Как сделать трубку в домашних условиях. Из чего делают курительные трубки

Подумайте, для чего вам нужно устройство. С какой целью люди пользуются подобными приспособлениями? Для того, чтобы сжигать в них материал для курения, и чтобы при этом удобно было вдыхать выделяющийся при горении дым. Обратите внимание на два основных элемента, присутствующих в любой конструкции:

  1. Резервуар, или тигель. Это основная часть приспособления, в которую помещают курительный материал.
  2. Труба. На первый взгляд звучит несколько странно, но именно она предохраняет вас от ожогов. Проходя по трубе, дым охлаждается перед тем, как вы вдохнете его.
  • Существуют различные конструкции. Какое же приспособление выбрать в конкретном случае?

    1. Кальян. Многие люди предпочитают при курении пользоваться кальяном. Кальяны хорошо охлаждают дым, и курить их можно в течение продолжительного времени.
    2. Трубки. Ими удобно пользоваться, когда вы не сидите на одном месте. К тому же трубку легко сделать самому, и она проста в употреблении!
  • Продолжим! Из чего же можно сделать перечисленные выше приспособления? Оглянитесь вокруг, вы буквально окружены подручными материалами!

    1. Одноразовую трубку легко сделать из алюминиевой фольги*.
      1. Сверните фольгу в трубку, обернув ее вокруг карандаша или чего-либо подобного. При этом не забудьте оставить запас фольги для тигля с одного конца. Затем согните этот конец трубки кверху. Поместите курительный материал в чашу, образованную этим краем трубки. Зафиксируйте край, чтобы он не разогнулся, но при этом следите, чтобы дым беспрепятственно проникал из него в трубу!
    2. Яблоки. Натуральный материал, из которого также можно смастерить трубку.
      1. Все, что требуется, это вынуть стебель и проделать на его месте углубление, но не насквозь. Проделайте рядом с основным углублением сообщающееся с ним отверстие, через которое можно будет выпускать избыточный дым. Затем сделайте отверстие для вдыхания дыма. Для этого проткните яблоко под углом 90 градусов к основному углублению. Поместите курительный материал в углубление и подожгите его, прикрыв отверстие для отвода избыточного дыма.
    3. Под рукой у вас оказалась лишь ручка? Негусто, но и ее можно пустить в дело.
      1. Прежде всего требуется вынуть из ручки стержень, оставив лишь ее порожний корпус. Теперь вам понадобится заслонка, чтобы не вдохнуть курительный материал. В качестве такой заслонки сгодится крохотный кусочек алюминиевой фольги*; можно также вырезать клочок фильтра для раковины. Сомните фольгу или фильтр так, чтобы они проходили внутрь корпуса ручки, и протолкните внутрь. Затем поместите в корпус ручки курительный материал с одного края и подожгите его, вдыхая дым с противоположного конца ручки (так чтобы между курительным материалом и этим концом находилась фольга или фильтр). При этом корпус ручки быстро разогреется, так что будьте осторожны!
    4. Кальян. Вы желаете покурить со всеми удобствами? Понадобится немного больше подручных средств, но это того стоит!
      1. Возьмите пустую бутылку (прекрасно подойдет пластиковая), пустую гильзу (тигель можно сделать и из алюминиевой фольги) и ручку (точнее ее корпус, освобожденный от содержимого). Сначала подготовьте тигель. Затем вам понадобится экран, закрепляемый вблизи дна бутылки; для него можно использовать один или несколько фильтров для раковины либо алюминиевую фольгу. Плотно закрутив крышку бутылки, проткните ее. Обмотайте крышку электроизоляционной лентой или скотчем, прикрыв проделанное в ней отверстие. После этого проделайте второе отверстие в бутылке возле ее вершины и воткните в него ручку, также плотно обмотав место стыка скотчем или электроизоляционной лентой. Для отвода избыточного дыма проделайте в корпусе бутылки еще одно отверстие напротив того, в которое вы воткнули ручку. Готово!
      2. Можете усовершенствовать получившийся кальян. Проведя пластиковую трубку из верхней части бутылки, где расположен тигель, к ее дну (по-прежнему обращая внимание на герметичность), вы получите водный кальян! После этого просто залейте воду на дно бутылки так, чтобы нижний край трубки находился под водой!
  • Как и обещал, публикую статью об изготовлении курительной трубки . Отснял заготовку на каждом этапе, но все никак руки не доходили написать для каждой фотки текст. Огромная, как выяснилось, работа.

