Конспект занятия «Насекомые. Насекомые, конспект занятия по экологическому воспитанию

(в средней группе)

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых.

( Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети : муравеник.

Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого заги­бают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Лунтик : а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)

Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Литература:

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

Цели занятия :

Развитие лексико-грамматического строя речи и развитие языкового анализа и синтеза на материале слов по теме «Насекомые».

Коррекционно-обучающие:

- уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые» на основе систематизации и обобщения знаний (названий частей тела, их внешних признаков, образе жизни) ;

Закреплять умение правильно употреблять существительные в форме именительного падежа единственного и множественного числа, родительного падежа множественного числа;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Учить образовать новые слова с помощью приставок;

Закреплять понимание пространственных предлогов;

Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

Формировать умение опознавать заданный звук в словах;

Закреплять навык определения позиции звука в слове;

Формировать умение определять количество и последовательность слов в предложении;

Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков.

Коррекционно-развивающие :

Развивать логическое мышление и внимание;

Развивать межполушарные связи и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные :

Воспитывать внимательное отношение к слову;

Положительной мотивации к занятию.

Оснащение: компьютер, презентация, мяч, суджок, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Чтобы взбодриться и хорошо заниматься на занятии давайте сделаем некоторые упражнения:

Начнем мы с упражнения «Перекрестные шаги».
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4-8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота.
Думающий колпак

Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы - спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

2. Сообщение темы занятия.

Слайд 2,3.

Ребята отгадайте загадку.

Как назвать их одним словом? (Насекомые)

Сегодня мы поговорим с вами о насекомых.

3.Беседа о насекомых по вопросам .

Каких вы знаете насекомых? Слайд 4.

Какие внешние признаки есть у насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.) Слайд 5.

В какое время года появляются насекомые? (Весной и летом, когда тепло).

А что они делают зимой? (Большинство впадает в спячку. Некоторые живут в своих домиках: муравьи, осы, пчелы. Другие вообще проводят зиму в виде личинок).

Где живут насекомые? Слайд 6. (На полях, лугах, в лесу, в реках и озерах, в огороде и даже дома).

Назови, чьи это дома и как они называются. Слайд 7. (Улей, муравейник)

Чем питаются насекомые? Слайд 8 . (Корой, пыльцой и нектаром, листьями, другими насекомыми, кровью).

Как можно назвать насекомых, которые приносят людям вред? (Вредные) Слайд 9. Назовите насекомых вредитедей.

Как можно назвать насекомых, которые приносят пользу? (Полезные) Слайд 10. Назовите полезных насекомых.

4. Игра «Один -много» «Кого много?» Слайд 11,12

5. Игра «Назови ласково» Слайд 13.

6. Какое насекомое я загадала?

Это насекомое между жуком и шмелем. (Комар) Это насекомое над муравьем. (Шмель)

Это насекомое под комаром. (Стрекоза) Это насекомое слева от стрекозы. (Пчела).

Это насекомое справа от комара. (Шмель).

7. Игра «Четвертый лишний» Слайд 14,15.

Паук, жук, пчела, кузнечик. (Паук, это не насекомое, у него 8 лапок).

Божья коровка, комар, пчела, бабочка. (Комар, оно вредное насекомое, остальные полезные).

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

8. Послушай предложение, вместо хлопка добавь предлог. Слайд 16.

Божья коровка ползет (хлопок)…. грибу.

Муравьи идут (хлопок) … грибу.

Гусеница ползет (хлопок)…реке.

Жук-носорог стоит (хлопок)…камне.

Стрекоза летает (хлопок)…землей.

Пчелка сидит (хлопок)… цветке.

9.Помоги составить рассказ. Слайд 17.

Дополни его словами-действиями, образованными от слова бежал.

Зрительная гимнастика Слайд 18.

Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной.

Повторить три раза каждой рукой.

Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

10. От каких слов образованы слова:

жук долгоносик, жук носорог, жук короед.

11. Составь предложение из слов: в, запуталась, муха , паутине. Выделенное слово первое в предложении.

12. Какое предложение верно?

Появились насекомые, поэтому стало тепло.

Стало тепло, поэтому появились насекомые.

