Как сделать колодец — деревенский секрет чистой воды. История колодцев

Современному человеку, избалованному многочисленными благами цивилизации, включая водопровод и канализацию, трудно представить, какое значение имели источники водоснабжения для наших предков. Достаточно взглянуть на карту мира, чтобы обратить внимание на то, что все города, существующие с давних времен по сию пору, расположены вблизи рек, озер или других водоемов. Ну, а там, где открытых источников не было, люди строили колодцы.

Колодцы в древней Руси

В древние времена, когда населяющие нынешнюю территорию России народы основывали свои стоянки, поселки и анклавы, которые позже стали населенными пунктами, сообщества людей со скрупулезной тщательностью походили к выбору источника воды.

Пытаясь уберечься от набегов потенциальных врагов, люди нередко расселялись на вершинах плато, холмов или даже гор. Но первое, что они делали – искали источник воды! Двигала ими тогда не теория о том, что именно из воды возникла жизнь – они определялись вполне практическими соображениями обеспечения собственного выживания и инстинктом самосохранения!

Колодцы на Руси строились следующим образом:

  • Для начала производился комплекс работ по поиску оптимального места для копки. Очевидно, что тогда не существовало соответствующего ультразвукового или рентгеновского оборудования. А значит, люди пользовались опытом предков, собственной интуицией, определенными знаниями и традициями;
  • В выкопанную шахту особым образом устанавливались деревянные столбы. Поскольку наши предки ничего не знали о технологии производства железобетонных конструкций, а дерево очень подвержено гниению под воздействием воды, сваи смазывались специальными смесями, произведенными на основе природных производных;
  • Изготовление деревянных несущих конструкций в виде свай требовало четкого (до сантиметров) определения залегания водоносных горизонтов. В связи с этим любая ошибка могла повлечь за собой едва ли не фатальные последствия;
  • После вбивания свай в землю, обустраивалась сама колодезная шахта, производились работы по оборудованию системы дренажа, обустраивалась внешняя оформляющая составляющая в виде крыши, цепи с ведром, скамейки.

Обычно работы подобного типа производились в летнее время, когда длительность светового дня является наиболее продолжительной, а погодные условия – самыми благоприятными. Существовал даже ныне забытый праздник, который назывался Днем Федора Колодезника и отмечался 21 июня каждого года. Именно этот день считался наиболее благоприятным для рытья и обустройства коллективного колодца, являющегося автономным источником водоснабжения для каждого члена общины.

Интересные факты о рытье колодцев на Руси

В отличие от современных традиций, когда колодцы принято обустраивать на собственных индивидуальных участках, как бы делая их частными, наши предки обустраивали источник воды таким образом, что уже вокруг него централизованно возникали жилые и хозяйственные постройки. Иногда колодец в центре поселения служил источником забора питьевой воды, а еще один, расположенный на окраине – для стирки, мытья и разнообразных бытовых нужд. Но не только в этом заключались особенности колодезной воды в древней и в средневековой Руси.

Вот всего несколько любопытных фактов и традиций, связанных с колодцами:

  • только что обустроенный источник обязательно освящался, украшался иконами и изображениями святых и небесных покровителей;
  • отправляясь на войну или в дальний поход, воины опускали свое оружие в воды родного колодца, чтобы придать вооружению как можно больше боевых и мистических сил, а себе – дополнительную силу духа;
  • по окончании военной карьеры, по ранению или по возрасту, убеленный сединами воин бросал свое оружие в глубину колодца, дабы грозная сталь могла защищать поселение даже без его участия;
  • невесты гадали на колодезной воде, судя по ее колебаниям в ведре, насколько крепка любовь жениха;
  • кровельные скаты крыши колодца были призваны отгонять леших, водяных и прочую нечисть.

Таким образом, совершенно очевидно, что для наших далеких предков колодец являлся не только источником жизни, но и неким культовым сооружением, занимая важнейшее место в верованиях, быту и традициях любого члена общины!

Современные технологии копки колодцев

Разумеется, в наше время многие языческие верования, традиции и смысловые значения, связанными с сельскими колодцами, безвозвратно ушли в прошлое. Виной тому и достижения науки, и прагматизм нынешних поколений, и внедрение новых материалов и технологий. Сегодня никто не строит колодцы из деревянных балок, недостаточно надежных и недолговечных.

