Пано для гостинной своими руками. Панно из семян – для заядлых дачников

Настенные панно могут различаться по многим параметрам:

  • Материалу, которым может служить что угодно: пластик и ткань, дерево и картон, бумага, проволока и мех, открытки и фотографии, пуговицы и пряжа, осколки зеркала и мозаика, ветки, сухие листья и прочее.
  • Технике исполнения, использующей вязание, чеканку, вышивку, резьбу по дереву, приклеивание и инкрустацию. При этом декоративный элемент может представлять собой переплетение линий и геометрических фигур, абстрактное изображение или иметь определенный сюжет.
  • Форме, которая может быть любого размера и геометрии. Декоративные панно на стену изготавливаются в виде овалов, многоугольников, криволинейных фигур и часто состоят из нескольких отдельных элементов. В зависимости от размеров картины могут служить главным акцентом интерьера или его украшением.
  • Эффекту 3D, который является новым веянием времени в создании подобных композиций. Такое панно изготовить сложно, но вполне реально. Трехмерный эффект в этом случае достигается при помощи объемных бумажных аппликаций, различных выступов и пр. Аппликации могут имитировать барельеф, горельеф и уникальные резные работы. Красиво смотрятся «мягкие» объемные панно с узором, созданным при помощи мелких обойных гвоздей, оснащенных декоративными шляпками.
  • Освещению, которое делает панно не только элементом декора, но и придает ему практические свойства. Светодиодная подсветка позволяет, например, использовать панно в роли ночника. Уровень освещения можно регулировать количеством светодиодных элементов.
Перед тем как сделать своими руками панно на стену, следует подумать о месте его расположения. От этого зависит цветовое решение, размер и форма будущего полотна. Расстояние от поверхности пола до панно обычно составляет 170 см.

Если планируется изготовить зеркальное панно, его следует устанавливать так, чтобы на поверхность картины падало искусственное или естественное освещение. При этом отраженный и рассеянный свет создаст в комнате визуальную гармонию.

Настенные панно из картона, пробки и других подручных материалов отлично выглядят на свободном пространстве. Поэтому располагать такой декор возле других предметов интерьера, например, полок, фотографий и картин, не рекомендуется.

Подготовительные работы перед изготовлением настенного панно


Существует множество вариантов изготовления декоративных панно на стены любого помещения. Фотографии готовых изделий можно найти в каталогах либо разработать свой собственный проект. Для начала можно попробовать нанести планируемый рисунок панно на лист бумаги. Имея такой эскиз, будет проще определить будущие размеры картины и материалы, необходимые для ее создания.

Если в качестве декора будет использоваться ткань, можно взять в качестве основы кусок пластика, доску или любой материал, имеющий твердую поверхность. На основу нужно натянуть ткань, а ее припуски закрепить с тыльной стороны заготовки. Готовую поделку устанавливают в раму, а потом на стену.

Ткань можно также натянуть сразу на раму, а поверхность украсить приклеенными кусочками пробки, монетами или декоративными бумажными элементами.

Панно можно изготавливать и без рамы. Для этого потребуется кусок гипсокартонного листа или фанеры. Лицевую часть заготовки нужно оклеить поролоном или синтепоном, а затем полученную «подушку» обтянуть тканью. После этого изделие можно декорировать.

Как сделать панно на стену своими руками

Ниже мы рассмотрим процесс изготовления наиболее популярных панно из различных материалов.

Настенное панно из цветных пуговиц


В каждом доме наверняка имеется баночка или шкатулка, в которую на протяжении нескольких лет складывали пуговицы разного цвета: маленькие и большие, с отверстиями или дужками. Если их накопилось слишком много, панно из таких элементов может легко украсить привычную для взгляда стену.

Для его изготовления понадобятся основа, которой могут служить доска, картон или натянутая на раму ткань, клей, копировальная бумага, пуговицы, карандаш, подобранный рисунок или собственная фантазия.

Оригинальным решением может быть создание на стене своими руками панно «денежное дерево»: считается, что оно должно приносить в дом достаток. Конечно, лучше его изготавливать из монет, но они зелеными не бывают. Поэтому цветные пуговицы для такого панно будут вполне уместны, тем более, что компоновать их в одном рисунке с монетами никто не запрещает.