    UPDATE !!!
    Статья уже здорово устарела, а написать новую
    все времени нет:) Зато есть более свежее видео, вернее,
    целый фильм . Это 2015 год. Как найду время, обязательно
    сниму новое видео, и отдельные видео по разным этапам
    процесса. Так что переходите по ссылке,
    подписывайтесь на канал:)

    Это колечко из . Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

    Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.

    Вот так выглядит сам бивень.

    Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

    На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

    Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

    Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

    Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

    Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.

    Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

    Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

    Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

    Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

    За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

    На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

    Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

    В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

    Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

    Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

    Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

    На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

    Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

    Затем уже грубо вывожу всю форму.

    Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

    Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

    Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

    На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

    Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

    Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

    Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

    Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

    Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.

    На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

    Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

    Поточил еще.

    Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

    Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

    Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

    Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

    Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

    Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

    Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

    Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

    Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

    Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

    Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

    На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

    Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова . В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

    Раньше трубку курили все. Начиная от крокодила Гены и заканчивая Шерлоком Холмсом, от Карлсона (да-да) и до капитана Врунгеля. А Том Сойер и Гек Финн? Комиссар Мегре, Йозеф Швейк и прочие хоббиты?

    Сегодняшний рассказ совсем не о Минздраве и вреде курения, а в точности наоборот - об удовольствии от курения табака, а точнее, о мастере, создающем трубки для этого самого табакокурения.

    (Всего 27 фото)

    1. Герой сегодняшнего рассказа - Александр Бондарев bondarev . Как и многие мастера он самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

    2. Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

    3. Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

    4. Бриар - это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

    5. Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

    6. Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй - сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

    7. Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

    8. У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр 🙂

    9. Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой 🙂

    10. Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

    11. А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

    12. Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

    13. Очень важный этап - сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

    14. Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

    15. Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

    16. Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

    18. После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

    19. С лаками трубки не дружат, только полировка.

    20. Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

    21. Заключительный штрих - печать мастера.24. Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

    25. А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки 🙂

    26. «Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо» 🙂 Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.

    27. Здорово после трудного дня сесть в кресло или у костра в зимнем лесу, достать трубку, кисет, закурить и неспешно смакуя дым спокойно посидеть и подумать о бренности всего сущего. Прямо даже как-то жаль, что я курить бросил.

    Очень советую к прочтению вот этот пост Александра. Он был сделан незадолго до моих съемок и, если честно, если бы я его вовремя увидел, то не поехал бы в гости 🙂 Там все очень подробно и вкусно расписано, рекомендую.

    Сегодня мы расскажем тебе, как в домашних условиях сделать рукотворную трубку. Если уж ты куришь, надо кастомизировать этот процесс: сигареты из пачки и зажигалка за три рубля – это не выбор чувака. Трубка – другое дело.

    Признаться, я и сам курил трубку – разумеется, пока не бросил. Дело было интересное. Забивать и раскуривать трубку – целая наука, об этом мы тебе уже . Моя трубка всегда интересовала окружающих: друзья просили попробовать, а в общественных местах (например, в кафе и барах, пока курение там еще не запретили) я всегда попадал в самый центр внимания, стоило мне поудобнее устроиться со своей трубкой. В общем, ты наверняка уже понял, что трубка – это по-царски, особенно если ты сделал ее сам.