Благодаря появлению железобетона, пусть не столь эстетичного и экологичного, как дерево, но зато прочного, долговечного и практичного, современные колодцы обладают куда более высоким ресурсом жизненного цикла, простотой и скоростью возведения. Сегодня существует два основных способа обустройства независимого источника водоснабжения колодезного типа:

  • Открытый способ. Он предполагает установку бетонного колодезного кольца непосредственно на грунт, с последующей выемкой почвы из под тяжелой конструкции. Как только верхний край колодезного кольца сравняется с уровнем земли, на него устанавливается следующее. При необходимости кольца скрепляются между собой посредством сварки или применения специальных цементных растворов. И так происходит до тех пор, пока нижний срез самого первого кольца не достигнет стабильного водоносного пласта;
  • Закрытый способ. При применении данного метода сначала производится бурение шурфа на необходимую глубину. После чего, при помощи специального строительного оборудования, в шахту, одно за другим, погружаются те же бетонные колодезные кольца. После чего проводятся работы по герметизации швов, зазоров между стенками шахты и бетонной конструкции.

Вполне возможно, современные технологии сооружения колодцев практически полностью лишены того шарма, романтического налета и мистического ореола, которые были столь присущи данному процессу во времена наших предков. Но взамен они гарантируют достижения водоносных горизонтов на очень больших глубинах, обеспечивают высокие показатели долговечности работоспособности и высокого качества воды, позволяют оборудовать индивидуальные автономные источники водоснабжения практически на любом участке.

Никто не знает, когда появился первый колодец. Но не трудно догадаться, что люди стали создавать подобные углубления в тех местах, где не было рядом ни рек, ни озёр. Колодцы имели огромное значение в степях и пустынях. Чтобы оградить их от наноса песка, отверстия обычно закрывали большим камнем. Если кто-то в степи заваливал колодец землёй, то такого злоумышленника ждала смерть.

Колодцам поклонялись скифские племена. При появлении врагов они отравляли в них воду. Когда же враг покидал неприветливые земли, то колодцы обеззараживались. Воду либо откачивали, либо бросали в неё серебро. Помимо этого, над колодцами совершались особые тайные обряды.

Аналогичным образом поступали и другие народы. Они наделяли рукотворные источники сверхъестественными возможностями и считали, что в них живут водные духи. Вот поэтому со временем возникло такое понятие как магические колодцы. А если есть магия, то значит присутствуют и волшебство, и тайна.

Как в старину на Руси копали колодцы

На русской земле покровителем рукотворных источников считался Фёдор Стратилат великомученик. В 319 году его обезглавили враги христианской веры. И с тех пор 8 июня называли днём Фёдора Колодезника. В это время часто случались грозы, после которых поднимался туман. Люди говорили: «Фёдор Стратилат грозами богат. Где с зарёй первый туман ложится, там и копай колодец».

В этот день мастера-копатели привязывали к правой руке алый лоскут, а к левой – верёвочку. По народному поверью это приносило удачу. Но 8 июня землю не рыли, а только выбирали место для будущих работ. А вот 9 июня колодезники-копатели просыпались с первыми петухами, брали с собой одну из горластых птиц и шли к намеченному месту под колодец. Там петуха выпускали. Считалось, что тот начнёт скрести землю когтями как раз там, где неглубоко есть вода.

У мастеров-копателей имелись и другие приметы. Один из них забирался на дерево и бросал в воздух шёлковую нитку. Остальные следили, куда она опустится и приговаривали при этом: «Фёдор Стратилат, помоги и укажи». От его дуновения нитка опускалась на землю как раз там, где следовало копать.

Позже для поиска подземной воды начали использовать деревянные и металлические щупы, ореховые прутья, чугунные сковородки. Ставили такую сковородку на предполагаемое место раскопа поздним вечером, а ранним утром проверяли, есть ли в сковородке роса. Если есть, то, значит, вода залегает неглубоко, а если посудина оставалась сухой, то копать не стоило. Орудиями труда при копке служили дубовые лопаты, окантованные железом. Поэтому такой труд нельзя назвать лёгким.

