III. Светофоры на железнодорожном транспорте

σήμα - знак, сигнал и φορός - «несущий») - средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах , оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.

Семафор состоит из металлической мачты, несущей одно, два или три сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих зарубежных системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов(на семафорах стран бывшего СССР цветные стёкла-линзы закреплены в специальных, опускаемых вниз для удобства обслуживания, люнетах). Перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги. Нормальным положением семафора считается закрытое, при котором верхнее крыло расположено под углом 90° к мачте, а ночью со стороны приближающегося поезда виден один красный огонь (сигнал «Стой»). При открытом положении семафора верхнее крыло поднято под углом 135° к мачте, а ночью со стороны приближающегося поезда виден зелёный свет (сигнал «Путь свободен»). Вторые и третьи крылья устанавливаются для подачи дополнительных указаний поезду о снижении скорости и т. д. В нормальном положении они расположены вдоль мачты, в открытом находятся под углом 135° к мачте.

В настоящее время семафоры почти повсеместно вытеснены светофорами .

Ссылки

  • Сигнализация в конце XIX века (из энциклопедии Брокгауза и Ефрона ; иллюстрации)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Семафор (железная дорога)" в других словарях:

    Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском городском округе и Ловозерском районе Мурманской области. Железная дорога была открыта в 1967 году. Примерно на… … Википедия

    Железнодорожный мост на участке Айкувен Ловозеро Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском город … Википедия

    Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском городском округе и Ловозерском районе Мурманской области. Железная дорога была открыта в 1967 году. Примерно на трети… … Википедия

    Транспортная трасса постоянного действия, отличающаяся наличием пути (или путей) из закрепленных рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. Понятие железная дорога включает в себя не только подвижной … Энциклопедия Кольера

    Кировская жд … Википедия

    Годы работы: 1985 настоящее время Страна: Бельгия Город управления: Басроде (Дендермонде) Состояние … Википедия - Блокировка: Блокировка в энергетике компактная компоновка основных (энергоблоков) и вспомогательных сооружений ТЭС или АЭС. Блокировка (СУБД) Блокировка (железнодорожный транспорт) (см.Блокировка //ЭНЭ и Семафор (железная дорога)) Блокировка… … Википедия

На сегодняшний день существует множество источников освещения. Одними из самых популярных и востребованных среди них являются светодиодные лампы http://www.navigator-light.ru/lamps/led.html . Их используют не только в домах и квартирах, но также в офисах, производственных помещениях. Нередко такими лампочками оснащают светильники, установленные вдоль улиц и дорог, а также в парках и скверах.

Преимущества и недостатки ламп

Большая популярность такого источника освещения в первую очередь связана с его низким энергопотреблением. Оно в разы меньше по сравнению с лампой накаливания. Срок эксплуатационной службы у качественных светодиодных устройств составляет 30-50 тысяч часов. Но заявленная цифра обычно соответствует эксплуатации светодиодов в лабораторных условиях, т. е. в реальности она обычно меньше.
Важным преимуществом является также экологичность. Дело в том, что в лампах со светодиодами не используются вещества с содержанием ртути. Поэтому в случае повреждения колбы или выхода из строя лампочки она не будет представлять опасности. Но учтите, что далеко не все производители соблюдают необходимые нормы, поэтому в их лампочках могут содержаться токсичные электролиты, пластики и др. Ещё одно преимущество светодиодной лампы заключается в низкой температуре нагревания корпуса.
Основным недостатком является высокая стоимость. Помимо этого, большинство таких лампочек освещает исключительно в одном направлении, что не всегда удобно. Также минусом является деградация элементов устройства. Она представляет собой необратимый процесс постепенного уменьшения уровня их светового потока. Выходит, что чем дольше работает такая лампочка, тем менее яркой она будет становиться.

Практические приемы расстановки сигналов объясняются в обучающей статье установка сигналов .

Железнодорожные сигналы - это полезные устройства, позволяющие управлять движением поездов. Сигналы не дают поездам перемещаться на участки путей, занятые другими поездами, предотвращая тем самым аварийные ситуации. Для этого, как правило, используется информация о состоянии участка пути, расположенного непосредственно после сигнала.

В игре представлены две системы сигналов - примитивная и улучшенная. Примитивная система сигналов досталась «в наследство» от оригинальной игры Transport Tycoon . Улучшенная разработана сообществом OpenTTD.