Изготовить такое панно можно так:

  1. На основу следует нанести рисунок дерева с мощным стволом и пышной кроной.
  2. Подобрать пуговицы коричневого и зеленого цвета различных размеров и оттенков.
  3. Нужные места основы требуется промазать клеем и поочередно наклеить на них пуговицы. Оклейку следует начинать со ствола дерева, так как он частично будет скрыт под кроной. Пуговицы, имитирующие листья, нужно клеить, заводя их на ствол - зеленая «листва» должна свисать.
В осеннем варианте «денежного дерева» можно использовать дополнительно красные и желтые пуговицы. В этом случае будет уместной их компоновка с монетами: их серебристый цвет может создать фон выпавшего инея, а желтый - украсить крону.

Панно на стену из теста


Подходящим материалом для изготовления панно является соленое тесто. Оно хорошо разминается и поддается лепке. В отличие от пластилина, тесто можно высушить до твердого и прочного состояния. А если после этого лепнину покрыть лаком, она может храниться в течение столетий.

Чтобы приготовить соленое тесто потребуется два стакана муки, стакан мелкой соли, 125 мл воды и столовая ложка обойного сухого клея либо крема для ухода за кожей. Вместо последних двух компонентов часто используют нерафинированное масло растительного происхождения.

Качественное тесто должно быть упругим и плотным, хорошо разминаться и не липнуть к рукам. Его вязкость регулируется добавлением муки, а клейкость - маслом. Цвет тесту можно придать, используя пищевые красители, а аромат - куркумой, корицей, мускатным орехом и другими пряностями.

Панно изготавливается в таком порядке:

  • Из приготовленного теста следует слепить картину либо изготовить для нее отдельные фрагменты в виде фигурок, которые потом можно будет собрать в единую композицию. Ее тематика и деталировка зависят только от фантазии исполнителя и его художественного вкуса.
  • После завершения лепки панно нужно отправить для сушки на час в духовку, температура которой не должна превышать 80 градусов. Вместо духовки можно использовать тепло радиаторов отопления, но в этом случае процесс затянется на пять дней и более.
  • Высохшее панно можно покрасить акварелью, гуашью или акриловой эмалью. Дополнительный слой лака, нанесенного на поверхность картины, сделает ее долговечной.

Настенное панно из гвоздей и ниток


Использование обычных ниток и гвоздей позволяет создавать поистине удивительные картины для настенных панно. Для работы понадобятся доска, которая будет служить основой композиции, много мелких гвоздей, ножницы и молоток, скотч, разноцветные нитки и трафарет рисунка, который можно распечатать, найдя его в интернете.

Изготовление панно из гвоздей и ниток осуществляется в такой последовательности:

  1. В первую очередь следует вырезать трафарет и неподвижно закрепить его на доске с помощью скотча.
  2. Затем по контуру рисунка и его частей нужно набивать гвоздики, дублируя их расположением детали трафарета. При этом смысл рисунка должен быть понятен даже в том случае, если после набивки полностью убрать с доски трафарет. Подробная его обрисовка гвоздями поможет в дальнейшем не запутаться при выделении фрагментов картины обтягиванием нитками определенного цвета.
  3. После вбивания последнего гвоздя трафарет можно удалить и начинать работу с пряжей. Для этого конец нитки нужно закрепить на одном из гвоздиков и наматывать пряжу на каком-либо определенном участке: к примеру, на цветочном лепестке. Определенный порядок в этой работе не важен. Главное - это соблюдать везде равномерную намотку нитей.
  4. Подобным образом следует «закрасить» пряжей каждый отдельный фрагмент рисунка.

Панно на стену из плитки


Настенный декор можно изготовить из фрагментов любой плитки: кафеля, мозаики, зеркальных изделий и прочих. Для работы над панно понадобятся: основа для наклейки материала, кусочки разных плиток, клей и декоративные дополнительные элементы - пробки, камешки, бусинки и т.д.

Дальнейшие действия выполняются в таком порядке:

  • Необходимо подобрать целые плитки разного вида и дополнительный декор. Плитку на нужные фрагменты можно разрезать «болгаркой» или плиткорезом.
  • Поверхность основания будущего панно следует очистить. Это может быть фанера, доска или часть гипсокартонного листа.
  • После очистки или мытья базовая поверхность должна высохнуть.
  • Используя прозрачный клей, следует зафиксировать на основе основные фрагменты панно. Для основного слоя покрытия нужно использовать нейтральные оттенки плитки, чтобы выделить изысканность остальных фрагментов плиточного панно.
  • Упростить работу может изготовление предварительного эскиза. Для этого нужно разложить все декоративные элементы и пометить их. После этого можно будет понять, куда и в каком порядке следует приклеивать каждый кусочек плитки.
  • Композицию можно дополнительно разнообразить мелкими деталями: ракушками, бисером, камешками, которые можно найти дома или купить.
  • После укладки плитки следует выполнить затирку швов. Пространство между элементами панно нужно заполнить специальной мастикой при помощи резинового шпателя. После этого излишки мастики необходимо аккуратно удалить влажной губкой и дать панно высохнуть.

