Составление букетов и композиций в различной технике. Основы флористики

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее - это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части. При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

    По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи ) .

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Основы композиции во флористике. Симметрия - Асимметрия

Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

      Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1

* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4

* вертикальная, рис 1

* горизонтальная, рис 4

* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия групповая, при постановке нескольких работ (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия. Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы - В центре - главный элемент, вспомогательные - на равном расстоянии от главного. Может получаться 2 оси симметрии.

    Асимметрия

В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади. Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, дополняющие основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, изображающая оптическое весовое равновесие. Действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом. Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

* Удалением или приближением части к групповой оси

* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции. Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно. Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции. Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм. Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Основы композиции во флористике.

Важнейшей составляющей мастерства флориста является построение композиции.

Композиция - организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.

Существует несколько основных законов (*), которые нужно учитывать при построении работ из цветов. Есть еще ряд принципов достаточно важных для профессионального флориста, но новичок может их пропустить.

симметрия - асимметрия

закон пропорций, или золотого сечения

теория цветового контраста и гармонии

форма работы

Дополнительные : Ранжирование; Акцент; Напряжение; ряды и т.д.

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов

Коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов , листьев , трав, ягод, плодов , орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными. (Википедия)

Многим женщинам, судя по темам и комментариям на форумах, а также по опыту моего личного общения, нравится эта профессия. Некоторые из них всерьез задумываются сменить рутинную офисную бумажную работу на работу с цветами. Сегодня мы поговорим об этой профессии поподробнее. Я постараюсь рассмотреть плюсы и минусы этой работы, а также, если вы серьезно настроены стать флористом, расскажу, где этому можно обучиться и с чего начать карьеру флориста.

Флористика – это одновременно и ремесло, и искусство, и призвание, и карьера, и образ жизни. Флористическое искусство позволяет творить красоту и гармонию внутри себя и во внешнем мире и дарить это людям. Такое вот прекрасное Призвание нести в мир гармонию и красоту.

Чаще всего работа флориста подразумевает под собой работу в цветочном салоне: составление букетов и композиций из срезанных цветов, но флористика это нечто большее. Это и цветочные коллажи в разных техниках и работа с сухоцветами, стабилизированными и искусственными и оформление праздничных мероприятий и составление композиций из горшечных цветов, с помощью флористических техник можно сделать даже платье и украшения на свадьбу, это правда не очень удобно и непрактично, зато неординарно.

Профессия флориста на данный момент является довольно популярной, хороших флористов высокого класса не так много и настоящий профессионал, Мастер своего дела, всегда будет востребован. В Европе считается, что флористика – это больше мужская работа, так как это довольно тяжелый труд. На европейских соревнованиях женщины составляют только четверть от числа участников. В нашей стране среди флористов преобладают женщины и, несмотря на то, что условия труда, действительно, нелегкие, я все таки считаю ее подходящей для женщины, поскольку в этой профессии сочетаются работа с природным материалом, красота и свобода творчества и самовыражения, а все это очень важно для женщины.

ВАЖНО: будущему флористу обязательно нужно очень любить цветы, быть готовым учиться и развиваться (если, конечно, вы хотите стать профессионалом высокого класса), огромное трудолюбие и некоторый фанатизм, «помешанность» на своем деле, ну и, конечно, творческий потенциал.
С чего все начиналось

Слово «букет» родилось во Франции в XIV–XV веках, под ним подразумевали подбор различных срезанных цветов. Самая древняя книга по флористике, дошедшая до нас, - «Флора, или садовая культура цветов», - появилась в Риме в 1633 году. Название хорошо характеризует моду, сложившуюся в то время на ландшафтный дизайн садов и парков. Именно там первые флористы пробовали свои силы. Садовая культура тогда была очень распространена в Англии, Франции, России и некоторых других странах. Позднее цветы вошли в интерьеры домов знатных и богатых людей. Сначала букеты ставили только для аромата и уже потом - для украшения комнаты.