Contents

Типы сигналов на панели «Выбор сигналов»

В статье установка сигналов , поясняется, что для установки сигналов на железнодорожные пути используется панель «Выбор сигналов». Внешний вид этой панели показан на рисунке. Изображения и типы доступных из панели сингналов сведены в таблицу. Семафоры и светофоры отличаются только внешним видом (семафоры стилизованы «под старину», а светофоры «под модерн»), но при этом выполняют одну и ту же функцию.

Панель «Выбор сигналов»

Типы сигналов, доступных на панели «Выбор сигналов»

Семафор Светофор Описание

Примитивная система сигналов

Обсуждая примитивную систему сигналов, нужно помнить, что игра Transport Tycoon была выпущена в 1994 году и разрабатывалась для весьма примитивных по современным меркам компьютеров. Так, рекомендованный объем ОЗУ для этой игры составлял всего 4 Мбайт. Видимо, именно это послужило причиной максимального упрощения системы железнодорожной сигнализации.

Управление железнодорожной сетью в Transport Tycoon базируется на трёх принципах:

Принцип первый: железнодорожные сигналы разбивают железнодорожную сеть на участки, которые мы в дальнейшем будем называть путевые блоки.

Путевой блок - это участок железнодорожной сети, ограниченный со всех сторон сигналами, депо или тупиками.

Принцип второй: внутри путевого блока не может находиться больше одного поезда.

Принцип третий, неочевидный: железнодорожные стрелки не участвуют в управлении движением железнодорожных составов.

Межблоковый сигнал

Межблоковый сигнал , как видно из названия, разбивает железнодорожную сеть на путевые блоки и блокирует перемещение поездов в занятые блоки.

Межблоковые сигналы по умолчанию горят зелёным и переключаются на красный только тогда, когда внутри ограниченного этими сигналами блока находится поезд. Таким образом, они не пропускают другие поезда в занятый блок.

Межблоковый сигнал - простейший и единственный тип железнодорожных сигналов, доступный в оригинальном Transport Tycoon .

Межблоковые сигналы бывают двунаправленными и однонаправленными.

Двунаправленные сигналы

Двунаправленные межблоковые сигналы на погрузочной станции.

Двунаправленные межблоковые сигналы позволяют поезду перемещаться по путям в обоих направлениях. Как правило, они устанавливаются на въезде и выезде железнодорожных станций.

На рисунке видно, что двунаправленный сигнал разрешает въезд на свободный путь железнодорожной станции. Кроме этого, когда на путях перед станцией появится поезд, установленный на выезде со станции межблоковый сигнал запретит движение поезда, находящегося на станции.

Однонаправленные сигналы

Кольцевое одностороннее движение.

Однонаправленные межблоковые сигналы позволяют поезду перемещаться по путям только в одном направлении.

На рисунке изображен кольцевой железнодорожный путь, по которому поезда могут перемещаться только против часовой стрелки.

Однонаправленные сигналы, в основном, используются для решения следующих задач:

  • Для регулирования движения поездов через одноколейные станции, что помогает использовать такие станции более эффективно.
  • Для регулирования движения поездов по двухколейной железной дороге, одна колея которой используется для движения в «прямом» направлении, а другая - в «обратном».

Если поезд движется в направлении, обратном направлению сигнала, он будет остановлен и развёрнут в правильном направлении (такое поведение можно изменить в расширенных настройках сигналов). Таким образом, при использовании однонаправленных межблоковых сигналов все сигналы должны быть развёрнуты в правильном направлении. В противном случае поезд обязательно попадёт в «ловушку» между двумя сигналами. Чтобы оперативно исправить ошибки расстановки сигналов на однонаправленной ветке, опытные игроки, как правило, внимательно наблюдают за первым запуском поезда.

Если поезд находится на развилке, выходы из которой перекрыты однонаправленными межблоковыми сигналами, он будет ждать появления зелёного сигнала в направлении его пункта назначения (то есть будет ждать, пока нужный ему однонаправленный сигнал не станет зелёным, даже если однонаправленные сигналы в других направлениях зелёные). Если же выходы из развилки будут перекрыты двунаправленными сигналами, поезд продолжит движение по любому свободному пути.

Хотя у однонаправленного межблокового сигнала есть только одна сторона, с точки зрения игровой механики он является двунаправленным сигналом, у которого с одной стороны всегда горит «красный». Поведение сигнала в игре не соответствует поведению железнодорожных сигналов в реальном мире, что может ввести игрока в заблуждение.

