Цветное выжигание по дереву. Как выжигать по дереву для начинающих: пособие с описанием исходных материалов и инструментов для этого

Это не только хороший способ снять напряжение, к тому же выглядит замечательно в любом доме. Выжигайте для своего удовольствия, повесьте свое произведение на стену или дарите своим друзьям. Чтобы вы ни выбрали в качестве объекта для своей картины, для начала нужно ознакомиться с основами выжигания по дереву.

Шаги

Часть 1

Основы выжигания по дереву

    Приготовьте необходимые инструменты. Для того чтобы заняться пирографией, для начала вам понадобится набор базовых инструментов. После того, как вы выполните несколько рисунков, вам, возможно, захочется расширить данный набор, хотя следующих инструментов будет достаточно:

    Подберите приемлемый кусок дерева для пирографии, лучше переверните деревянную поверхность более гладкой стороной вверх. Жесткость дерева варьируется по шкале от 1 до 10, где 1 – самое мягкое дерево (например, бальза), а 10 – самое жесткое (например, птерокарпус). Если вы только начинаете выжигать, лучше выберите мягкое дерево. Жесткое дерево стоит дорого, термостойко и обычно темного цвета. С другой стороны, мягкое дерево дешевле, на нем легко выжигать, оно светлее, что позволяет расширить диапазон контрастов. Попробуйте использовать следующие разновидности мягкого дерева:

    • Сосна
    • Береза
    • Ясень
  1. Аккуратно возьмите прибор для выжигания по дереву. Прибор нагревается очень быстро, поэтому «прежде» чем начать работать с прибором, положите его на безопасную подставку. «Всегда кладите и снимайте паяльник плоскогубцами». Подождите две минуты или более, чтобы дать прибору нагреться. Пока прибор нагревается, держите его на подставке или в глиняном горшке, чтобы избежать возможности внезапного возгорания.

    Отшлифуйте дерево перед тем, как начать. Возьмите наждачную бумагу №320, оберните ее вокруг деревянного блока или прикрепите к шлифовальному бруску и равномерно отшлифуйте всю поверхность дерева. Части деревянной поверхности постепенно станут отчетливее и тверже, в результате поверхность должна получиться гладкой.

    • В процессе шлифовки обрабатывайте дерево по волокну. Структура дерева – это направленность древесного волокна. Обработка дерева по волокну устранит небольшие неровности или царапины, которые могут появиться в результате шлифовки против волокна.
    • Когда вы закончите шлифование, протрите поверхность влажным полотенцем. Это поможет очистить поверхность от стружек и вам будет намного проще нанести эскиз.
  2. Наносите легкие штрихи вместо четких линий. Многие новички допускают большую ошибку, когда надавливают на деревянную поверхность слишком сильно, полагая, что это необходимо для того чтобы нарисовать эскиз. Это не так. В действительности, лучше наносить легкие штрихи. Так, вам будет легче направлять карандаш, стирать ненужные линии и исключить возможность выжигания по неверным линиям.

    Не торопитесь, когда будете выжигать. Вы ведь не собираетесь получить приз за выжигание в рекордно короткие сроки. Выжигание по дереву, вне зависимости от того, какой материал вы используете, – долгий процесс. При ознакомлении с ручкой для выжигания помните:

    • Лучший вариант – постоянное давление на поверхность. Новичкам рекомендуется наносить рисунок с одинаковой силой по всей деревянной поверхности.
    • Чем дольше вы удерживаете ручку для выжигания на одном месте, тем темнее и глубже становится эта область рисунка.
  3. При выжигании легче двигать прибором по волокну. Поверните кусок дерева так, чтобы волокна были направлены вниз. Это сделает вашу работу легче, так как основную часть времени вы будете двигать прибором по направлению вниз. При выжигании против волокна сопротивление будет больше.

