Работа с природным материалом. Работа с природным материалом на уроках технологии как средство развития творческих способностей младших школьников

в начальных классах

Дети любят уроки труда больше других уроков. На уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

Особое место в системе трудового обучения занимают уроки труда по аппликационным работам с природными материалами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как:

    эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

    творческое воображение и конструкторские способности;

    сноровку, изобретательность;

    умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

    интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

    трудолюбие, усидчивость, терпение.

Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Учитель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

К сбору природного материала учитель приобщает детей, начиная с 1 класса. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, грибы, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок из природного материала советуем учитывать следующие правила работы с природным материалом:

    Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки непрочные, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.

    Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив (наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту). Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.

    При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например, бумагу, поролон, пенопласт и пр. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.

    Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов, кожура от апельсинов, шелуха от лука, чеснока, семечек и т.д.).

    Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

    Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы (целая яичная скорлупа).

Процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование. Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и многое др. Работа растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития младшего школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления.

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Развивать творчество можно различными способами, в том числе используя природный материал. Работа с ним удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка, пробуждает у него чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда – готовую поделку, картину.

Необычное в обычном

(работа с природным материалом)

Раннева Т.Н., воспитатель МБДОУ г. Абакана «ЦРР - д/с «Рябинушка», республика Хакасия.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таиться волшебство. Из семян подсолнуха, еловых шишек, кукурузных початков можно сделать бесчисленное множество самых разных поделок: сказочных ежат, забавного гнома, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их творчески преломить в себе.

Прежде чем приступать к созданию поделок, мы с детьми проводим целевые экскурсии в лес, парк, к реке, в сад. При этом организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать ее красоту, пристально вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее, беречь. В ходе бесед в детях развиваются образное восприятие, фантазия, смекалка, сообразительность.

Необыкновенно интересные поделки создают дети из чешуек шишек ели, сосны, кедра, а также ананаса. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Прекрасным материалом для поделок является пух. Помимо тополиного - основного материала, можно использовать пух чертополоха, одуванчика, ковыля, осота. В такой работе требуются аккуратность, точность, усидчивость. Работы из пуха, как правило. Получаются красивыми, легкими, воздушными.

Очень благородный материал - перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций. Работа с перьями птиц способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.

Много творческой радости доставляют детям аппликации из иголок хвойных деревьев. Коры, листьев клена и березы, а также из семян клена, стручков белой акации. Косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры, из лепестков тюльпана, розы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждает к игре.

Дети с большой охотой выкладывают мозаики из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, обыкновенным речным песком, камушками, бисером. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в разные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.

Увлекательная форма деятельности, позволяющая детям своими руками создавать объемные игрушки, фигурки, - это работы с гипсом. Из гипсовых формочек можно выливать фигурки зверей, овощи и фрукты, создавать красивые композиции совместно с природным материалом. Работа с гипсом интересна и полезна. Она способствует развитию представлений ребят о возможности использования этого материала, формирует навыки коллективного труда, дружеские взаимоотношения.

Для изготовления картин можно использовать крупы и семена. Из них могут получиться замечательные композиции. Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Используем гречневую, перловую, пшеничную, кукурузную крупу, пшено, а также семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинально и красиво получаются панно из кокосовых стружек. Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье и вкус. Способствует развитию пальчиковой моторики.

Природные материалы, используемые для поделок. Настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда - готовую поделку, картину.

Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом эффективно использовать устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Коллективная форма занятий помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


Разнообразие природного материала, идущего на ручные работы, и лёгкость его обработки дают возможность широко применять этот материал в работах с детьми. Необходимо только своевременно собрать природный материал, использовав для этого пребывание учащихся в лагере и загородные прогулки.

Собирая с детьми природный материал, не следует забывать и об охране природы. Надо рассказать детям о колоссальной работе нашего народа по созданию зелёных массивов и полезащитных полос, об участии в этом пионеров и школьников.

Учащиеся должны знать и помнить, какая большая ответственность ложится на нас по охране лесов. Надломленная ветка, повреждённая кора на дереве - всё это приносит вред лесу, наносит ущерб народному хозяйству. Собирая природный материал, учащиеся не должны забывать об этом. Так, например, нужную для работы бересту дети не должны сдирать с растущего, здорового дерева, - её следует брать с дров и со срубленных для чего-либо берёз.