Пресигнал

Возможна коллизия в том случае, если левый состав уедет раньше правого.

Пресигнал по своей сути является попыткой расширить функциональность стандартного межблокового сигнала. В его названии имеется приставка «пре» потому, что пресигнал передаёт на вход путевого блока состояние сигналов, расположенных на противоположной стороне, то есть на выходах из блока. Пресигналы используются для того, чтобы не допустить остановку поездов внутри блоков, остановка на которых нежелательна. Как правило, такие сигналы используются в тех случаях, когда поездам необходимо выбирать один из нескольких альтернативных путей, например, на станциях или одноколейных ветках, по которым поезда могут двигаться в двух направлениях.

На рисунке показана станция, движение к которой регулируется при помощи стандартных межблоковых сигналов. Если на станции есть хотя бы одна пустая платформа, движение отлично регулируется, так как поезд всегда будет двигаться к свободной платформе. Теперь рассмотрим случай, когда, как показано на рисунке, обе платформы заняты. На входном перекрёстке станции все выходные сигналы красные, поэтому въезжающий на перекрёсток поезд выбирает кратчайший путь - прямо. Предположим, что поезд на правой платформе пробудет на станции ещё какое-то время, а поезд на левой платформе уже готов к отправке. В такой ситуации поезд на левой платформе не сможет въехать на перекрёсток, так как перекрёсток занят поездом, который ждёт отправки поезда с правой платформы. Чтобы такой коллизии не возникало, прибывающий на станцию поезд должен останавливаться до перекрёстка. Именно для этого в игру были введены пресигналы.

Пресигнал работает точно так же, как межблоковый сигнал, но, в дополнение к этому, состояние пресигнала на входе в путевой блок зависит ещё и от состояния сигналов на выходах из путевого блока. Таким образом, пресигнал пропустит поезд в блок только в том случае, если на выходах из блока имеется хотя бы один зелёный сигнал. Поэтому, при создании путевого блока с пресигналами необходимо указать, где именно у этого блока выходы.

Входной пресигнал

Разрешение возможной коллизии при помощи одного входного и двух выходных пресигналов.

Входной пресигнал проверяет состояние всех выходных пресигналов путевого блока, на входе которого он установлен. Если хотя бы один из выходных пресигналов зелёный, входной пресигнал также будет зелёным. Если все выходные пресигналы красные, входной пресигнал также будет красным.

Это не позволяет поезду въехать в пределы путевого блока до тех пор, пока в блоке не появится свободный выход.

ВАЖНО: На въезде в депо встроен двунаправленный сигнал, который в обоих направлениях работает как входной пресигнал.

Если в путевом блоке ни один сигнал не помечен как выходной, входной пресигнал ведёт себя как обычный межблоковый сигнал. Это может быть удобным при использовании двунаправленных пресигналов, у которых только одно направление движения нуждается в функции пресигнала.

Выходной пресигнал

Выходные пресигналы нужны только для того, чтобы входной пресигнал знал, где именно у путевого блока находятся выходы. В остальном такие пресигналы работают абсолютно так же, как и обычные межблоковые сигналы.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ: Входной пресигнал нужно устанавливать в конце ветки, подходящей к точке, в которой путь разветвляется, как минимум, на два направления. После разветвления, в начале каждой отходящей ветки, нужно установить выходные пресигналы. Таким образом, если начальные путевые блоки каждой отходящей ветки будут заняты, подъезжающие поезда не будут пропущены на перекрёсток. Если хотя бы одна отходящая ветка будет свободна, перекрёсток будет также доступен.

Обратите внимание, что поезд всё ещё может заблокировать перекрёсток, выбрав занятую ветку, если до пункта назначения можно добраться только по ней. Если же обе ветки ведут к пункту назначения, поезд выберет свободную ветку.

Комбинированный пресигнал

Пример каскадирования пресигналов.

Комбинированный пресигнал совмещает функции входного и выходного пресигналов. Он является входным пресигналом для всех выходных пресигналов путевого блока и выходным пресигналом для всех входных пресигналов путевого блока. Этот сигнал предназначен для каскадирования пресигналов.

При каскадировании комбинированные пресигналы размещают между входными и выходными пресигналами, что позволяет передавать состояние перекрёстков от конца к началу каскада.