Мастеров-копателей насчитывалось немного. Обычно такая артель состояла из 2-4 человек. А так как в прежние времена все мастера жили своими слободами, то слобода колодезников всегда была значительно меньше слобод кузнецов, каменщиков, оружейников, ткачей. Колодезники тщательно оберегали свои секреты, а поиски воды проводили без свидетелей. Копать начинали в темноте, опасаясь сглаза чужих людей. По завершению работы ставили на колодезных срубах специальные знаки-обереги, чтобы вода не уходили и не портилась.

Из выкопанного колодца первую пригоршню воды расплёскивали на четыре стороны, благодаря при этом Фёдора Стратилата. Вторую пригоршню выпивали, а третьей умывались.

Все святые, странники и подвижники перед тем как создать скит, монастырь или обитель находили и обустраивали источник питьевой воды. Когда Сергей Радонежский основывал монастырь, то выкопал в земле яму. И из неё внезапно забил источник. Как после этого не говорить о магических колодцах, которые являются из-под земли святым людям.

Женщина-колодезница

Говоря о магических колодцах, нельзя не рассказать о единственной женщине-колодезнице, известной истории. А началось всё осенью 1612 года, когда из Москвы выгнали польских захватчиков. Один из таких отрядов остановился в глухой деревне недалеко от Москвы.

Поляки были злы на русских, а поэтому опустошили крестьянские избы, а нескольких местных жителей казнили. Тела убитых сбросили в колодец. Ночью, когда оккупанты уснули, 10-летней девочке Агафье приснилось, что её призывает к себе осквернённый колодец. Она проснулась, оделась и тихонько шмыгнула за порог избы, прихватив с собой бадейку.

В это время поляки спали мертвецким сном, так как отобрали у крестьян все запасы браги и залили ею горечь поражения. Хмельной напиток даже свалил с ног ночной караул.

А Агафья подошла к колодцу, привязала к журавлю бадейку и зачерпнула воду. Затем она разбавила этой водой оставшуюся брагу, которую поляки унесли к себе в обоз.

В деревне о происшествии узнали быстро. Крестьяне вернули своё добро, похоронили односельчан, а потом стали допытываться у Агафьи, как ей удалось уничтожить такую кучу врагов. Но девочка сказала, что это не её заслуга, а колодца, который отомстил и за себя, и за жителей всей деревни.

Вскоре люди стали замечать, что Агафье не интересно играть со сверстниками. Всё свободное время она проводила возле колодца. Часами глядела в воду или сидела, прислонившись спиной к срубу. А потом выяснилось, что у девочки открылся дар. Она могла безошибочно указать, где искать под землёй воду.

Очень быстро слух об Агафье облетел все ближайшие деревни. И потянулись к ней мастера-копатели из сёл и городов. Даже из Москвы начали артели приезжать. Так Агафья и стала первой и последней женщиной-колодезницей на русской земле. Как после этого не верить, что магические колодцы не существуют.

Память колодцев

С древних времён известно, что колодцы всё помнят. Убийца, который избавлялся от трупа, сбросив его в колодец, долго по свету не гулял. Как там выходило, неизвестно, но его всегда ждала лютая смерть. Вода очень обидчива, а колодезная обидчива втройне.

Про колодезников на Руси часто говорили, что они связаны с нечистой силой. Но те не обижались, а иногда и сами распускали подобные слухи. Некоторые колодезники умели даже хворь из людей изгонять. А зависел такой дар от состава колодезной воды. У каждого рукотворного источника своя вода. Вот поэтому на магические колодцы всегда смотрели как на живых существ, обладавших памятью и целебными возможностями.

А в Москве археологи откопали колодец.

Кроме шуток — и такое случается. В данном случае случилось на территории Высокопетровского монастыря, где по случаю общей реставрации пустили поработать и археологов. :)

Археологи на радостях пустили прессу посмотреть. А посмотреть, как оказалось, есть на что.

О колодце, давно засыпанном, в принципе было известно по старым монастырским бумагам (вообще множество документов, касающихся недвижимости, где-то в недрах московских архивов существует). Датирован данный колодец XVII веком, а примерно в конце XVIII был засыпан. Так что в более поздних слоях уже находились коммуникации конца XIX столетия — например, вот эти керамические канализационные трубы.