Сдирание бересты производится так: выбирают подходящую часть коры (на полене или срубленном дереве), делают на нём вдоль и поперёк надрезы ножом, обозначив таким путём размер листа бересты, который предполагают содрать. Затем при помощи тупой стороны ножи сдирают надрезанную кору поперёк ствола (слева направо). Содранную бересту укладывают стопкой, сверху прижимают доской и ещё чем-либо тяжёлым, чтобы при высыхании она не коробилась. Сушить бересту следует в прохладном месте полторы-две недели.

Перед употреблением сухие листы бересты надо размочить в тёплой или горячей воде до придания ей гибкости, эластичности.

Помимо бересты, следует заготовить мох, лишайники, некоторые папоротниковые растения. Особенно ходовым материалом в макетных работах будет плаун - споровое растение, которое надо искать в мшистых хвойных лесах.

Кукушкин лён, сфагнум и другие виды мхов, напоминающие по внешнему виду маленькие деревца, также потребуются в макетных и декоративных работах.

На старых елях в изобилии растёт серый лишайник, так называемый бородач - его тоже следует запасти.

Сухой помятый мох и лишайник перед употреблением нужно обдать горячей водой и дать слегка обсохнуть. От этого мох приобретёт свежий вид, расправится.

Разнообразное применение в работах будут иметь шишки - еловые, сосновые, лиственничные, а также жолуди и семена различных травяных и древесных растений. Различные их формы, окраска позволяют использовать их в отделочных работах и как основной материал. Надо заготовить ещё песок (белый кварцевый, жёлтый, окрашенный солями железа, и других оттенков). Песок следует просушить и хранить в мешочках.

Ракушки всевозможных пресноводных и морских моллюсков. Собранные ракушки следует помыть, удалить с них следы ила, высушить и хранить в ящичке или коробках, так как этот материал хрупок и легко ломается при небрежном хранении.

Солома в работах идёт преимущественно ржаная и пшеничная. Хранить её можно в подвешенном виде, связанной снопиками.

Для плетения корзинок следует заготовить кугу и рогоз. Эти растения надо искать в болотистых и прибрежных местах. Сушить их следует разложенными плашмя на полу или полках.

Перед употреблением солому, кугу и рогоз надо смачивать горячей водой до приобретения ими первоначальной гибкости. Для некоторых резных работ следует заготовить легко обрабатываемую сосновую кору. Брать её следует с пней и комлей спиленных деревьев. На нижней части дерева кора всегда более толстая, а потому и более пригодна для резьбы из неё различных предметов.

В качестве дополнительных материалов в работах потребуются: клей (столярный, конторский и др.), картон (различной толщины и сортов), бумага (писчая, рисовальная, цветная, глянцевая, альбомная и др.) и проволока.

Необходимыми инструментами будут: нож, ножницы, линейка с делениями, тонкое шило. Для некоторых работ потребуются кусачки и плоскогубцы.

Работы из семян и мха

Простейшими работами из природного материала являются работы из семян и мха.

Несложной работой будет составление коллекций семян, мхов, лишайников и т. п. Каждый вид экспоната удобно поместить в маленькие коробочки (например, спичечные), затем объединить все в одну застеклённую коробку, сделав соответствующие этикетки.

Из семян также выкладывают различные узоры и орнаменты.

Техника этих работ весьма несложна: картон, фанеру или вещь, предназначенную для украшения, сплошь смазывают конторским или другим клеем, густо засыпают семенами и кладут под пресс до высыхания, после чего вещь слегка стряхивают, чтобы удалить лишние неприлипшие семена.

В работах используют не только семена дикорастущих растений, но и культурных (фасоль, просо, семена злаков, арбузные и дынные семечки и пр.).

Комбинируя семена по форме, размеру и цвету, можно выкладывать различные рисунки - народные узоры, орнаменты и др.; промежутки засыпают мелкими семенами или песком.

Рис. 79. Изделия, украшенные желудями
Рис. 80. Чайный сервиз из желудей

Узоры из некоторых крупных семян, например из желудей, можно нашивать на картон и плотную ткань, украшать ими некоторые мелкие вещи: картонную подставку под чернильницу, рамку, мешочек для мелочей, сумочку малышу и пр. (рис. 79).

Для нашивания подбирают некрупные жолуди одинаковой величины, прокалывают насквозь тонким шилом, чтобы потом сквозь отверстия продевать иголку с ниткой.


Рис. 81. Игрушки из ореховой скорлупы

Хорошим подарком для малышей может служить «чайный сервиз» с самоваром, сделанный из целых желудей и отдельных желудёвых «чашечек» (плюсок). Для соединения частей употребляют булавки, тонкую проволоку, заострённые кусочки спичек. Самоварный кран, носок чайника и ручки делают из палочек (рис. 80).