На рисунке показано, как два комбинированных пресигнала используются для передачи состояния четырёх выходных пресигналов одному входному пресигналу. В результате входной и один из комбинированных пресигналов разрешают поезду движение на свободный путь станции.

Ограничения пресигналов

Некорректное использование пресигналов.

Важно помнить о том, что входной пресигнал будет переключен на зелёный при переключении на зелёный любого выходного пресигнала, даже если поезд не может достичь этого выходного пресигнала. Например, на рисунке показан перекрёсток, на котором подъезжающий со стороны входного пресигнала поезд никогда не попадёт на верхний путь, выходной пресигнал которого спровоцировал срабатывание сигнала на входе.

Также в игре есть ошибка, помеченная как «никогда не будет исправлена»: «потерявшийся» поезд игнорирует выходные пресигналы и на каждом перекрёстке, регулируемом при помощи пресигналов, поворачивает в случайном направлении. Эту ошибку можно обойти, только используя маршрутные сигналы.

Улучшенная система сигналов

При разработке системы сигналов авторами Transport Tycoon был допущен ряд упрощений. В результате, система регулирования железнодорожного движения в игре имеет несколько очень важных отличий от системы регулирования движения на реальной железной дороге:

  1. На реальной железной дороге для управления движением поездов используются не только сигналы, но и железнодорожные стрелки, определяющие, куда именно свернёт поезд. Поэтому на железной дороге отсутствует понятие «путевой блок», вместо которого используется хорошо всем знакомое понятие «ветка пути». Соответственно, поезда, находящиеся на разных ветках пути, могут при этом находиться в одном путевом блоке, что недопустимо с точки зрения игровой механики классического Transport Tycoon .
  2. Так как железнодорожный сигнал, фактически играет вторичную роль в паре «сигнал-стрелка», его цвет по умолчанию красный, зелёный же включается только в том случае, когда к сигналу приближается поезд, который можно пропускать без опасности столкновения этого поезда с другим поездом, то есть когда расположенная за сигналом стрелка переключена в правильном направлении.
  3. Выходной сигнал (либо межблоковый сигнал, либо выходной пресигнал), который используется в Transport Tycoon для того, чтобы просигналить следующему поезду об освобождении перекрёстка, на настоящей железной дороге не применяется именно из-за опасности остановить поезд в пределах стрелки и заблокировать движение других поездов.
  4. На настоящей железной дороге односторонний сигнал не предназначен для запрещения движения поезда в противоположном направлении. Просто потому, что для запрещения движения поезду об этом нужно просигналить, а с тыльной стороны светофора какие либо сигналы отсутствуют. Соответственно, односторонний межблоковый сигнал, запрещающий движение в обратном направлении, в реальности невозможен. С другой стороны, на железной дороге всё-таки существует такое понятие, как однонаправленное движение, но для организации такого движения применяются, например, сигнальные знаки.

После анализа этих расхождений разработчиками OpenTTD была предпринята попытка смоделировать более реалистичную маршрутно-сигнальную систему (МСС) , в рамках которой в игру был введён новый тип сигнала.

Маршрутный сигнал

Два типа маршрутных сигналов на панели сигналов.

Маршрутный сигнал - это принципиально новый тип сигнала, преодолевающий ограничения стандартного межблокового сигнала Transport Tycoon . Этот сигнал позволяет поезду заранее зарезервировать маршрут движения через путевой блок до следующего сигнала. Если поезду нужно двигаться через путевой блок, в котором есть свободная ветка, поезд будет пропущен в блок, даже если на одной из веток этого блока уже находится другой поезд. Такого поведения нельзя достичь при использованием стандартных межблоковых сигналов и пресигналов. Более того, от межблоковых сигналов и пресигналов можно полностью отказаться, и с помощью одних только маршрутных сигналов построить сложную железнодорожную сеть, полностью исключающую попадание поездов в безвыходные ситуации.

Несмотря на то, что при использовании маршрутных сигналов можно полностью отказаться от сигналов других типов, игровая механика OpenTTD разрешает комбинирование сигналов любых типов, что позволяет более эффективно управлять железнодорожным транспортом.

Для иллюстрации наиболее важного различия между межблоковыми и маршрутными сигналами на этом рисунке изображены два параллельных пути, соединённые перекрёстком.