Спустя время стало популярным дарить букеты дамам, на количество цветов мужчины никогда не скупились.
Но было еще одно модное течение - маленькие букетики в петлицах костюмов привилегированных особ. Эти связки цветов имели свой язык, на котором успешно общалась знать. Необходимый набор цветов специально заказывался у торговца цветами, который занимался составлением этих букетов и хорошо знал значения цветка и искусство «цветосложения».

Основные стили и направления флористики
В европейской флористике выделяется три направления:
— вегетативное;
— формо-линейное;
— декоративное.

Такая классификация была утверждена всемирно известными флористами Грегором Лершем и Даниэлем Остом. Питером Асманом выделено четыре основных направления флористики. Кроме трех вышеперечисленных стилей к нему добавлен еще параллельный стиль. В настоящее время особой популярностью пользуется креативная флористика. Это направление характеризуется оригинальностью форм, изысканностью и индивидуальностью каждого творения флориста.

Инструменты для будущего флориста

Флорист в своей работе использует различные инструменты, не всегда они флористические, довольно часто это инструменты из хозяйственных магазинов: например, кусачки и плоскогубцы, чтобы откусывать и загибать проволоку. Мы с девочками на занятия на флористических курсах приходили с ящичками для инструментов. А что, очень было удобно. Также нужны и специфические флористические материалы: флористическая пена для закрепления цветов в композиции, специальные цветочные булавки и проволока, флористическая лента, секатор, садовые ножницы и клей для живых цветов, с помощью которого можно создавать украшения: браслеты, колье, диадемы.

Также для составления композиций из искусственных цветов, сухоцветов и других материалов применяют клеевой пистолет. Да чего только флористы не применяют: мы применяли и бумагу, и гипс, и шишки, и много чего другого. Флористика – это творчество в чистом виде, когда практически из «ничего» можно создать красоту, которая будет радовать людей.
Качества, которыми нужно обладать, чтобы стать флористом-профессионалом
  1. Любовь к цветам и флористической деятельности, вам должно нравиться возиться с цветами, их вид, запах. Конечно, у вас не должно быть аллергии на цветы.
  2. Нужно знать основные виды цветов и условия их содержания, ведь каждому цветку нужны свои условия. А еще нужно знать цветочную совместимость, поскольку некоторые цветы, как например, нарцисс могут выделять слизь, которая негативно скажется на цветах, находящихся вместе с ним в одном букете.
  3. Освоить основные флористические техники и приемы, а их, поверьте, не мало.
  4. Творческий потенциал. Важно не бояться экспериментировать, пробовать новые техники, сочетания цветов, стили, направления.
  5. Художественный вкус - важная составляющая специальности. Вкус, также как и творческий потенциал можно развить в процессе деятельности.
  6. Любить людей, ведь вы творите для людей, чтобы украсить их жизнь. Доброжелательность и хорошее настроение всегда отражается на букетах. И на клиенте, если ему все нравится, то он обязательно вернется к вам, чтобы купить новый букет.
  1. Стремление расти и развиваться в профессии: узнавать новое: флористике посвящено огромное количество сайтов, книг, постоянно проходят выставки, — из всех этих источников можно и нужно черпать новые идеи и вдохновение.
  2. Развиваться в разных направлениях: оформление интерьеров, праздничных мероприятий, флористический коллаж – освоив все эти направления, вы станете еще более востребованным специалистом, и у вас всегда будет выбор где работать и с кем.
  3. Умение продавать. Чаще всего флористу приходится сочетать в себе и флориста и продавца в одном лице. Умение продавать также приходит с опытом работы.
  4. Может потребоваться умение рисовать эскизы, особенно, если вы собираетесь заниматься оформлением праздничных мероприятий, но это можно делать в фотошопе, комбинируя и подбирая различные подходящие картинки.
Флористика – это особое состояние души. Многие приходят в нее по зову сердца из совершенно разных профессий: встречаются бывшие инженеры, бухгалтера, финансисты, юристы и т.д.