    Попрактикуйтесь с деревом, экспериментируйте! Как только все материалы для выжигания будут готовы, и вы научитесь основам, возьмите несколько деревянных дощечек для того, чтобы попрактиковаться с разными наконечниками прибора. Таким образом, вы будете иметь представление о том, какой наконечник в каких случаях надо использовать. Выбор насадки зависит от того, что вы хотите рисовать, и как много деталей будет у вашего рисунка.

    Часть 2

    Нанесение рисунка на дерево
    1. Выберите подходящий вам метод нанесения рисунка. Пока нанесение рисунка без готового эскиза слишком сложно для вас, используйте готовые изображения. Существует три базовых способа нанесения рисунка на дерево.

      Просто срисуйте изображение. Если вы художник и умеете рисовать, удобнее всего для вас будет наносить рисунок сразу на дерево при помощи карандаша. Это не самый простой и эффективный способ, но так вы избежите неживого и скованного стиля рисования, к этому невольно стремятся многие художники, копирующие изображения во всех деталях.

      Перенесите рисунок, используя графитовую бумагу. Нарисуйте или распечатайте рисунок. Поместите графитовую бумагу вниз на деревянной поверхности, предварительно обклеив ее малярным скотчем, чтобы не испортить будущую картину. Затем положите ваш рисунок сверху. При помощи карандаша 2В плавными линиями обведите рисунок. Уберите графитовую бумагу и еще раз прочертите все линии при помощи того же карандаша.

      Используйте насадку для перенесения рисунка. Эта плоская насадка нагревается, чтобы перенести чернила напечатанной картинки прямо на деревянную поверхность. Сканируйте или найдите картинку в интернете, которая вам понравилась. Распечатайте изображение, лучше на лазерном принтере. Затем прикрепите рисунок зажимом к деревянной дощечке и начните нагревать его при помощи насадки. Медленно, постепенно приглаживайте заднюю часть изображения, используя насадку для перенесения рисунка (в тех местах, где есть чернила). Уберите лист бумаги и проверьте, отпечатался ли рисунок.

    Часть 3

    Практикуйтесь

      Начните с выбора удобного места для вашей дощечки – разместите ее так, чтобы можно было дотянуться прибором до любой ее части. Это займет всего секунду, но вы должны делать это постоянно. Если вы накланяетесь над дощечкой и выжигаете на опасном расстоянии от вашего тела, – вам будет куда сложнее выжигать.

      Лучше начните выжигать рисунок снизу или с внешнего края эскиза. Таким образом, если вы ошибетесь, ваша ошибка не будет бросаться в глаза. Не переживайте, потом вы сможете исправить вашу оплошность, просто отшлифовав дерево в нужном месте.

      В зависимости от того, на каком дереве вы выжигаете, не бойтесь пройтись по одному и тому же месту три-четыре раза. Помните, тише едешь - дальше будешь. Легче касайтесь дерева, таким образом, вы сможете проворнее двигать прибором для выжигания. Вначале старайтесь выжигать «к себе», а не «от себя», положив запястье на дощечку, если это возможно.

  1. Вспомни, что называют отделкой.
  2. Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
  3. Какие техники отделки изделий тебе известны?

Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием

Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать). В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5. Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Рис. 139. Устройство выжигателя

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).

Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)

Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рис. 144. Рабочая поза при выжигании

Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).

Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).

Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148). Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (рис. 149).

Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием

Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером

Рис. 153. Настольный лазерный аппарат

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию

Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  2. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  3. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  4. Выполни шлифование выжженной поверхности.

Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием

Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Выполни шлифование поверхности заготовки с помощью шлифовальной шкурки и шлифка.
  2. По заданию учителя, рисунку, разработанному самостоятельно или по аналогии к нижепредставленным изображениям (рис. 154), нанеси рисунок на поверхность заготовки.
  3. Выполни выжигание рисунка.
  4. Зачисти выжженную поверхность шлифовальной шкуркой.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Рис. 154. Рисунки для выжигания

При работе выжигателем необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.
  2. Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить все необходимое для работы.
  3. Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь.
  4. Не следует низко наклоняться над местом выжигания. Берегите руки и одежду от касания пера!
  5. После 10...15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2...3 мин.
  6. Во время работы необходимо периодически проветривать помещение или работать под вентиляционной вытяжкой.
  7. Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
  8. Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
  9. Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
  10. После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети.