Итак, приблизительно местонахождение колодца известно было. И на глубине примерно 4 метров действительно стали обнаруживаться фрагменты сруба. И когда их частично освободили от грунта, стала вырисовываться крайне любопытная метода постройки колодца.

Сначала появился большой сруб, две стороны которого стояли вертикально, а две других были скошены, формируя подобие усеченной пирамиды.

Так что они вовсе не случайно накренились — так и было задумано.

На слегах с другой, вертикальной стороны, видим проделанные отверстия — в них, вероятно, укреплялась толстая жердь, на которой мог в свою очередь крепиться ворот для подъема грунта.

То есть это, собственно говоря, был такой своеобразный навес над рабочей площадкой.

Чуть глубже, однако, пошло еще интереснее.

Если приглядеться, мы видим в общей сложности уже три сруба.

Так вот, из двух нижних средний — это не сруб колодца, это просто укрепление шахты. А вот когда добрались до водоносного слоя, то уже внутри нее стали делать собственно колодезный. И он, как говорят, и сейчас в прекрасном состоянии.

Насчет воды — тут отдельная история. Это не дожди внутрь налились (хотя и без них, надо думать не обошлось). Это — когда уже внутри колодезного сруба археологи углубились где-то на семь метров — со дна забили роднички.

Естественный вопрос: что будет с колодцем дальше? Пока идея такая: музеефицировать. То есть: соорудить вокруг нечто, что позволило бы демонстрировать колодец зрителям. При этом за сохранность собственно сруба археологи не боятся: бревна столько веков пробыли в воде, что им особо ничто не грозит. Правда, если такой план и осуществится, то не раньше будущего года.

А что же тем, кто хочет увидеть здесь и сейчас?

Вы будете смеяться, но и сейчас это возможно. Потому что реставрация реставрацией, но богомольцев (а заодно и любопытствующих) в монастырь все равно пускают. И никто не мешает пройти по территории и найти желаемый объект.

А я даже подскажу как. Есть два варианта. Один — это если входить через главный вход с Петровки, под реставрируемой колокольней.

Там направо, потом вот под эту длинную арку.

И вот за этими деревьями — искомое.

Но есть на самом деле вариант еще более простой. Это вход с Крапивенского переулка — а там рядом.

Правда, полазить по самому раскопу, как нам, никто не даст. Но и сверху неплохо видно.

Согласно историческим данным, колодцы на Руси появились не сразу. Первоначально в качестве источника воды люди употребляли речную или родниковую воду. Деревни закладывались неподалеку от естественных водоемов. Часто за питьевой водой приходилось далеко ходить, и, для облегчения доставки воды было изобретено коромысло, которое позволяло переносить сразу два ведра, не нагружая руки. Сейчас кажется фантастическим, что тогда вода из рек потреблялась в сыром виде.

Древнерусские мастера и их колодцы

Мастерство рытья колодцев считалось сложным, ответственным и почитаемым. Труд «колодезника» оплачивался очень дорого. Строительство колодцев было отхожим неземельным промыслом. Ремесленники одного рода жили отдельными слободами. Ткачей, каменщиков и прочих было много, а артель мастеров-копателей насчитывала максимум 4 человека. Они тщательно охраняли профессиональные секреты от чужих глаз, разведку воды проводили без наблюдателей, а копать начинали в темноте.

Колодцы считались своеобразными порталами между мирами, поэтому наши предки относились к ним с уважением и трепетом. Существовало большое количество примет и ритуалов, связанных с ними. Например, после завершения работ, на срубе вырезали защитную обережную символику. Первую воду из колодца расплескивали на все четыре стороны, благодарствуя при этом Федору Стратилату, вторую – выпивали, а третьей – умывались.

Первые колодцы были неглубокими, стенки шахты укреплялись деревянными срубами. Во время раскопок на Старой Ладоге были обнаружены остатки срубов возрастом более 1000 лет. В местах, где испытывался дефицит древесины, а грунтовые воды залегали близко к поверхности, вместо сборного сруба, в шахту забивалась пустотелая колода. Именно от нее произошло слово колодец.