Минусы

Конечно, как и в любой другой специальности, в работе флориста существуют свои минусы. Цветы хранятся в холодильнике, где температура +4 градуса, туда постоянно приходится заходить, чтобы взять цветы для нового букета. Случается, что хозяин цветочного магазина экономит на холодильнике и тогда флористам приходится работать в помещении с очень низкой для человека температурой. Учитывайте это при устройстве на работу, смотрите, чтобы в салоне обязательно был холодильник для цветов.

Приходиться много работать с влажными стеблями цветов, менять воду в вазах, где стоят цветы, много времени приходиться проводить на ногах – это достаточно тяжело физически.

Напугала я вас? На самом деле, когда дело нравится, все эти минусы мелочи, ну разве что работа в магазине без холодильника с кондиционером, установленном на пониженную температуру, может серьезно сказаться на здоровье, но вы и не работайте в таких магазинах. Я сама несколько лет была погружена в эту деятельность и могу сказать, что когда интересно и сам процесс делания доставляет тебе удовольствие, ты не замечаешь ни физической усталости, ни трудностей. Я участвовала в оформлении разных праздничных мероприятий и выставок, мы работали целый день с утра до позднего вечера, часов по 10-12 и я всегда удивлялась, что во время работы я не чувствовала усталости. Усталость приходила только после того, как все было сделано и я садилась в кресло, вытянув ноги. Только в этот момент я замечала, что устала физически. Физически, но не эмоционально, что очень важно, то есть выполнение любимого дела дает энергию, а не забирает ее.

Вот еще одно мнение флориста:

Флористы, в большинстве своем, замечательные, увлеченные своим делом люди. Когда я работала в финансовой сфере, каждый второй работал только из-за денег. Во время моего опыта оформления праздничных мероприятий и плотного общения с флористами, я не встретила ни одного флориста, работающего только ради денег. В эту профессию люди идут по зову сердца.

С чего начать, если вы всерьез решили стать флористом

Я бы рекомендовала сначала пойти на краткосрочные курсы. Это чаще всего 2-х недельные курсы, на которых вас научат как обращаться с цветами и самым распространенным флористическим техникам. И это практические погружение, а флористические курсы – это всегда практика, там минимум теории и с первого дня вы начинаете работать с цветами и длится все это целые день, практически ежедневно. То есть вы получаете практически полное погружение в профессию. И вот тут внимательно прислушивайтесь к себе: к своим эмоциям и свои реакциям. Если чего-то поначалу не получается, не расстраивайтесь, научитесь. Мало у кого все получается с первого, да и даже с 10 раза. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно отработать 10 000 часов. Вот когда столько часов попрактикуетесь – все будет получаться. А вот если вам все надоело, скучно и не интересны новые знания, то значит это не ваше: ищите что-то другое.

После того, как пройдете курсы, лучше сразу начните практиковать новые навыки: можете устроиться на работу помощником флориста, если не хочется пока увольняться с основной работы, можете устроиться на неполную рабочую неделю: на флористическом форуме часто встречаются вакансии на 1-2 дня в неделю, или же начните принимать участия в оформлении мероприятий. Это очень здорово. На флористических форумах часто ищут людей на конкретное оформление. Участвуйте, так вы очень профессионально вырастите, ведь на оформлении праздничных мероприятий у вас будет возможность поработать с большим количеством первоклассных цветов и применить разные техники. Ну а дальше, если вы удостоверитесь, что флористика – это то дело, которым вы хотите заниматься ближайшие несколько лет, можете пойти поучиться на долгосрочные флористические курсы, длятся они обычно год, после них у вас будет достаточно знаний и навыков для участия в различных соревнованиях по флористике, в том числе и европейских.

А еще, обязательно ходите на цветочные выставки и на мастер-классы, которые проводят флористы-мастера своего дела. Это очень многое вам даст в профессиональном плане: на выставках цветов часто проводят мастер-классы ведущие флористы, вы напитаетесь там идеями и вдохновением.

Условия работы и уровень заработной платы:

Чаще всего работа флориста сменная: 2/2, 3/3 по 10-12 часов, то есть два дня работа, два отдых, но среди вакансий встречаются и обычный график 5 рабочих дней по 8 часов в день с понедельника по пятницу и два выходных в субботу и в воскресенье. Если вы собираетесь заниматься оформлением праздничных мероприятий, то чаще всего время вашей работы будет приходиться на выходные и праздничные дни.