Новые термины

выжигатель, выжигание, комбинированное выжигание, лазер- ное выжигание, пирография, пиротипия.

Основные понятия

  • Выжигание – нанесение раскаленным предметом определенных линий, орнаментов и т. п.
  • Выжигатель – прибор, предназначенный для нанесения на поверхность заготовки из древесных материалов знаков, линий, фигур, орнаментов раскаленным наконечником.
  • Лазер – интенсивный узкий тепловой пучок света.
  • Наконечник (перо) выжигателя – деталь, предназначенная для нанесения рисунка на поверхность заготовки в результате ее нагревания.
  • Обугливание – покрытие поверхности заготовки слоем угля.
  • Регулятор выжигателя – элемент устройства, предназначенный для регулирования температуры нагревания пера.

Закрепление материала

  1. Какие виды отделки ты знаешь?
  2. Заготовки из каких пород древесины лучше использовать для выжигания? Объясни почему.
  3. Как регулируется степень накала пера выжигателя?
  4. Какие правила безопасности следует соблюдать при выжигании?
  5. Какие способы перенесения рисунка на заготовку тебе известны?
  6. Почему детали из древесины и фанеры зачищают шлифовальной шкуркой вдоль волокон?

Тестовые задания

1. Как правильно отшлифовать детали из древесины?

    А вдоль волокон
    Б поперек волокон
    В под углом 45°

2. Какими инструментами выполняют петриковскую роспись?

    А карандашами
    Б шариковыми ручками
    В кистями
    Г выжигателем

3. «Зернышко» – это

    А зерно пшеницы
    Б зерно кукурузы
    В элемент петриковской росписи
    Г выжженный элемент орнамента

4. Пирография – это

    А комбинированное выжигание
    Б выжигание линиями
    В выжигание штампами
    Г выжигание точками

5. Степень накала пера выжигателя регулируется

    А породой древесины
    Б соединительными проводами
    В ручкой регулятора
    Г пластмассовой ручкой пера

6. Пиротипия – это

    А выжигание точками
    Б выжигание черточками
    В выжигание линиями
    Г комбинированное выжигание
    Д выжигание штампом

Юлия Пятница

Выжигание по дереву - старое новое искусство

Совсем недавно выжигание по дереву — пирография — обрело вторую жизнь. Возможно, это связано с появлением новых профессиональных приборов для работы. А может, люди стали уделять больше внимания изделиям, украшенным вручную. В любом случае, техника выжигания по дереву достаточно проста для того, чтобы ее мог освоить даже новичок!

Выжигание по дереву: материалы

Каждый мастер работы по дереву оказывается перед проблемой выбора древесины для фона. Руководствуйтесь несколькими параметрами, чтобы подобрать оптимальный вариант фоновой заготовки.

Цвет

Чем светлее ваш фон, тем лучше с ним будет контрастировать рисунок. При желании вы можете использовать и более темные сорта. Но при покрытии работы лаком изображение станет менее отчетливым.

Текстура

Многие мастера предпочитают работать над фоном с наименьшей текстурой. Гладкая поверхность без прожилок и выступов дает возможность с легкостью выполнить любой рисунок.

Но если вы проявите фантазию, и примените текстуру в своей работе — результат превзойдет все ваши ожидания. К примеру, можно использовать текстурные полосы как рябь на воде.

Твердость

Выжигание по дереву напрямую зависит от мощности используемого прибора. Чем мощнее прибор, тем более твердый фон вы сможете обработать.