  • В первом случае межблоковый сигнал не пропустит нижний поезд в пределы путевого блока перекрёстка до тех пор, пока верхний поезд не выйдет за его пределы, хотя опасность столкновения нижнего поезда с верхним полностью отсутствует.
  • Во втором случае маршрутный сигнал пропустит нижний поезд на перекрёсток в том случае, если верхний поезд не должен свернуть на нижний путь.

Приведённые ниже рисунки иллюстрируют работу маршрутных сигналов:

Межблоковый сигнал далеко за перекрёстком Межблоковый сигнал непосредственно за перекрёстком Маршрутный сигнал перед перекрёстком
Здесь изображён Y-блок, ограниченный тремя сигналами.

Правая ветка занята поездом. По нижней ветке подходит второй поезд, которому нужно свернуть на левую ветку. Обычный межблоковый сигнал запрещает движение поезда до тех пор, пока блок будет занят (пока первый поезд не выйдет за пределы правой ветки блока).

Для уменьшения времени ожидания второго поезда Y-блок при помощи дополнительных межблоковых сигналов разбит на более мелкие части: Y-перекрёсток, левую и правую ветки. Таким образом, второй поезд сможет продолжить движение, как только первый поезд выйдет за пределы перекрёстка. Установленный на входе в Y-блок маршрутный сигнал резервирует за вторым поездом левую ветку, на которую этот поезд свернёт без остановок. Разбиение блока на более мелкие блоки не требуется (то есть не требуется установка сигналов после перекрёстка).

Y-блок, ограниченный тремя межблоковыми сигналами .

При помощи двух дополнительных межблоковых сигналов Y-блок разбит на три части: Y-перекрёсток, левую и правую ветки.

Y-блок между маршрутным сигналом и двумя межблоковыми сигналами .

Существует два типа маршрутных сигналов:

В большинстве случаев вполне достаточно возможностей обычных маршрутных сигналов, так как при правильной организации железнодорожной сети алгоритм поиска маршрута сам запретит обратное направление движения поезда. Тем не менее, в некоторых ситуациях могут понадобиться и однонаправленные маршрутные сигналы.

При использовании маршрутных сигналов необходимо помнить две вещи:

  1. Устанавливайте маршрутные сигналы только там, где поезд может остановиться, не блокируя пересечение путей.
  2. Маршрутный сигнал блокирует движение поезда только в одном направлении. В противоположном направлении поезд будет двигаться так, как будто бы сигнала нет. Если необходимо заблокировать движение в противоположном направлении, нужно использовать однонаправленный маршрутный сигнал.

Два новых типа сигналов ведут себя несколько иначе, чем стандартные межблоковые сигналы. Сигнал всегда красный и переключается на зелёный только в том случае, когда к нему приближается поезд, для которого можно зарезервировать маршрут к расположенной после сигнала следующей безопасной позиции ожидания. Безопасными позициями ожидания считаются позиции непосредственно перед сигналом, перед депо и в конце железнодорожной ветки. Позиция позади сигнала не считается безопасной и, соответственно, маршрут к ней не может быть зарезервирован.

Так как безопасной считается позиция перед сигналом, маршрутный сигнал следует размещать только на входе в перекрёсток. Так нужно поступать потому, что единственный безопасный способ ожидания для поезда - ожидание перед перекрёстком. Если же поезд будет ожидать зелёного сигнала непосредственно на перекрёстке, он заблокирует движение других поездов через этот перекрёсток так, как показано на рисунках ниже. Такое поведение маршрутного сигнала является главным преимуществом перед стандартными межблоковыми сигналами, которые необходимо устанавливать со всех сторон перекрёстка.

Неправильно : Помеченный стрелкой сигнал создаёт неправильную позицию ожидания, так как ожидающий на перекрёстке поезд мешает другим поездам проходить этот перекрёсток. На этом рисунке есть ещё одна неправильная позиция ожидания. Сможете её найти?

Правильно : Позиция ожидания после перекрёстка отодвинута на достаточно большое расстояние. До тех пор, пока ветка после перекрёстка занята, поезд будет ожидать перед перекрёстком. Так как сам перекрёсток при этом остаётся свободным, по нему в перпендикулярном направлении может проследовать третий поезд.

В следующем примере используется комбинация из однонаправленных межблоковых сигналов на протяжении пути и однонаправленных маршрутных сигналов в конце. Использование маршрутных сигналов позволяет одновременно одному поезду покидать станцию, а другому - выезжать из депо. При использовании пресигналов или межблоковых сигналов поезд в депо не сможет использовать свободный путь и будет ждать, пока второй поезд не покинет станцию.