Заработная плата флориста в Москве колеблется от 20 тыс.руб. для начинающего специалиста (помощник флориста) до 70 тыс.руб., в среднем 35-50 тыс.руб., все зависит от профессионализма, опыта работы, и, конечно, от творческих способностей. Но это не предел, ведь при наличии опыта и желания, можно стать флористом на оформлении праздничных мероприятий, но это отдельная история для другой статьи.


Если вам интересна эта тема и вы действительно хотите стать флористом, но что-то вам мешает: страхи, неуверенность в собственных силах, может, что-то еще, обращайтесь ко мне. Я подробно изучала эту тему и была в нее погружена несколько лет: много училась на разных курсах и мастер- классах и участвовала в оформлении различных праздничных мероприятий и выставок, таких как оформление Венского бала в Манеже, оформление цветочной выставки в компании «7 Цветов», оформляла свадьбы, и я могу вам помочь советом и поддержкой: порекомендую курсы, сайты и форумы, бесплатные мастер-классы и др. подобную информацию. Если хотите открыть флористический бизнес: цветочный магазин или оформлять праздничные мероприятия, тоже обращайтесь. По этим вопросам тоже много информации, наработок и опыта. На самом деле, по моему мнению, это чудесная творческая профессия (особенно оформление праздничных мероприятий). Стоимость часовой консультации «Как стать флористом» 3 000 руб.

Отзыв на консультацию:
Анастасия Мосенкова-Круз

Я очень хочу поблагодарить вас за консультацию! У меня было много сомнений, стоит или нет пробовать освоить профессию флориста. Вы помогли мне понять, что страх стать плохим флористом — не повод отказываться от своей мечты. Я обязательно буду пробовать себя в том, чего по-настоящему хочу. Отдельное спасибо за очень полезную информацию на тему курсов, форумов, сайтов и мастер-классов для начинающего флориста!

Если вы всерьез решили поменять нелюбимую работу на любимое дело, вы готовы действовать, но вам нужна помощь и поддержка на сложном этапе переходного периода, я приглашаю вас в для индивидуальной работы над этой задачей .
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенные под статьей.
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.
С любовью и верой в вас, Наталья Аряева.

Флористика один из видов прикладного искусства. Он позволяет творить шедевры из природных материалов. В результате получаются коллажи, букеты, панно, композиции. Это направление искусства позволяет проявить творческий потенциал и научится техническим приемам. В работе применяются только цветы и листья.

Начинающим флористам стоит попробовать складывать несложные композиции в виде букетов. Для творческого человека такое хобби может стать настоящим увлечением. Создавать необычные работы из природных материалов очень легко придерживаясь уроков и советов опытных флористов. В природе нет одинаковых цветов или листьев, поэтому работа всегда получается уникальной.

Начало работы с цветами

Просмотрев урок по выполнению букетов сразу же нужно подумать над тем из чего его составить.

Подобрать нужный материл

Можно использовать как живые компоненты, так и сухие. Материалы делятся по категориям: экзотические, полевые и другие. Есть растения, которые универсально впишутся в любой букет. Например, Ирисы или Подсолнухи.

В основном использую следующие материалы:

Некоторые растения не сочетаются между собой. Им свойственно выделять в воду вещества, которые отравляют другие растения. Принято отдельно от других держать розы, гвоздики и лилии.

Подарочные букеты имеют свои особенности. Цветы всегда имели собственный смысл. Расцветка тоже подразумевает определенное послание. Даже упаковка имеет значение.

Использование слишком большого количества разных цветков (более 4 видов) делает композицию тяжелой, нагроможденный или слишком простоватой. Букет от начинающего флориста должен отличаться от набора полевых цветов.

Этикет во флористике получает все большее развитие. На него все чаще обращают внимание. Если цветы могут передать чувства дарителя, то композиция может иметь значение полноценной открытки.