13. Исправь предложение: Цветок сел на бабочку.

14. Как вы думаете, что означает выражение «Делать из мухи слона» (Сильно преувеличивать, маленькую проблему считать большой)

15.Какое слово я сказала: (ж; у; к), (к, а, м, а, р), (б, а, б, а, ч, к, а), (ц, вь, э, т, о, к).

16.Какой звук есть во всех этих словах? (К).

Какой это звук (Согласный, глухой). Как звучит звук К в слогах кя, ки, ке.? (Мягко) А в слогах кА,ку, кы. (Твердо)

Звук К живет в букве К.

17.Выполнение в тетради. Впиши в схему слова букву К: стрекоза, жук, мошка. кузнечик.

Обведи буквы К

Определи место звука К в словах

__________,_______,________,________,_________.

Прономеруй картинки в порядке возрастания, разукрась насекомых

Рефлексия

Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Что нового вы сегодня узнали? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы).

Мне очень понравилось, как вы хорошо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!

Из опыта работы Павловой Маргариты Петровны, учителя-логопеда МБОУ "СОШ №19" города Чебоксары

Чаплыгина Е., логопед.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т.д.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:
«Насекомые».

Платнова Марина Михайловна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы « Школа №285 имени В.А. Молодцова» структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых.
Задачи: - Уточнить знания детей о насекомых (внешний вид, поведение в природе).
- Развивать диалогическую монологическую речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материал к занятию: картинки с изображением насекомых.

Ход занятия

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай».
- Отгадайте загадки. (На доску выставляются картинки-отгадки).
-С ветки на тропинку, с тропинки на травинку.
Прыгает пружинка, зелененькая спинка? (Кузнечик)
-У этого Ивашки красная рубашка.
На спине сорочки- черненькие точки? (Божья коровка)


- Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик? (Стрекоза)


-Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)


- Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног, да все без копыт? (Жук)


- Над столом жужжит, летает, очень всем надоедает? (Муха)


- В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий целый день хлопочет? (Муравей)


- Жу- жу-жу! Над цветами я жужжу! Потружусь я над цветком- Вас порадую медком? (Пчела)


Как можно назвать всех одним словом?
Правильно,насекомые.
Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых- три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например не принадлежат к классу насекомых.
- В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).
- Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных)
- Ребята, апокажите части тела насекомых.


(Головка, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки)
- Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые.
- Людям: пчелы дают мед, воск.
- Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.
- Птицам и животным: насекомые служат кормом.
- Расскажите о том, какой вред наносят насекомые.
- Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
- Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений.
- Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
- А теперь поиграем в игру «Назови ласково»
Комар- комарик.
Стрекоза-…
Таракан-…
Жук-…
Пчела-…
Муха-…
Объясняю детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик).
Например: стрекоза питается комарами и мошками, которых хватают, как ласточки, на лету. Крупные стрекозы могут нападать на головастиков и мальков рыб.
- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок.
- Жуки – обитают не только на суше. Плавунец – хищный жук, которого можно встретить почти в каждом водоеме. Плавунцы нападают на насекомых которые живут в воде, головастиков и даже мальков мелких рыб. Их личинки тоже хищники. Вцепившись в головастика или рыбку, они постепенно съедают часть тела своей жертвы, которая повсюду таскает за собой прожорливого жучка.
- Мухи и комары питаются только жидкой пищей. Личинки комаров живут в воде, а взрослые комары – в воздухе. Комар – самец совершенно безобиден, он кормится соком растений и сладким нектаром. Кусают нас только самки. Чтобы отложить яйца, они должны напиться крови.
- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной матки, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: молодые пчелы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, а затем начинают вылетать из улья в поисках пыльцы и нектара.
- Муравьи также живут семьями в сложных гнездах в земле, под камнями и в наземных муравейниках, которые они сооружают из сухих веток и хвои. В состав семьи входят бескрылые рабочие самки, крылатые самцы и самки – основательницы (царицы), которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. Основной пищей муравьям служат другие насекомые, семена растений.
- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а …
- Наше занятие подошло к концу?
- Какие виды насекомых вы запомнили?
- Молодцы, ребята.