И все же лучше отдавать предпочтение мягким сортам древесины, с которыми легко работать любым выжигателем.

Форма

Форму фоновой заготовки нужно подбирать в зависимости от того, что вы хотите сделать с работой в дальнейшем. Если заготовка будет висеть в рамке, выбирайте заготовки правильной геометрической формы. Такие можно найти среди строительных досок и ненужных частей старой мебели.

Иногда в специализированных магазинах появляются оригинальные спилы неправильной формы. Обрамляющая их кора может стать прекрасной рамкой.

Лучшие сорта для выжигания по дереву — это липа, бук, осина, кедр, вишня, кипарис и клен. У всех деревьев довольно светлая древесина, гладкий или мелкозернистый срез без прожилок.

Выжигание по дереву: инструменты

Главное приспособление мастера, работающего по дереву, — это специализированный пирографический прибор с карандашом-пером для выжигания. Существует 2 основных разновидности таких приборов:

  • карандаши с твердыми перьями;
  • карандаши с проволочными перьями.

Приборы с твердыми перьями, как правило, имеют постоянную температуру нагрева. Несмотря на то, что к ним прилагаются дополнительные перья, такие приборы лучше выполняют фоновое выжигание из-за ширины насадки.

Проволочные перья более удобны — благодаря тонкости и возможности регулирования температуры вы сможете выполнять разные виды работ: от тонких и незаметных до широких контрастных штрихов.

И твердые, и проволочные перья представлены 3 основными формами:

  • косое перо;
  • писчее перо;
  • перо для ретуши.

Косое перо имеет скошенную прямую поверхность. С его помощью прорисовывают тонкие четкие линии. Писчее перо закруглено на конце: им также удобно рисовать линии и слова, к примеру, писать стихи на дереве. В отличие от первых двух, перо для ретуши имеет плоскую широкую поверхность и предназначено для выжигания фона или широких элементов.

Техники выполнения

Выжигание по дереву не ограничивается одной техникой. Если вы познакомитесь хотя бы с несколькими качественными работами, то обнаружите, что каждая из них отличается использованием какого-то особенного художественного приема!

Ниже вы увидите список основных методов выжигания по дереву.

Стандартный

Это базовый метод, с которого начинается освоение пирографии новичками. На деревянную основу наносится рисунок при помощи графитового карандаша или копировальной бумаги. После этого мастер начинает выжигать изображение по контуру, придавая ему контрастность по отношению к фону.

Негативный

Негативный метод пирографии основан на выделении рисунка светлым цветом путем контрастного выжигания фона. Этот метод можно выполнить двумя техниками: путем добавления фона и добавления картинки.

При первом фон выжигается вокруг заготовленного рисунка. Второй метод предусматривает полное выжигание фона, после чего мастер вырезает на нем рисунок, образуя светлые участки.

Вы можете совместить эти техники, придав своему изделию дополнительный объем.

Предварительная резьба

Мастера пользуются таким методом, чтобы, как и в случае с негативным, рисунок стал рельефным. Для этого изображение вырезается на основе по ранее перенесенному эскизу и лишь потом прижигается в определенных местах.

Кроме этих методов существует также выжигание по дереву раскаленным металлом и солнечными лучами через призму. Но ввиду сложности выполнения мало кто пользуется такими техниками.

Мастер-класс для начинающих

Если вы впервые сталкиваетесь с выжиганием по дереву, попробуйте выполнить несложный рисунок. Для этого выберите простой трафарет в виде контура изображения без мелких деталей и сложных узоров.

  • Следует зачистить поверхность фоновой заготовки при помощи зашкуривания или лезвия.
  • Нанесите рисунок от руки при помощи графитного карандаша или перерисуйте готовый эскиз через копировальную бумагу.