Для различных мелких игрушек можно использовать также ореховую скорлупу с применением пластилина (рис. 81).

Изделия из семян можно покрывать бесцветным лаком, что делает их более прочными и даёт возможность удалять с них пыль.

При выполнении некоторых работ применяют древесные опилки; их легко окрашивают анилиновыми красками, продающимися для окраски хлопчатобумажной ткани. Краску разводят горячей водой в какой-либо посуде, погружают в неё опилки, затем воду процеживают, опилки просушивают и употребляют для работы, приклеивая их так же, как семена.

Низкорослый мох, растущий на пнях и напоминающий собой зелёный плющ, идёт в макетных работах на оклейку лужаек. Неплохо выглядят оклеенные таким мхом рамки, коробки и другие вещи.

Оклейку мхом производят так: сначала подбирают куски подходящего мха, обрезают неровности, затем смазывают клеем вещь, предназначенную для оклейки, и на клей укладывают подготовленный мох. Чтобы мох плотнее прилёг и не сдвигался, его до высыхания прикрывают куском картона и прижимают чем-либо тяжёлым.

Работы из шишек

Рис. 82. Игрушки из шишек

Свинка, птица, рыбка и бабочка

Из еловых, сосновых и других шишек легко сделать различные игрушки, например, птиц, зверушек, лесовичков. Надо только подобрать шишки разнообразной формы.

При высыхании шишки раскрываются, и если это случится в изделиях, то форма готовой игрушки нарушится; особенно это заметно будет в изделиях из еловых шишек.

Во избежание этого еловые шишки следует погружать в тёплый жидкий столярный клей. В клеевой «ванне» раскрывшиеся шишки закроются. Тогда их следует вынуть и высушить. Чешуйки шишек, скреплённые клеем, не раскрываются, и форма изделий из них не изменяется.

Игрушки из шишек (рис. 82) могут быть дополнительным игровым материалом для младших детей, а также их можно использовать для украшения новогодних ёлок. Шишки и изделия из них можно окрашивать и покрывать лаком.

Свинка

Для туловища свинки выбирают подходящую по форме шишку. Узкий конец ее будет головой. Для ушей применяют чешуйки, снятые с другой шишки. Для ног в шишке проделывают шилом четыре отверстия, в которые вставляют палочки, смазанные клеем. Завиток хвоста делают из проволоки.

Птицы

Туловище и голову журавля делают из большой и маленькой шишек. Для шеи и ног берут подходящие палочки, а для хвоста - пучок сосновой хвои. Для соединения частей в шишках проделывают шилом отверстия, в которых при помощи клея укрепляют подготовленные части. Глаза можно сделать из каких-либо подходящих семян, приклеивая их столярным клеем. У птички, изображённой на рисунке 82, хвост и крылья вырезаны ножом из пластинки сосновой коры. Крылья можно приклеить из семян клёна (летучки). Ноги птички вклеены в отверстия подставки, сделанной из сосновой коры.

Рыбка и бабочка

Из еловых шишек, обработанных в клеевой ванне, делают рыбок и бабочек. Изготовляя рыбку, в шишке делают прорез для спинного плавника и хвоста, как показано на рисунке, а в шишке, предназначенной для туловища бабочки, - два прореза для вклейки в них крыльев.

Плавники вырезают из бересты (см. рисунок) и на клею вставляют в прорезы. Для крыльев бабочки кусок бересты нужно сложить вдвое и вырезать одновременно два крыла. Вставляют их так же, как и плавники рыбки, на клею. Крылышки бабочки можно украсить кусочками из тонкой бересты другого цвета.

Усики бабочки делают из сосновой хвои; предварительно для этого в шишке проделывают отверстие, а хвою смазывают клеем.

Медвежонок и лесовичок

Для туловища и лап медвежонка подбирают подходящие по форме (одну большую и четыре меньших) еловые шишки и обрабатывают их клеем. Чтобы конечности плотнее прилегали к туловищу, чешуйки на шишках в местах соединения срезаются ножницами, затем просверливаются сквозные отверстия. Подготовленные таким путём части соединяются мягкой проволокой, продетой сквозь отверстия; концы этой проволоки закручивают плоскогубцами.

Точно так же делают и лесовичка, только добавляют ещё маленькую шишку или часть шишки для изготовления головы.

Лесовичку можно приклеить волосы из серого лишайника, шапку из листьев или бересты, ноги нужно прикрепить проволокой к дощечке или приклеить к кусочку сосновой коры.