    Итак, тебе потребуются:

    • бриар (древесина);
    • линейка;
    • стамески для резьбы по дереву;
    • пила;
    • карандаш;
    • дрель с разными сверлами;
    • циркуль;
    • полировальная машина;
    • наждачная бумага;
    • фрезы – минимум 18 мм;
    • время (мно-о-ого);
    • идея.

    Идея

    Перво-наперво тебе надо понять, как должна выглядеть твоя трубка. Нарисуй варианты на бумаге и выбери тот, который тебе больше всего понравится.

    Воплощение

    Отдели кусок дерева нужного размера – твоя трубка будет лишь чуть-чуть меньше.

    Нарисуй внешнюю окружность – диаметр трубки – и внутреннюю – диаметр углубления в ней, туда ты будешь набивать табак.

    Теперь рисуем на оставшихся сторонах твоего бруска выбранную форму. Дело за малым – обтесать дерево так, чтобы идея воплотилась в твоем бруске (хватаешься за инструменты и работаешь). В результате получишь примерно то, что изображено на картинке.

    Сверлим





    Надо просверлить отверстие, через которое дым будет поступать тебе в рот.

    Как видно по картинке, сначала надо измерить, насколько глубоко тебе придется сверлить. Осторожно: стенки табачной камеры не должны быть тонкими, в противном случае высокие температуры уничтожат твою трубку.

    Толщина стенок у трубки, изображенной на картинке, — 8 мм. Диаметр табачной камеры – 18 мм, глубина – 30 мм.
    В конце концов, понятно, что размерные характеристики зависят от выбранного дизайна.

    Теперь надо сделать отверстие в мундштуке, которое будет связывать мундштук с табачной камерой. Осторожно сверлим отверстие (для изготовления данной трубки использовалось 7-миллиметровое сверло). Затем меняем его на сверло поменьше (в нашем случае – 3 мм). Не забудь протестировать – насколько хорошо дуется, связь между табачной камерой и мундштуком наладилась?

    Закругляем



    Трубка же должна походить на трубку? Кто видел трубку кубической формы? Это же какой-то кубизм получается.

    Шлифуем





    Для этого понадобится наждачная бумага и много терпения. Шлифуй, пока не будешь доволен текстурой.

    Заканчиваем

    Соединяем одно с другим и производим незначительные корректировки.
    Пока трубку еще нельзя использовать. Надо ее отполировать – для этого и нужна полировальная машина.

    Для изготовления курительных трубок я использую качественный испанский бриар . Как правило, плато - наружняя часть бриарового нароста. Вот в таком виде ко мне приходят блоки от поставщика:

    Для канадок я использую специальные блоки - длинные эбошоны (изнутри бриарового нароста). Потому что блоки-плато обычно сшликом короткие, чтобы вписать в них длинную трубку.

    Для изготовления мундштуков я, как правило, использую эбонит - твердый каучук. Эбонит может быть как черный (с добавлением сажи), так и цветной, слоистый. Самый популярный цвет слоистого эбонита - кумберленд (буро-красный), потому такой эбонит часто называют кумберлендом.

    Эбонит я заказываю из Германии. К сожалению, отечестванная промышленность пригодного для мундштуков эбонита не выпускает.

    Редко, по желанию заказчика, я использую вместо эбонита акрил . Он гораздо тверже, потому не так комфортен в зубах. Зато почти не царапается, не окисляется, и не требует регулярной полировки. Я рекомендую выбрать акриловый мундштук, если вы планируете держать трубку в руке, а не в зубах.

    Помимо черного акрила, он существует в большом ассортименте цветов.


    Я использую акрил также для различных вставок и колечек. Например, акрил под слоновью кость. Он прочнее, и не требует убийства симпатичных зверюшек.

    Также я часто использую тефлон или делрин для вклеенных цапф (шип мундштука). Особенно это необходимо для канадок: цапфа должна быть небольшого диаметра, а для этого материал должен быть очень прочным.

    Такие цапфы имеют целый ряд преимуществ перед выточенными из эбонита. Потому, возможно, я вскоре целиком перейду на них.