Семафор (франц. sémaphore, от греч. sema - знак, сигнал и phorós - несущий)

стационарный сигнальный прибор, применяемый на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой (См. Полуавтоматическая блокировка), жезловой системой (См. Жезловая система) и централизацией стрелок и сигналов (См. Централизация стрелок и сигналов). На мачте С. размещаются 1, 2 или 3 крыла и сигнальный привод для изменения их положения. То или иное положение крыльев служит сигналом машинистам локомотивов о разрешении, запрещении движения или изменении скорости. В ночное время и при плохой видимости (туман, снег, дождь) показания С. дополняются сигнальными огнями. Положение, при котором верхнее крыло С. установлено горизонтально и горит запрещающий красный о...

семафор

, м.

Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железнодорожных путях.

Семафор открыт.

На станции зажигают огни; ярче и выше всех зеленоватый огонь семафора. М. Горький, Скуки ради.

Почтовый поезд остановился у закрытого семафора. Соколов, Искры.

2. мор.

Береговой знак (мачта с реем), устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам.

3. мор.

Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем усл...

Еще в 70 – 80-е годы XX в. это немудреное приспособление можно было увидеть на железных дорогах; теперь его почти полностью вытеснил светофор. А семафор восходит к греческому semaphore, образованному из составляющих sema – "знак" и phoros – "несущий", а в целом – "опора, несущая какой-либо знак".

семафора, м. (от греч. sema - знак и phoros - несущий). Сигнальный Столб на железнодорожных путях, указывающий машинисту, закрыт или открыт путь для движения поезда (ж.-д.). Открыть, закрыть семафор. Поезд остановился, потому что семафор закрыт. || Столб на берегу для сигнализации проходящим судам (мор.).

семафор

лицо, сигнализатор, светофор

Словарь русских синонимов

СЕМАФОР (от греческого sema - знак, сигнал> и phoros - несущий), устройство для подачи разрешающих и запрещающих движение сигналов поездам (устанавливается на железных дорогах, не оборудованных автоматической блокировкой движения, в виде мачты с подвижными крыльями, определенное взаимное расположение которых несет сигнал>) или судам (мачта> с реей). Семафором называются также сигналы (семафорная азбука>), передаваемые с помощью условного положения (или движения) рук с флажками.

Семафор

СЕМАФОР а, м. sémaphore m . <гр. sema знак + phoros несущий. 1 . На железных дорогах высокие столбы с подвижными поворотными крылами, установленными вблизи станции, для указания машинистам проходящих поездов о возможности или невозможности дальнейшего следования . Павленков 1911. С речного косогора В густой холодный мрак - Он видел семафора Взлетает красный знак. Белый Железн. дорога. Я высовывался из окна, потому что знал - сейчас за семафором пойдут откосы, заросшие клевером и колокольчиком, а потом сосновый лес. Паустовский Далекие годы. // П. 4 77. Глухонемые отлично понимают друг друга, и жел...

Несущий знак, сигнал - на железной дороге - мачта с двумя подвижными крыльями: сигналом является определенное взаимное расположение крыльев. Применяется на железной дороге без автоблокировки, управляется со стрелочного или дежурного поста с помощью системы лебедок. С. морской или речной - мачта с реем, устанавливаемая на берегу для подачи сигналов судам. Так называются, кроме того, сигналы семафорной азбуки передаваемые с помощью условного положения или движения рук с флажками.

семафор Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где semaphore - сложение греч. sēma «знак» и phoros «носитель, несущий». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

СЕМАФОР

СЕМАФОР , устройство, зрительно передающее сообщения; разновидность оптического ТЕЛЕГРАФА. Железнодорожные семафоры представляют собой вертикальную мачту с подвижным плечом, которая образует угол, указывающий «свободно» или «опасность». Семафором также называют сигналы (семафорная азбука), передаваемые с помощью условного положения (или движения) рук с флажками.

Научно-технический энциклопедический словарь

семафор семафо́р род. п. -а. Через франц. sémaphore, образованного из греч. σῆμα "знак" и -φορος "носитель, несущий". Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

(греч., от sema - знак, и phoros - несущий). 1) высокие столбы близ железнодорожных станций с подвижными крыльями для дневных сигналов и с фонарями для ночных. 2) морские телеграфы для подачи сигналов с берега подходящим судам, помощью флагов и фонарей.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

1) высокие столбы сбоку железнодорожной линии близ станции, на которых особыми сигналами дают знать машинисту приближающегося поезда о том, очищен ли уже дальнейший путь или ему следует остановиться, так как линия чем-ниб. занята; 2) береговые столбы, мачты для подачи сигналов мимо проходящим судам.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 19...