Рис. 83. Лесовичок и медвежонок
Рис. 84. Работы из чешуек еловых шишек

Работы из чешуек еловых шишек

Чешуйками из еловых шишек можно украсить рамку, коробку и другие предметы, сделанные из картона и фанеры. Но особенно удачно применение чешуек в макетных работах для «черепичных» крыш (рис. 84).

Процесс укрепления чешуек весьма прост: предварительно надо настричь их с раскрывшихся еловых шишек, затем смазать клеем и уложить в шахматном порядке на место. Чешуйки следует укладывать так, чтобы они заходили немного друг на друга, иначе будут образовываться щели, и работа приобретёт неаккуратный вид. Законченную вещь необходимо положить под пресс для просушки.

Вместо чешуек шишек можно употреблять мелкие ракушки. Процесс приклеивания их такой же, как и чешуек.

Работы из бересты

Свежесодранная или распаренная в горячей воде береста легко расслаивается: с неё (при помощи ножа) можно снимать отдельные, тонкие, как бумага, слои и употреблять их для оклейки переплётно-картонажных изделий (стенки календаря, блокнота, рамки, записной книжки и др.).

Оклейка такой берестой производится так же, как и обычной бумагой (см. указания). Оклеенную вещь следует завернуть в газету и положить под пресс до полного высыхания.


Рис. 85. Работы из бересты

Черпачок из бересты, берестянка, корзиночка из бересты. Внизу - способы крепления краёв берестяных полос

В походах и экскурсиях можно использовать бересту для изготовления некоторых поделок (рис. 85).

Легко можно сделать из бересты черпачок для питья воды. Прямоугольный кусок бересты надо очистить, согнуть одну из сторон его вдвое и скрепить расщеплённой палочкой. Выполнение второго варианта черпачка ясно видно на рисунке.

Для сбора ягод, грибов, образцов камней и других материалов нетрудно сделать берестянку. Для её изготовления берут прямоугольный кусок бересты и сгибают в форме коробки. Затем в углах, в местах соединения, прокалывают отверстия, для скрепления продевают в них прутики.

Более сложными изделиями из бересты будут различные корзинки. Простейший вид берестяной корзинки состоит из боковинки, дна и ручки. Для боковинки берут полосу бересты, выравнивают, обрезают по линейке её края и складывают в виде цилиндра.

Если делается маленькая корзиночка, то её сшивают толстыми нитками (при помощи иголки). Для сшивания корзинки большого размера употребляют узкие берестяные полоски, продевая их сквозь предварительно проделанные для этого прорезы.

Дно корзинки выпиливают из фанеры или дощечки и прибивают к нему боковинку деревянными или мелкими железными гвоздями. Дно корзинки можно также приклеивать к боковинке столярным клеем.

К корзинке пришивают ручку, склеенную из двух полос бересты, или же делают её из прутика, вставляя концы его в специально проделанные с боков отверстия.

Боковинку корзиночки можно склеивать столярным клеем. Делается это так: выпиливают из дощечки дно корзинки (круглое, овальное или иной формы), подготовляют полоску бересты, длина которой должна соответствовать окружности дна (с прибавлением на соединение). Места соединения бересты надо счистить ножом, сделать их тоньше, сходящими на нет, чтобы место склейки не было заметно. Затем подготовленной берестяной полосой огибают дно и прибивают её мелкими гвоздями. Концы берестяной полосы смазывают столярным клеем и соединяют.

При склеивании бересты с берестой необходимо для прочности в склеиваемых местах прокладывать бумагу, а в некоторых случаях и тонкий картон, смазанный клеем.

Если понадобится сделать корзинку с крышкой, то её выпиливают из дощечки такой же формы и размера, как дно. В центре крышки просверливают отверстие, в которое вклеивают петельку - ручку из бересты.

На рисунке 85 показан способ скрепления бересты путём надрезов в виде зубцов. Такое скрепление прочнее сшивания и склеивания.

На севере, в лесных местностях, берестяная посуда весьма распространена в домашнем обиходе. Она легка, прочна и из неё не вытекает жидкость. Делают её из двух берестяных цилиндров, вкладывая один в другой.

Плетёная корзиночка

Бересту режут острым ножом по линейке, как картон, а из полос плетут корзинки. Для плетения все полосы должны быть одинаковой ширины и толщины и не иметь трещин.

Для начала можно плести небольшую корзиночку, на выполнение которой потребуется 8 берестяных полос в 1 см ширины и 30 см длины.