  • Начните выжигать изображение по контуру. Если вы не сможете выполнить работу за один присест, готовый контур подскажет вам, где лучше выполнить ретуширование.
  • После контура займитесь отделкой фона — затемняйте его равномерно пером для ретуши или градиентно, используя разные виды перьев.
  • Дождитесь, пока рисунок остынет. После окончания работы смахните излишки и вытрите ластиком остатки карандаша.

Покройте готовое изделие прозрачным лаком, чтобы закрепить результат и замедлить процесс старения. После освоения базовых техник попробуйте выполнить выжигание по дереву более трудного рисунка, как в мастер-классе данного видео.

Во время работы над рисунком не забывайте о технике безопасности. Старайтесь работать ограниченное время во избежание перегрева прибора для выжигания. И не прикасайтесь к нагревательным элементам — это чревато получением ожогов.

Показать еще

Что можно сделать из ракушек? Оказывается, разных интересных идей – великое множество. Мастера рукоделия изготавливают даже целые панно и картины, а также украшения, вазы, подсвечники, букеты, декорируют морскими дарами предметы интерьера. Хотите попробовать – вам помогут наши мастер-классы.

Выжигание по дереву или пирография - художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин. Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства и техника в художественной графике. Выжигание по дереву подразделяется на горячее выжигание (пирография), горячее печатание (пиротипия), выжигание на горячем песке, при помощи трения, кислоты и солнечных лучей. В данной статье рассматривается творчество 3-х современных художников, в совершенстве владеющих искусством выжигания по дереву. Имена тройки пирографистов известны всему миру - это Джули Бендер / Julie Bender, Эбен Кавана Рутенбах / LeRoc и Питер Уокер / Peter Walker. Дабы не распыляться, предлагаю сразу же перейти к знакомству с художниками и их творческим багажом.


Выжигание по дереву от Джули Бендер. Пирография в цвете сепия

Джули Бендер (Julie Bender) - ярчайший представитель пирографии, искусно владеющий огненной стихией. Её уникальные и неповторимые рисунки по дереву выражают глубочайшую признательность живой природе. Джули Бендер при помощи выжигания по дереву удалось передать мельчайшие детали животного мира настолько точно, что едва ли можно удержаться от того, чтобы не утонуть в палитре полутонов и оттенков. Богатство уникального стиля художницы характеризуется микроскопичностью деталей изображения с применением световых лучей и сверхтонкой штриховки. Чтобы создать одну единственную подобную картину, необходимы не только талант, усердие и опыт, но и любовь к тому, чтобы называться пирографистом, в противном случае можно сойти с ума.

Прежде чем приступить к выжиганию по дереву, Джули Бендер вдохновляется наблюдениями дикой природы в лесных зонах Колорадо, собирает материал, после чего вдумчиво, согласно сердечному зову сочиняет каждую работу - делает предварительные , своеобразные наброски на специально подобранной идеально отшлифованной доске либо на плотной акварельной бумаге. Из древесины отдает предпочтение клену, потому что последний имеет кремовый оттенок и легкую зернистость. Что касается бумаги, естественно, с ней работать проще, так как бумажный материал подразумевает универсальность в действиях, в частности, эксперименты с различными эффектами. Процесс выжигания осуществляется медленно, послойно, что требует очень много времени и сил. Инструментами являются пирографы с разными насадками, как по форме, так и по размеру, включая сверхтонкие наконечники. С их помощью скрупулезно прорабатывается каждый блик света, каждая шерстинка. Учитывая, насколько шедевральными получаются картины Julie Bender, вне всяких сомнений, вывод напрашивается однозначный - она любит свою профессию.


Во всем мире существует несколько человек, которые профессионально выжигают по дереву с помощью пирографа и я - одна из них!

Художница имеет степень бакалавра в сфере изо искусства, в 1980 году она окончила первый государственный Университет Миссури. Выжиганием по дереву активно занялась с 2002 года. Кроме пирографии (выжигания по дереву), по окончанию вуза и вплоть до середины 2012 года, занималась дизайном, также курировала веб-сайты и программное обеспечение, находясь на посту менеджера в одной из американских компаний.