м. 1) Сигнальное устройство в виде подвижных крыльев или в виде рея на столбе, мачте. 2) Способ зрительной сигнализации, осуществляемый флажками, изменением положения рук (в морском деле).

семафор

СЕМАФО́Р -а; м. [от греч. sēma - знак и phoros - несущий]

1. Сигнальное устройство в виде столба с фонарями и подвижными вверху крыльями, устанавливаемое на железнодорожных путях для подачи сигналов по движению поездов. Железнодорожный с. С. открыт, закрыт (о свободном или занятом перекрёстке пути). Состав остановился у семафора.

2. Мор. Способ зрительной сигнализации, осуществляемой флажками, изменением положения рук и т.п.; информация, переданная таким способом. Передать по семафору. Дать сигнал семафором встречному судну. Читать с.

3. Береговой зна...

А, м. 1. Сигнальное устройство в виде подвижных крыльев или (у морских, речных семафоров) рея на столбе, мачте. Железнодорожный с. Речной с. С. открыт (путь свободен). 2. Во флоте: способ зрительной сигнализации (флажками, руками или при помощи специального аппарата). Дать с. встречному кораблю. II прил. семафорный, -ая, -ое.

110. Применение семафоров: входных, выходных, проходных и прикрытия в качестве постоянных сигналов допускается на малоинтенсивных участках железных дорог, не оборудованных путевой блокировкой, и на железнодорожных станциях, не имеющих электрической централизации стрелок.
Места установки семафоров определяют на основании общих требований для постоянных сигналов, предусмотренных Правилами.

111. Семафор состоит из мачты и укрепленного в ее верхней части крыла, которое по отношению к мачте может занимать горизонтальное или поднятое вверх под углом 135 град. положение. Горизонтальное положение крыла соответствует запрещающему показанию семафора, поднятое крыло — разрешающему.
Ночью положение крыла семафора (горизонтальное или поднятое) указывается соответствующими сигнальными огнями.

112. В необходимых случаях могут применяться двухкрылые семафоры. Второе крыло семафора нормально расположено вдоль мачты.

113. Однокрылыми семафорами подаются сигналы:
1) днем — поднятым вверх крылом под углом 135 град. к мачте, а ночью — одним зеленым огнем — путь свободен (рис. 204).
Так сигнализируют входные семафоры при приеме поезда на главный железнодорожный путь с готовностью остановиться на железнодорожной станции, а также выходные и проходные семафоры и семафоры прикрытия;

2) днем — горизонтальным положением крыла семафора, а ночью — красным огнем — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 205).

114. Двухкрылыми семафорами подаются сигналы:
1) входными — двумя поднятыми крыльями под углом 135 град. к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию на боковой железнодорожный путь с готовностью остановиться на железнодорожной станции (рис. 206);
2) выходными — двумя поднятыми крыльями под углом 135 град. к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью — разрешается поезду отправиться на ответвление (рис. 206).

115. Для контроля со стороны железнодорожной станции положения крыльев входного семафора ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нем со стороны железнодорожной станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни по числу крыльев, а при открытом — зеленые огни соответственно числу открытых крыльев. Выходные и проходные семафоры, как правило, контрольных огней не имеют. Если пункт управления семафором расположен за ним по направлению движения, на семафоре должен быть контрольный прозрачно-белый огонь закрытого положения. Открытое положение этих семафоров контрольного огня не имеет.

116. Показания входных и проходных семафоров и семафоров прикрытия должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления приближающегося поезда на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и максимально реализуемой скорости, но не менее 1000 м.
Сигналы выходных семафоров должны быть отчетливо различимы: с главных железнодорожных путей на расстоянии не менее 400 м, с боковых — не менее 200 м.
117. Не включенные в действие семафоры должны быть приведены в закрытое положение и закрещены двумя планками (рис. 207).
Сигнальные огни недействующих семафоров не зажигаются. Оповестительные щиты, стоящие перед не включенными в действие семафорами, также должны быть закрещены двумя планками или сняты.