Покровителем колодцев на Руси считается великомученик Федор Стратилат. Именной праздник Федора Колодезника наступает 8 июня. В этот день часто случаются обильные грозы. Народная пословица гласит, что туман, который залег на заре, показывает удачное место для строительства хорошего колодца

Чтобы облегчить поднятие воды, возле колодца устанавливали журавль – устройство, работающее по принципу рычага. В основе его прочное вертикальное основание с перпендикулярно закрепленной длинной жердью. На одном конце – крючок для посудины или наглухо прикрепленное ведро или бадья, на другом – утолщение, которое способствует легкому вытаскиванию наполненной водой емкости. Комлевая часть может усиливаться дополнительным грузом.

Колодец с журавлем пришел к нам с Древнего Египта и Востока, где таким способом доставляли воду на горные поля и в ирригационные системы. Миниатюры 17-18 столетия детально описывают обустройство традиционного колодца с журавлем. Усложненная конструкция с перекладинами на опорном столбе позволяла регулировать высоту рычага и длину его плеч. Для мелких колодцев способ подходит отлично, поэтому в населенных пунктах можно встретить старинный журавль, который работает в век нанотехнологий.

Более технологичным механизмом для поднятия воды с глубоких колодцев стал коловорот – прочное деревянное бревно равномерного диаметра с закрепленной веревкой или цепью. Его приводят в движение с помощью изогнутой ручки, основа которой проходит сквозь центр бревна. Простым вращением ведро опускается вниз и поднимается уже с водой. Вместо тонкой рукояти, бревно может вращаться с помощью махового колеса большого диаметра – до 2,5 метров. Размер давал большой прирост силы и облегчал качание воды.

Письменные источники начала 19 века сообщают, что от властей поступали указания обустраивать в деревнях колодцы коловоротом с колесом и крышей или навесом. С разными модификациями они встречались на всей территории России и соседних стран. Например, в киевском Вознесенском монастыре коловорот большого колодца приводился в действие двумя цепями с закрепленными ведрами.

Разновидностью автоматизации подачи воды были ступальные колеса. С их помощью пополнялся запас воды в тайном дворцовом колодце во времена Ивана Калиты. Трубопровод был смонтирован из высверленных дубовых бревен – для полноценной инженерной системы не хватало только насоса, его роль выполняли рабочие, которые крутили колесо

Технология строительства колодцев на Руси

Современные инженеры-строители отмечают высокий уровень возведение колодцев древнерусскими мастерами, хотя они возводились простыми инструментами из подручных материалов. Документально зафиксирована рекордная глубина колодца – почти 72 метра. На фоне того, что сейчас выкопать ровный колодец в 40 колец затруднительно, это факт на грани фантастики.

Деревянные срубы наращивались не сверху, а снизу. Шахта плавно расширялась снизу, в разрезе такой колодец напоминал бутылку. Объемная нижняя часть накапливала много воды. По сравнению с современными колодцами, старинные были просто огромными, со срубом 4*4 метра. Размер объясняется коллективным использованием, к колодцу приходили со всей улицы. Обустройство в своем дворе для единоличного пользования упоминается, как редкий факт.

Из шахты специфической формы было трудно выбраться. Для безопасности оголовок делали высоким, верх полностью закрывали настилом, оставляя небольшой люк с крышкой для забора воды. Колодцы украшались крышей на резных столбиках и были важной частью уличного или дворового ансамбля.

Кроме открытых общественных источников в населенных пунктах было принято устраивать тайные колодцы внутри башен и оборонительных сооружений, чтобы в случае нападения население не осталось без питьевой воды. Питались такие колодцы за счет грунтовых вод или инфильтрации из аллювиальных речных отложений. В этом деле русские мастера шли впереди колодезников из других стран.

Деревянный сруб для колодцев старались сделать из дуба, который долго лежит в воде и становится только крепче. На ступеньку ниже древесина вяза и ольхи. В отсутствии твердых пород, срубы рубили из ели, сосны, ивы или осины. Если дуба или аналога было немного, из этого дерева делали только нижние венцы.

Прототипы насосов описываются в источниках 18-19 века. Воду из колодца добывали по узким трубам из сверленых стволов, внутри которых свободно двигался длинный деревянный поршень с кожаным мешком на нижнем конце

Опытные мастера знали, что колодец может питаться не только из дна, а и через стенки. Чтобы обеспечить хороший приток, бревна нижней части подгоняли, оставляя небольшие щели.