Плетение начинают с дна. На столе или доске укладывают четыре полосы и переплетают их с остальными четырьмя полосами. Полосы по углам необходимо закреплять зажимами, чтобы переплетение не расходилось и имело форму квадрата.

Как показано пунктиром на рисунке 86, А , надо на плетёнке расчертить дно будущей корзинки и по этим линиям согнуть вверх берестяные полосы. Теперь можно приступить к плетению углов. Углы дна корзинки образуются в точках а, б, в и г . Дальнейшее переплетение полос производится в том же чередовании, как переплетались дно и углы корзины (рис. 86, Б ).

Полосы следует плотнее притягивать друг к другу, чтобы не было щелей, и для этого же в процессе работы нужно пользоваться зажимами.

Верх корзинки с наружной и внутренней сторон можно обшить полосками бересты (рис. 86, В и Г ).

Можно заделать концы берестяных полос и другим способом: согнуть концы наискось и заделать их в промежутки плетения (рис. 86, Д ). Излишки концов следует обрезать.

Корзинки можно плести и больших размеров, увеличивая количество полос, длину и ширину их.

Для плетения корзин можно употреблять не только берестяные полосы, но и другой природный материал: рогоз, кугу и солому.

Рис. 86. Плетение корзинки из бересты:

А - плетение дна; Б и В - плетение углов и стенок; Г и Д - способы заделки концов бересты

Рис. 87. Узоры из соломы

Плетение косичек из соломы и способ их сшивания

Работы из соломы

В макетных работах соломой можно оклеивать картонные домики, когда требуется изобразить бревенчатый дом. Ею оклеивают различные картонажные изделия. Выполняют эту работу так: солому размачивают, разрезают по длине и разглаживают не особенно горячим утюгом, чтобы образовались ровные соломенные ленты.

Соломой обычно украшают вещи с плоской поверхностью рамки, папки, пеналы и др. Рисунки составляют из прямых и ломаных линий (народные вышивки крестом, орнаменты из геометрических фигур, звёзды и пр.) (рис. 87 а, б, в, г, д ).

Выбрав рисунок, переносят его с помощью переводной бумаги на вещь, предназначенную для отделки соломой.

Согласно рисунку, солому режуг ножницами на части, затем вещь смазывают клеем и по рисунку укладывают подготовленные кусочки соломы. Готовое изделие прижимают отрезком доски и сушат.

Из соломы, сплетённой в косички, сшивают шляпы, сумочки и другие вещи. Делают это так: солому размачивают и из сырой плетут косички в 4 и 5 соломинок (рис. 87, А ). Косичка должна быть длинной, поэтому в процессе работы надо соломинки наставлять путём складывания конца с концом вдвое. Готовую косичку ещё в сыром состоянии расправляют и проглаживают утюгом.

Из лент такой косички можно сделать корзиночку таким же способом, как делают из берестяных лент. Можно сделать и шляпу.


Рис. 88. Поделки из сосновой коры

Её сшивают нитками, начиная с центра дна (рис. 87, В ). Готовую шляпу смачивают и разглаживают - поля на столе, а головку на круглом полене, обёрнутом какой-либо чистой тряпкой.

Работы из сосновой коры

Разнообразное применение в ручных работах имеет сосновая кора. Она легка в обработке, и при помощи ножа из неё делают макеты, игрушки и игры. На рисунке 88 изображены лодочка и шахматная фигура - конь. Для изготовления лодочки берут кусок коры, обрабатывают её наружную часть, затем очерчивают сверху овал, по которому остриём перочинного ножа вырезают углубление. Скамеечку можно сделать из отдельного кусочка коры и приклеить внутрь лодки.

Шахматные фигуры вычерчивают на подготовленной пластинке коры. Затем по рисунку режут кору, сначала придавая ей общую, грубую форму и уж после этого вырезают детали фигуры.

Перечисленными поделками далеко не исчерпываются возможные работы из природного материала, их может быть безграничное количество. Разнообразие материала даёт толчок творческой мысли учащихся.

Работа с природным материалом

на занятиях объединения « Природа и дизайн» художественно-эстетического направления

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЭБЦ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

Оборудование:

1. цветочная пена «оазис»;

2. клеевой пистолет;

3. стержни;

4. скотч;

5. щипчики или секатор;

6. ножницы или нож;

7. вазы, кашпо, кувшины, горшки;

8.природный материал (ракушки, камушки, шишки, орехи, ветки кустарников, листья деревьев, стеклянные шарики, ткань, фрукты);

9. бусины, статуэтки (мелкие аксессуары).