Настенное фотопанно


Неповторимый авторский декор можно получить на стене, используя фотографии из личного архива. При их выборе необходимо помнить, что фотопанно должно вызывать только положительные эмоции. Поэтому не рекомендуется использовать фото с изображением умерших людей или утерянных домашних питомцев, которые в дальнейшем будут вызывать постоянное чувство депрессии. Гораздо уместнее в панно будут выглядеть материалы с мест отдыха, где удалось побывать, или снимки с красивым пейзажем.

Изготовить из фотографий панно несложно. Для этого нужно купить большую застекленную рамку и заполнить ее памятными фрагментами из жизни. Однако создать уникальное фотопанно с ажурным рисунком будет еще лучше. Для этого используется специальная техника квиллинг (от слова quill «птичье перо» англ.), которая не требует особых расходов.

Для работы по такой методике понадобятся: картон, ножницы, пять деревянных реек, баллончик белой краски, клей ПВА и четыре рамки для фото.

Используя деревянные рейки, нужно изготовить каркас, а затем наклеить на него рамки. После этого между рамками следует выложить узор, состоящий из полосок бумаги, скрученных по технике quilling. После окончания оформления панно его несущую конструкцию стоит покрасить из баллончика.

Зеркальное панно на стену


Для изготовления зеркального панно необходимо пройти несколько этапов работы:
  1. Создать эскиз с указанием нужных размеров.
  2. Вырезать из листа зеркала элементы будущего панно и пронумеровать их.
  3. Края деталей следует обработать и уложить в нужном порядке на фанерный лист.
  4. Создавая из фрагментов композицию, ее детали следует клеить на «жидких» гвоздях.
  5. Зеркальное панно можно украсить мелкой мозаикой, уложенной в виде прямоугольника или ромба.
При установке панно следует соблюдать некоторые правила:
  • Поверхность для крепления на ней зеркальной композиции должна быть идеально гладкой, в противном случае возможно искажение изображений.
  • Боковые края картины не должны совпадать с линиями наружных углов - следует предусмотреть багет или бордюр.
  • Ограничительные линии панно могут быть любыми: прямыми, наклонными, вертикальными, горизонтальными и круглыми.

Настенное панно из бамбука


Для изготовления бамбукового панно нужно просто наклеить на стену растение в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении. Таким способом можно декорировать изголовье кровати, выделить пространство для бытовой техники или выложить зимний сад в гостиной. Кроме этого, стволами бамбука часто делят помещения, образуя декоративные колонны, барные стойки или перегородки.

При изготовлении бамбукового панно в нише стены необходимо соблюдать ряд требований:

  1. Композицию не следует располагать вблизи отопительных приборов.
  2. В помещении должна поддерживаться определенная влажность.
  3. Для вентиляции растения изнутри в каждом позвонке его ствола нужно сделать небольшое двухмиллиметровое отверстие.
  4. Бамбук нужно покрыть лаком в несколько слоев.

Панно на стену из камня


Для изготовления своими руками панно на стену можно использовать натуральный камень. Это может быть гранит или мрамор, хотя этот минерал отличается хрупкостью. Элементы для панно вырезаются обычно по шаблону. Их приклеивают на подготовленную полимерную основу или устанавливают прямо на стену. Отлично смотрится каменная мозаика.

Для настенного панно подходит керамический гранит. Изготовление композиции ведется с использованием небольшой плитки с гладкой поверхностью и размером стороны 1-2 см. Шероховатую плитку обычно применяют при устройстве напольных панно.

Настенное панно из газет


Такое панно выглядит довольно креативно, тем более что материал для его изготовления найдется у каждого. Для работы понадобятся газеты или журналы, краска, ножницы, клей и канцелярский нож.