Подобная технология используется и сейчас, только с помощью перфорированных железобетонных колец или полипропиленовых труб. Верхние секции сруба крепились в лапу, с усилением потайными шипами, чтобы предотвратить расхождение бревен и осыпание земли в колодец.

Открытие многих целебных источников связано с деяниями святых и подвижников. Прежде, чем создать обитель или храм в удаленном от мирских благ месте, они обязательно находили природный родник или закладывали колодец. Яркий пример – основатель нескольких монастырей Сергей Радонежский. Он выкопал обычную яму, из которой после забил источник.

Единственной женщиной с даром находить хорошие места для питьевых колодцев стала девочка Агафья из подмосковной глубинки. Впервые с ней заговорил колодец, в который отступающие поляки сбросили нескольких убитых. Ей приснилось, что оскверненный колодец зовет ее к себе. Она набрала из него воды и подлила к спящим полякам в брагу, которые отравились и умерли к вечеру следующего дня. Слух о способности Агафьи распространился, к ней приезжали колодезники из соседних деревень, и даже артель из Москвы.

Чтобы убедить врагов в своей силе, жители осаженной крепости опустили в колодец бадьи, наполненные последними запасами сладкого меда и киселя, и когда воины-посланцы пришли на переговоры, демонстративно подняли их со словами «Нас сама земля кормит». Враги поверили, что такой город измором не возьмешь и отступили.

Неспроста я решил написать статью об этом. Просматривая большое количество форумов, невольно обратил внимание, что на многих из них старожилы муссируют тему выбитых мест. Суть этих разговоров сводится к тому будто бы вокруг всё повыбито, и что-то значительное можно найти, исключительно забираясь в совсем уж малодоступные дебри. А иначе ходи новичок по почти пустым полям да собирай неинтересные какалики. Уж не знаю, зачем это делается, то ли считают, что таким образом можно сократить количество конкурентов, то ли просто прикалываются. Но факт остаётся фактом, те из начинающих искателей, кто не имеет возможности забраться достаточно далеко от крупного населённого пункта, в поисках хабарных мест, порой пускаются в настоящий экстрим. Колодцы - яркий тому пример. Люди, не имеющие абсолютно никакого опыта поиска, пытаются выяснить на форумах, как нужно искать в колодцах. Получают самые общие рекомендации, а потом... Если лично вы ничего не слышали о засыпанных в обвалившихся колодцах или задохнувшихся от ядовитого газа людях – это не значит, что такого не случается! Можете поинтересоваться у знакомых сотрудников МЧС, вот из них многие насмотрелись. Приходилось и мне вытаскивать из осыпавшегося колодца своего тогдашнего напарника, к счастью, в основе своей колодец уже был засыпан до нашего прихода. Зато когда мой камрад полез туда в надежде раскопать, рухнули стенки и его завалило почти до груди. Отделался, как говорится, лёгким испугом, но вот коп постепенно, после того случая забросил.

То, что я напишу далее, является не столько рекомендациями по работе в колодцах, сколько просто попыткой дать некоторое представление о том минимуме мер безопасности, которые необходимо соблюдать, если вам пришла в голову мысль проверить колодец на предмет поиска кладов или просто утерянных артефактов. Конечно, в колодцы не редко нечаянно роняли как украшения, так и монеты, иногда и просто бросали, так же колодец, бывало, служил местом сохранения клада. Вот только клады там прятали не так часто, как об этом говорится во всяческих легендах, а оброненные и брошенные намеренно, когда то артефакты или монеты, пойди-ка, добудь ещё. Очень это трудоёмко, а вот оправдывают себя трудозатраты не часто. Зато поискать около колодца совсем не бесполезно, а уж если он был общего пользования, как на постоялых дворах или просто в деревне, так и подавно. У собственных же колодцев и клады закапывали. Кстати сказать, опытные копатели отлично знают, что это за адский труд раскапывать колодцы, потому станут заниматься этим, только, по очень достоверной наводке, да и то далеко не все.