Ход мероприятия

Педагог: Что делает наше жилище красивым? Ну, разумеется, в первую очередь – ремонт. Затем удобная красивая мебель. Кто-то предпочитает простор создавая ощущение объема и воздушности за счет малого количества мебели. Кто-то любит лабиринты узких тропок проложенных между бесчисленными антикварными шкафами и сервантами. Но у всех этих интерьеров есть одна общая черта они наполнены всевозможными мелкими и не очень сувенирами, безделушками, статуэтками, украшениями которые может быть не слишком хорошо сочетаются между собой, за то предают жилье уют и в них наглядно проявляются характеры собравших их людей.

Удивительно, но, как правило, такие украшения так или иначе связанны с цветами. Даже в домах тех людей которые по каким либо причинам не держат живых растений. Наверное потому что в душе каждого горожанина тихо тлеет тоска о живой природе от которой человечество с каждым годом отделяется все дальше. Это всевозможные вазы, чаши, корзинки для цветов. И сами цветы – большие охапки срезанных цветов, маленькие букетики одиночные цветы и конечно же сухие травы, палки – коряги, искусственные композиции

Ели вдуматься, то флористика как прикладная наука декоративной работы с цветами – непосредственное следствие глобальной индустриализации. Хотя традиции составления букета и композиции из цветов насчитывают века. За это время успело сформироваться три основных направления Японская, Китайская и Европейская.

Наиболее древний принцип – это параллельная техника при которой стебли цветов располагаются в тугой связке параллельно. Для такого букета очень важно правильно выбрать цветы. Это как правило цветы с красивыми ровными стеблями. Букет может декорироваться лентой или шнуром, являющимся гармоничным штрихом композиции.

Второй принцип – это радиальная техника или техника спирали. Она дает возможность составить более объемный букет используя разные растения. Важно что бы в готовом букете стебли цветов были сложены строго по спирали с одной точкой связки.

Оформление букета ли цветочной композиции могут облегчить следующие приспособления применяемые профессиональными флористами. И весьма полезными для них.

    цветочная пена «оазис». Существует множество уже готовых основ, что-то вроде готовых «скелетов» для букетов классической формы, предназначенных для конкретных случаев, вроде букета невесты. А можно купить простой «брусок» пены и использовать его в меру своей фантазии «Оазис» зеленого цвета применяется для живых цветов, готовой композиции требует регулярного полива. Коричневого цвета – для композиций из сухостоя;

    клеевой пистолет и стрежни к нему. Совершенно незаменимая вещь, чтобы закрепить отдельные элементы композиций;

    скотч для флористов;

    флористический нож, секатор, ножницы. Можно обойтись имеющимися в доме;

А дальше в ход идут разнообразные безделушки естественным образом накапливающиеся в каждом доме, практическая любая мелкая дребедень. Стекло, прозрачное или цветное, разных форм. Форфор. Керамика гладкой грубой фактуры. Металл, от простых серебристых ведерок, до старых латунных кувшинов, покрытых патиной времени. Ткань. Выбеленное дерево. Стеклянные шарики, камушки, ракушки привезенные с моря. Еловые, сосновые, кедровые шишки. Грецкие орехи, мандарины.

Конкретный результат зависит только от Вашей фантазии.

Технологическая карта по составлению букета.

Составила: педагог доп. образования Кузнецова Л.А.

Этап

Оборудование

Технология

1. Выбор вазы, кашпо, горшка

зарисовка эскиза.


Любая емкость или сосуд под букет

Выбираем подходящий сосуд или емкость

2. Подбираем сухой материал по размеру выбранной емкости .

1. Сухоцветы (сорго, черная просо, бессмертники, цинирария, гипсофила,).

3. Оазис.

1. Вкладываем оазис в сосуд.

2. Оранжируем сосуд сухоцветами.

3.Доводим букет до цветовой гаммы .

1. Краски (акриловые аэрозоли, блески, искусственный снег).

3. Клеевой пистолет.

1. Сбрызгиваем букет аэрозолью.

2. Приклеиваем декоративные элементы.

Основные правила составления букета или композиции

1. Характерные элементы композиции

объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

2. Построение всей композиции на контрастах так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

3 . Необходимо соблюдать ограничения

(не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

4. Если в композиции много элементов , их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

5. Следует обеспечить свободное пространство между группами , чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

6. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

7. В соответствии с правилом золотого сечения , наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3

от края композиции.

8. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

9. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых,

легких, светлых.