Дальнейшая инструкция такова:

  • Газеты нужно нарезать на листы.
  • Полученные бумажные заготовки следует скрутить в трубки, скрепляя каждую из них с помощью клея.
  • Трубки необходимо окрасить в разные цвета.
  • Чередуя разноцветные элементы будущего панно, их нужно укладывать вкруговую.
  • Кругов разных размеров должно быть много.
  • Затем стоит сшить прочной бечевой изготовленные круги друг с другом.
  • Готовым панно можно украшать стены.
Таким способом можно изготавливать очень разные панно, которые выглядят необычно, и догадаться, что они изготовлены из обычной газеты, практически невозможно.

Смотрите видео о настенном панно:


Надеемся, вы разобрались с тем, как на стене сделать панно. Такая работа дает для творчества немыслимый простор. Можно создать любой авторский декор и украсить помещение своим шедевром. Для многих такое занятие стало не только удовольствием, но и постоянным хобби. Желаем удачи!

Создание панно может наполнить не только дом красивыми дизайнерскими вещами, но и жизнь – яркими красками. Это хобби подходит всем без исключения, поэтому обязательно возьмите его на заметку.

Умение рисовать дано не всем, но есть очень интересная альтернатива живописи – создание панно. Если для картин используют краски, то для панно годятся практически любые материалы, в том числе, природного происхождения и бросовые. Допускается смешивание различных техник и составляющих. Освоить это хобби несложно, ведь вы можете выбрать более привлекательную для себя технологию и начать с самых простых сюжетов, не требующих сложных действий.

История и современность панно и интересные факты

Первые панно найдены в пещерах первобытных людей – на каменных стенах изображали животных и явления природы. Что это было – желание украсить свое жилище, способ запечатлеть увиденное или защита от злых духов, теперь историки могут только догадываться об этом. Позже появились панно из камня, мозаики, лепнины, венецианской штукатурки. Этот вид творчества стал неотъемлемой частью культурного развития.

Современные панно делают из камня, мозаики, тканей, кожи, фрагментов стекла, бумаги. Рукодельницы используют для своих шедевров ленты, бисер, вышивку. Годятся и весьма необычные материалы: кофе, крупы, макаронные изделия. Не брезгуют творческие люди и отходами, например, втулками от туалетной бумаги и газетами.

Отдельно выделяют модульные панно – композиции, созданные из нескольких элементов, представляющие собой единое произведение. К модульным панно можно отнести декор из зеркал, фоторамок, небольших картин.

К примеру, для создания панно на стену своими руками можно взять несколько круглых зеркал без рамок и приклеить их к стене на скотч или специальную липучку для картин.

Задача панно – украшение интерьера, но дизайнеры заставляют его работать в полную силу. С помощью настенного декора несложно зрительно расширить пространство, замаскировать дефекты и неровности стен, защитить настенное покрытие от загрязнений.

Особенности изготовления панно из текстиля

Картины из ткани делают по принципу аппликации, используют вышивку и лоскутную технику . С помощью лоскутной мозаики получают картины, достойные восхищения. Для создания декоративного панно из ткани сначала собирают текстильную картину, а потом помещают ее в раму.

Из текстиля можно делать модные модульные картины. Самый простой вариант – поместить в одинаковые рамки красивые ткани с разными рисунками и использовать их в декоре стен. Для тканевых картин подходит гобелен, парча, шитье, мешковина. В деревенском стиле лучше использовать простые природные материалы – лен, бязь, ситец с веселым рисунком.

Простейший декор стен

Морские мотивы – декор из камней и ракушек

Возвращаясь из отпуска, помимо отдыха и загара, людям свойственно привозить с собой гальку и ракушки. Это отличный материал для создания панно своими руками. Даже если вы ничего не привезли с моря или никуда не ездили, все это можно купить в магазинах для рукоделия или в строительных отделах. Есть даже готовая мозаика из гальки на сетке.

Материалы с морской тематикой подойдут для декора ванной комнаты. Авторской композицией можно украсить стену над ванной или свободную стенку напротив зеркала. Дополнить картину уместно маленьким зеркалом, символизирующим гладь воды.

Практичные мозаичные панно

Мозаика – древнейшее искусство, зародившееся много тысячелетий назад. Самому древнему мозаичному произведению около трех тысяч лет. Для создания домашнего панно из мозаики подходит готовая мозаичная плитка. Она может быть керамической, стеклянной, зеркальной, металлической.

Все эти материалы не боятся влажности, а значит, украсить стену с их помощью можно в ванной комнате, на кухне, на террасе или в зимнем саду. Декор может быть любого масштаба – на всю стену, над рабочей зоной кухни или в виде миниатюрной композиции. Подробнее об этой технике читайте в другой нашей .

