобы добиваться желаемых эффектов восприятия.

Рекомендации по использованию теплых и холодных цветов в интерьере

Теплые цвета делают интерьер комфортным и уютным, они повышают жизненный тонус, способствуют искреннему общению и активизируют мыслительную деятельность. При этом теплые цвета делают помещение визуально меньше из-за того, что кажутся ближе. Теплые тона привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов интерьера, которые необходимо подчеркнуть.

Холодные цвета создают успокаивающее и ободряющее настроение, и в то же время помогают сосредоточиться. Холодные тона зрительно расширяют пространство, они подходят для создания глубины в интерьере.

В одном помещении можно вместе использовать как холодные, так и теплые оттенки. Главное соблюсти правильное соотношение, тогда получится гармоничное и нескучное пространство. Рекомендуется выбрать одну доминирующую гамму, к примеру, холодную и прибавить для выделения акцентов теплые тона. Или, наоборот, к преобладающей теплой гамме комнаты добавить холодные элементы, например, светло-голубой потолок для зрительного увеличения высоты помещения.

Если есть необходимость визуально откорректировать пространство помещения, то те стены, которые надо раздвинуть красят в более прохладные оттенки, а те стены, которые надо приблизить красят в более теплые тона.

Другой способ гармоничного сочетания холодных и теплых оттенков, это уравновешивание одного цвета за счет другого. Например, к насыщенному индиго можно добавить теплый песочный. Или ярко-красный соединить с голубовато-зеленым. В таких сочетаниях цвета взаимно усиливают друг друга и при этом смотрятся благородно.

Если есть необходимость приглушить или уменьшить насыщенность какого-то слишком яркого цвета, то в таких случаях дополнительно используют нейтральные оттенки большей площади. Парадокс, но такое сочетание подчеркивает температуру и глубину цвета и одновременно уменьшает его воздействие на наши эмоции и ощущения.