Теперь перейдём непосредственно к работе с колодцем. Наверное, не стоит рассматривать колодцы, от которых осталось относительно небольшое углубление в земле, хотя и их можно раскопать по той же технологии, что я опишу ниже, только это будет на порядок более длительная и тяжёлая работа. Итак, для начала нужно обкопать то, что осталось от сруба, отступая примерно на метр, полтора в каждую сторону. По мере заглубления, удаляете остатки сгнившего сруба, и так пока не дойдёте до сохранившихся венцов. Если глубина окажется приличной, то придётся расширять свой раскоп ещё более основательно, дабы уже он не осыпался и не похоронил вас. Вообще то, на глубине древесина сохраняется значительно дольше, но это зависит от многих факторов. Потому придётся окапываться вокруг, пока не дойдёте до «живого» сруба. В колодце, конечно же, может оказаться вода. Если её не так много, то реально вычерпать просто вёдрами, а вот если глубина в несколько метров, то без мото помпы замучаетесь вычерпывать. Ну, допустим, вычерпали воду, вполне вероятно, что колодец будет завален всяким мусором, илом и землёй. В любом случае, потребуется поднимать на поверхность грунт. Вытаскивать, возможно, придётся большое количество земли с мусором и в ручную это очень тяжело, нужно соорудить треногу.

Делается она просто. Берём три не особо толстых бревна, надёжно скрепляем между собой и устанавливаем над раскопом. Сверху крепим блок-ролик, через него перекидываем верёвку для подъёма ведра с грунтом на поверхность. Теперь, нужно спускаться. Вот она, самая опасная часть работы. Даже если вы видите, что глубина всего пара-тройка метров – необходимо воспользоваться альпинистским снаряжением! Только кажется, что два три метра грунта сверху ерунда, на самом деле этого достаточно, что бы человека не успели раскопать ещё живым и капроновый фал может оказаться спасением, т.к. возможно вас успеют вытащить. Кроме того, в старых заброшенных колодцах часты пробки, а под ними опять пустота. Нападает частей сруба или веток, а сверху мусор, земля, вроде бы дно и дно, а ступи на такое...

После того как вы спустились на нужную глубину, фал надёжно закрепляют на поверхности, а не просто удерживают в руках. Таким образом, вы будете застрахованы от малоприятной возможности провалиться.

Работая в колодце, обязательно нужно надеть строительную каску. На голову могут случайно упасть камни, ветки и т.п. Не забывайте постоянно проверять состояние карабина, ручки ведра и верёвки (троса, цепи). Каска может защитить от серьёзного сотрясения, но если наполненное землёй сорвавшееся ведро свалится с изрядной высоты вам на голову, серьёзная травма шейных позвонков обеспечена и не только позвонков конечно.

Удушающий газ. Это убийца без цвета и запаха. Часто присутствует не только в колодцах, а вообще в любых более менее глубоких полостях земли. Известны случаи отравления в обычных, овощных ямах. Вообще-то считается, что проверить наличие газа можно просто опустив на дно колодца горящую свечу, если погаснет, значит, газ есть и необходима вентиляция. Но я бы посоветовал в добавление к этому старинному дедовскому методу использовать современный газоанализатор. И ещё, если вы, поработав в колодце, оставляете его на какое-то время, то в обязательном порядке, прежде чем снова спуститься проверьте на наличие газа.

Я знаю только один метод вентиляции подручными средствами, это погонять пустое ведро вверх-вниз. Наверняка существуют и другие, возможно более надёжные способы.

Теперь вы представляете, какое количество времени и труда отнимет разработка одного, не самого глубокого колодца. Выбираться из колодца лучше всего по верёвочной лестнице или толстой верёвке с навязанными узлами. При этом ваши напарники должны выбирать слабину страховочного фала, надёжно фиксируя его.

Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не занимайтесь этим видом поиска в одиночку! Трое, минимальная команда для относительно безопасной работы с колодцами.

Здесь я привёл совсем краткий перечень того, что должен знать и неукоснительно соблюдать любой поисковик, задумавший заняться поиском артефактов в заброшенных колодцах.

Коп, это очень увлекательное и затягивающее хобби! Но хобби, а не причина сделать несчастными своих близких. Берегите себя! Ещё так много мест, где можно предаваться любимому занятию, не рискуя жизнью, а наслаждаясь окружающими красотами.