Какие виды рукоделия подходят для панно

Для создания панно своими руками можно использовать практически все виды рукоделия. Рассмотрим наиболее популярные и интересные.

Очень красивые и реалистичные украшения для стен получаются из искусственных фруктов и овощей, которые можно купить в магазинах для декора и рукоделия. Фруктовые композиции идеальны для кухни. Для спальни больше подойдет флористическая картина из искусственных цветов (готовых или сделанных своими руками).

Также для объемного декора используют всевозможные предметы: кофейные чашки, игрушечные наборы посуды с миниатюрными копиями, часы и все, что покажется интересным и подходящим для перевоплощения.

Для создания панно на стену своими руками можно использовать предметы, которые практически ничего не стоят. Например, пластиковые ложки, цветные пластиковые пробки от воды, .

Мастер-классы и новые идеи

Если вы заразились несложным, приятным и полезным хобби, то приступайте к созданию панно, используя идеи и мастер-классы на нашем сайте.

Всем нам рано или поздно хочется добавить в интерьер чего-нибудь нового, свежего, интересного.

Одним из вариантов в таком случае может стать украшение стены декоративным панно.

Декоративное панно на кухню — именно та яркая и незаурядная деталь интерьера, которая подчеркнет Ваше настроение и создаст дополнительный уют.

Разновидности панно на кухню

Размер и форма, а также материал и способ изготовления панно могут быть различными:

  • Тканевые — использование всевозможных аппликаций, вышивок на ткани или гобеленов;
  • Деревянные — резные изделия из различных пород деревьев;
  • Керамические — такие панно на кухню выполнены из кусочков плитки;
  • Графические — разнообразные репродукции картин;
  • Скульптурные — небольшие скульптурки из гипса или металла.

Особый вариант — это панно на кухню, изготовленные своими руками из подручных материалов: крупы, глины, бусинок или ракушек. Кроме того, панно на кухню может быть выполнено из соленого теста.

Важно помнить, что все предметы на кухне постоянно взаимодействуют с высокими температурами, влагой, запахами.

Поэтому стоит внимательно отнестись к выбору материалов, которые будут легко поддаваться чистке и уборке.

Размещение панно на кухне

Давайте рассмотрим несколько фото панно на кухне, чтобы сформировать полную картину того, как и где может быть использован этот элемент декора.

Выбирая панно, стоит обязательно соблюдать пропорции размера кухни и габаритов панно: в маленькой комнате будет неудачно расположение панно большого размера, так как оно визуально уменьшит помещение.

Такой вариант будет уместнее смотреться в большой комнате, при этом панно может занимать даже значительную часть стены. Акцентировать на нем внимание можно при помощи дополнительной подсветки.


Золотое правило любого интерьера — все аксессуары и детали должны его грамотно дополнять. Панно не является исключением.

Обратите внимание! Современный дизайн интерьера кухни

Каждый стиль требует своих вариантов панно. Например, панно на стену для кухни в классическом стиле может изображать овощи или фрукты, яркие пейзажи.

Панно из дерева или керамики отлично подойдут для кухни в деревенском стиле. Кроме того, могут быть использованы высушенные цветы или фрукты.

Панно на кухню из скорлупы

Все чаще сегодня используются методы искусственного старения предметов или поверхностей. Его можно добиться при помощи специального лака или красок.

В домашних условиях добиться эффекта кракле можно при помощи обычной яичной скорлупы.

Предлагаем Вам рассмотреть один из вариантов того, как можно сделать панно на кухню в домашних условиях.

Прежде всего, подберите две деревянные заготовки, салфетки, файл, скорлупу нескольких яиц, клей для декупажа, ПВА, грунт (акриловый) и краски (тоже акриловые).

Яичную скорлупу можно брать совершенно любых оттенков. Для создания панно она должна быть очищена и высушена.

На заготовку нанесите грунт и дайте ему высохнуть. Затем начните выкладывать яичную скорлупу, начиная от центра и двигаясь к краям, заполняя при этом всю поверхность.

Выпуклая сторона скорлупы должна смотреть наружу. Далее надавите на скорлупу, чтобы она образовала трещины и приняла форму поверхности заготовки.

В течение следующих 6-8 часов заготовка должна будет высыхать, после чего ее можно будет покрыть повторно грунтом и высушить еще раз. Декупировать панно можно при помощи специальных салфеток или рисовой бумаги. Можно также воспользоваться распечаткой любого изображения.