По канонам дизайна в любой сфере идеальное сочетание - это три основных цвета. В отношении составления букетов, это правило тоже применимо. Новичок продемонстрирует хороший вкус, если будет придерживаться скромной цветовой палитры.

Качество цветов особенно живых - это очень важный фактор. Составленный букет выглядит небрежным, если на листьях будут пятна или стебель будет вялый. Есть приемы для сохранения живых цветов в хорошем состоянии: хранить при подходящей температуре, срезать стебли под углом, очищать их от листьев и отростков до уровня воды. Срез нужно иногда обновлять - цветы будут дольше сохраняться.

Букеты из сухоцветов имеют ряд преимуществ:

  • Долговечны.
  • Простое оформление композиции.
  • Не нужен дополнительный уход.
  • Стоят без воды в вазе или даже в деревянных заготовках.
  • Дополнительная окраска придает яркости и уникальности букету.
  • Подходят темные углы дома, чтобы букет не выцветал.

Выбрать композицию

Есть несколько основных композиций, которые помогут начинающим собирать букеты из живых и сухих цветов очень быстро и качественно.

  1. Использование похожие цветы . Такая техника составления букетов самая популярная среди непрофессионалов. Пионы, ирисы, розы, сирень, фиалки легко компонуются.
  2. Борьба и единство противоположностей в контрастных композициях. Они получаются одними из самых эффектных и ярких. Использование базовых цветов делает оформление букетов интересным. Из живых цветов складывать букеты для начинающих будет особенно просто и интересно. Контраста можно добиться за счет светлых и темных оттенков.
  3. Сочетание различных цветов одной насыщенности. Для этого использую оттеночный круг. Существуют специальные компьютерные программы, позволяющие увидеть цвета сочетающиеся с отдельным оттенком. Это помогает работать художникам и веб-дизайнерам. Начинающий флорист может натренировать свое цветоощущение благодаря им.
  4. Сочетание цветов одного цвета , но разных оттенков. Букет похож на градиент.

На композицию также влияют форма и размер объектов. Они должны быть пропорциональны по отношению друг ко другу.

Инструменты для начинающих флористов

Все эти предметы нужны для начала работы. С опытом можно подобрать и другие приспособления.

Стили в искусстве флористики

Формолинейный стиль, характеризуется сдержанным количеством материалов и форм. Букет состоит только из одних цветов.

Массивный стиль - аранжировка, характеризующаяся большими формами и мягкими линиями. Вначале составляется главная часть букета, а потом дополняются все пустоты, чтобы достигнуть плавности линий.

Креативная флористика - применяются нестандартные формы и отдается приоритет уникальности изделия.

Смешанный стиль - это объединение нескольких стилей в необычные композиции.

Букеты для женщин более обтекаемые и круглые, а мужские более вытянутые.

Весенний букет: пошаговая инструкция

Мастер-класс по флористике для начинающих из нескольких простых шагов. Урок по составлению этого букета повторить под силу даже ребенку.

  1. Подготовьте инструменты. Обрежьте нежно-розовые пионы так, чтобы ножка была длиной 45 см. Удалите с ножки все листья, которые будут в воде.
  2. Выберете самый большой цветок, добавляйте к нему другие меньшего размера. Их нужно располагать чуть ниже основного цветка. Направьте букет бутонами к себе, чтобы увидеть как они располагаются.
  3. Стебли цветов должны находиться по отношению друг к другу под углом в 45 градусов.
  4. Наполняем букет до тех пор, пока он не будет нужного объема. Теперь его можно закрепить лентой для флористики. Закрыть фиксацию атласной лентой.
  5. Сравнять стебли, чтобы бутоны были на одном уровне. Заверните их в прозрачную упаковку.

Букет готов. Бутоны розовых пионов можно разбавить белыми.

Видео мастер-класс

Флористика позволит сделать уникальный подарок близким или украсить торжество. Даже новичок может сделать букет из цветов пошагово выполняя действия в мастер-классе.

Оформление творческих изделий из растений пройдет легко, если придерживаться техники из мастер-класса. В нем подробно описано составление композиции, создание формы и подбор оттенков цвета.