Бендер является почетным членом Общества Художников Анималистов. Ее работы получили высокий резонанс на международном уровне, начиная с Соединенных Штатов, они экспонируются в государственных музеях и частных галереях по всему миру, на постоянной основе находятся в коллекции художественного музея «Leigh-Yawkey Woodson Art Museum’s». Цена за один коричневый отпечаток огня размером с тетрадный лист может достигать четырех тысяч долларов. На завершение одной рабочей поверхности уходит от недели до нескольких месяцев.


Любопытный факт о Джули Бендер: к выжиганию по дереву пришла в связи с кончиной любимой собаки. Чтобы облегчить боль, художница решила обзавестись пирографом (инструментом для выжигания по дереву) и перед погребением на урне воссоздать портрет собаки. С ее стороны это мог быть прощальный знак, жест благодарности и только, однако в процессе выжигания дизайнер неожиданно для себя осознала, что нашла свое призвание. С тех самых пор Джули продолжает рисовать огнем мир домашней и дикой природы - собак, птиц, оленей, слонов, зебр, лошадей… Даже сегодня, будучи уже опытным профессионалом в сфере пирографии, который к тому же возглавляет топ-5 самых талантливых пирографов всего мира, она поражается тому, насколько живыми становятся её анималистические картины от соприкосновения горячего металла с древесиной.

Искусство выжигания по дереву от LeRoc

Eben Cavanagh Rautenbach (также известен под псевдонимом LeRoc ) - южноафриканский художник, рисующий огнем по дереву. В качестве инструмента использует паяльник, ранее орудовал зажигалкой, гвоздем и плоскогубцами. Мастер выжигания по дереву посвящает свои работы всем любителям природы и граффити, ведь они по сути являются составляющими того и другого.

LeRoc живет в Шотландии, там же имеет оборудованную под студию крошечную комнату, которая находится в двух шагах от леса. Именно в лесу во время велосипедных и пеших прогулок Эбен находит вдохновение для творчества. Героями деревянных полотен Эбена Кавана Рутенбаха являются деревья, животные, люди и техника.

Любопытно , что на паяльную лампу художника переключила его тетя: она преподнесла ему старый паяльник в качестве подарка. Специальное образование в области пирографии у Рутенбаха отсутствует, тобишь по сути он является художником-самоучкой.

Пирография или выжигание по деревянным доскам для серфинга от Питера Уокера

Питер Уокер (Peter Walker) - знаменитый австралийский пирографист, выжигающий орнаменты на досках для серфинга. Можно сказать, Питер Уокер живет историей серфинга и его эволюцией, совмещая в работе как минимум три составляющие - ремесло, искусство. Полые деревянные доски изготавливаются из быстрорастущих деревьев семейства Павловниевые. Каждый деревянный серфборд обрабатывается ремесленником вручную, иногда в сотрудничестве с другими дизайнерами. Само по себе выжигание осуществляется при помощи лазерной технологии.


В соединении огня с водой - двух основных природных элементов - рождается динамическое противоречие сил, которые являются важным компонентом окружающей среды Южной Австралии. Процесс выжигания по дереву похож на скольжение по воде в том смысле, что необходимо быстро реагировать, приспосабливаться к процессу. Именно таким образом я рисую огнем.


Искусство выжигать огнем по дереву сделало из Питера звезду мировой величины в области пирографии. Пирограф Питер Уокер принимал участие в дизайнерских проектах на территориях Северной Америки, Европы и Японии.