Для того, чтобы салфетка ровно легла на поверхность заготовки, снимите аккуратно верхнюю часть салфетки, на которую нанесено изображение, положите ее картинкой вниз на файл, а затем аккуратно переверните, уложите на высохшую поверхность, распрямите и аккуратно снимите файл.

Когда салфетка высохнет, можно слегка выделить некоторые элементы изображения при помощи акриловых красок.

Выбирая панно для кухни на фартук, помните о том, что оно должно сочетаться по цветовой гамме и настроению с общим интерьером.

Но, в то же время, не бойтесь проявлять творчество, так как делая что-то своими руками, вы вкладываете в интерьер свою душу!

Фото панно на кухне

1. Наносим шпателем (у нас был пластиковый небольшой) на поверхность фанерки или плитки(всё-равно чего) шпатлёвку, толщиной где то 2 мм. Шпатлёвка подходит только фирмы "Текс" ! латексная и сбоку ещё написано "профи класс".Ведёрка 1.5 кг хватит надолго, наклеечка на ведёрке синенькая.

Там, зде будет картинка шпатлёвку наносить не надо.

2. Затем шпатель прикладываете с нажимом к нанесённой шпатлёвке в той же плоскости, т.е. параллельно поверности и резко поднимаете. Шпатель как бы присасывается и с трудом отрывается, тянет за собой шпатлёвку и она становится "на быды", выглядит это как декоративная штукатурка под названием "шуба"или как огромное территория скал сфотографированных из иллюминатора самолёта. Ух, как словами объяснять тяжко, показать можно всё за несколько секунд!

Вот так шпателем прочпокиваете всю поверхность панно, где посильнее нажмёте там скалы покрупнее будут.

3. Сушим часов 5.

4. Потом берём крупную шкурку в районе №100 и все эти острия сошкуриваете не жалея! Делайте это в ванной, оч грязный этап работы. Фактура становится ещё интереснее, появляется интересный рельеф.

5. Грунтуем грунтом(оч хороший художественный "Сонет"),губкой. Можно просушить феном.

6.Берём принтерную картинку, истончаем скотчем, приклеиваем в середину смазав сначала середину панно клеем ПВА разведённым водой до состояния сливок, а затем поверх картинки от середины к краю, под края подмазываем клей на панно и опять поверх картинки. Сушим феном.

7. Каринку разок покрываем акриловым лаком(мелочь,а полезная! если потом при дальнейшей работе на картинку нечаянно попадёт краска,её можно снять ватной смоченной в воде палочкой).

Потом подбираем цвет фактурного слоя исходя из цветов вашей картинки. С тем цветом, который будет сверху наших "барашков" т.е. выпуклостей,он должен быть контрастным.Т.е. молочный и коричневый или белый и тёмно-синий.

У меня цвет топлёного молока. Губкой краской прочпокиваем панно залезая на края каринки тем самым как бы смывая край приклеивания. Контур картинки не должен быть виден, что бы она смотрелась одним целым! Смело залезайте на фон картинки(прочпокивайте краской) и на тени предметов,мы их потом нарисуем нужными нам цветами.Фон у нас должен быть такой же как на фактурном слое. До этого я никогда не додумалась! Могут только художники подсказать и на мастер-классе показать, спасибо им за это!

8. Если наши "барашки" мы будем красить в коричневый цвет, но и низ картинки(что бы она не весела в воздухе) делаем коричневый, в моем варианте это как бы столешница на которой стоит данный натюрморт, кисточкой не боясь малюем стол и тени и как бы растягивая их залезаем на барашки кисточкой. В верху цвет теней должен быть светлее, что бы не утяжелить.

9. Контрастный цвет наших барашков делается губкой, на неё кисточкой наносится немного краски по всей поверхности, прочпокивается по бумаге.Губка не должна быть сырой! На ощупь должна казаться совсем сухой! И круговыми движениями или вперёд-назад БЕЗ НАЖИМА ВООБЩЕ! проходимся по панно, таким образом прокрашиваются наши самые выпуклые фактурные "хребты гор".

10. Покрываем несколькими слоями лака. Если хотите, что бы работа выглядела винтажной лак нужно использовать только матовый. Ну и напоследок маленький секретик по винтажности: я даже по картинке прошлась сухой губкой с краской молочного фона. Она стала не такой яркой, а как бы припудренной.
Картинки вот тут-vkontakte.ru/album-13228505_106816240#/album-13228505_106816240

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.