Кто и чем вдохновляет пирографиста Питера Уокера? Скульптор Мартин Пурьер воодушевляет изысканной утонченностью геометрических и органических форм, созданных благодаря особому отношению к материалам и изобретательности, дуэт мексиканских гитаристов Rodrigo y Gabriela (Родриго Санчез и Габриэла Кинтеро) - виртуозностью и умением в сотрудничестве постигать творческие вершины, виндсерфингист и автор новой конструкции серфборда Том Блейк окрыляет неординарным мышлением и гениальными инновациями в области серфинга, в частности, разработками гавайской полой доски с плавником, спасательных кругов и подводных камер, немецкий режиссер Вернер Херцог - преданностью своим проектам и привлечением своих персонажей к точке крайней «неясности», писатели Тим Уинтон и Харуки Мураками.

Искусство рисования огнем, называемое пирографией, сейчас переживает второе рождение. Мастера способны создавать великолепные произведения художественного искусства с помощью одного лишь выжигательного аппарата. Конечно, чтобы заняться рисованием огнем по деревянной поверхности, необходимо как минимум обзавестись этой самой поверхностью. Для такой важной миссии прекрасно подойдет кусок предварительно ошкуренной и отглаженной фанеры. Еще нужно желание творить прекрасные шедевры (это у вас, скорее всего, уже имеется). И конечно, не обойтись без выжигательного аппарата по дереву.

Прежде чем купить первый попавшийся прибор, необходимо кое-что узнать обо всех этих устройствах. Начать нужно с того, что выжигательные аппараты бывают двух видов: твердоперьевые и проволочные.

Твердое перо

Аппарат с твердым пером очень похож на обыкновенный паяльник. Иногда его даже используют так же, как и паяльник. У него твердое, толстое, нагревающееся перо, которым можно выжигать орнаменты на деревянных поверхностях.

Твердоперьевые аппараты имеют обширный ассортимент насадок для выжигания различных рисунков.

Проволочное перо

Второй вид выжигательного аппарата снабжен тонкой проволочной петлей. Под воздействием электрического напряжения она нагревается, и это позволяет приступить к выжиганию выбранного дизайна. Таким устройством можно рисовать более деликатные узоры, требующие тонких и аккуратных линий. Насадок, дополняющих основную проволочную петлю, у таких аппаратов нет.

Современные дети тянутся к этому виду искусства. По-настоящему увлеченных будущих пирографов, поверьте, огромное количество. Подтверждением этого будет хотя бы тот факт, что большое количество выжигательных аппаратов для детей по-прежнему поступают в торговые точки, и, как и раньше, все они раскупаются. Это хороший знак!

Попробуйте предложить своему ребенку заняться увлекательным хобби - пирографией. Не важно, мальчик у вас или девочка. Это занятие одинаково придется по душе любому. Пирография воспитывает в детях усидчивость и старательность. А также развивает художественное и нестандартное мышление у ребенка. Для занятий с детьми от 8 лет отлично подойдет, например, выжигательный аппарат "Узор".

Общие характеристики прибора "Узор"

Аппарат хорошо справляется с любыми деревянными поверхностями во время работы. Равномерное прогревание пера обеспечивает нанесение четкого и аккуратного рисунка. Выжигательный аппарат имеет небольшие размеры, что очень важно. Но, несмотря на всю его скромную внешность, мощности в 20 Вт вполне достаточно, чтобы долго и продуктивно трудиться. Питание "Узор" получает от обычной розетки в 220 В. Подставка под прибор и регулировка нагревания пера делают этот выжигательный аппарат удобным во время самой работы.

Вместе с прибором обычно идет несколько шаблонов для будущих рисунков. Можно воспользоваться и готовыми рамками с нанесенным на них рисунком. Ребенку эти сюжеты будут вполне по силам.

Существуют наборы для выжигания как с более простыми рисунками, так и с более сложными. Если, пока ваш ребенок осваивал искусство пирографии, вам тоже неудержимо захотелось заняться выжиганием по деревянным и другим поверхностям - не сдерживайте себя. Позвольте и себе насладиться этой увлекательной и полезной арт-терапией! Тем более что данный аппарат покупается не только для детей. Его часто приобретают для своего творчества вполне взрослые и серьезные люди.