Экологический проект в старшей группе детского сада: «Лекарственные растения Дона. Экологический проект «Лекарственные растения в детском саду

Светлана Веселовская

Экологический проект "Лекарственные растения " (краткосрочный)

Продолжительность проекта : 2 недели

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагог, родители.

Тип проекта : поисковый.

Цель проекта : - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях , их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям . Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи : 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям ;

3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности

Проектная идея создать альбом «Лекарственные растения в детском саду »

Предполагаемый результат : Дети научатся различать лекарственные растения . У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями , научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений .

Подготовительный этап : 1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения . 2. Сбор художественной литературы : стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения . 3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении .

Реализация проекта

1. Рассматривание растений в книгах , фотоальбоме, гербариях, энциклопедии. Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях .

2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ. Цель : знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах , лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником , одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку .

3. Дидактические игры :

«Узнай растение » Цель : упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду , строению, составлять рассказ о нем.

Дидактическое упражнение : «Определи по запаху» Цель : узнавать лекарственные растения по запаху , уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе этого интересного упражнения.

«Вершки и корешки» Цель : познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.

Словесно – дидактическая игра : «Вылечи куклу» Цель : закрепить знания о лечебных свойствах растений , учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.

«Что лишнее?» Цель : уметь отделять лекарственные растения от других растений .

4. Беседы «Лечим без таблеток» , «Полезные растения » , «Зеленая аптека» Цель : расширить знания и представления детей о лекарственных свойствах растений , их многообразии и доступности человеку, познакомить с правилами сбора и сушки лекарственных растений , формировать бережное отношение к природе.

5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях . Цель : расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.

6. Создание альбома «» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателя) .

7. Консультация для родителей «А знаете ли вы, что….»

Заключительный этап. Оформление и представление альбома «Лекарственные растения вокруг нас » . Выставка работ детей совместно с родителями «моя книжка малышка»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Лекарственные растения» Конспект НОД по окружающему миру Старший дошкольный возраст Ермакова Светлана Валериевна Тема. Лекарственные растения. Цель: познакомить.

Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.

На базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» состоялось мероприятие посвященное сбору лекарственный трав и растений. На.

Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Актуальность проекта: Понятие «здоровье».

Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея» Экологический проект "Лекарственные растения" (краткосрочный) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Щербакова Н. В.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают уже конкретные рецепты и способы применения целебных растений на базе практического опыта многих тысячелетий. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время. Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

3 слайд

Описание слайда:

Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Тип проекта: поисковый. Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования ими. Задачи: воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям; развивающие: - развивать конструктивные, изобразительные способности в изготовлении рисунков, аппликаций, гербариев; - развивать игровое творчество, воображение, мышление,связную речь в процессе наблюдений и обследований лекарственных растений; обучающие: - дать понятия о том, что такое «лекарственные растения», отметить их роль для здоровья человека; - собрать иллюстрации с изображением лекарственных растений; научить детей засушивать растения и делать из них гербарий; обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, сказки, загадки о растениях;

4 слайд

Описание слайда:

Этапы: Подготовительный: - составление перспективного плана мероприятий проекта; - подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях; - подборка иллюстраций лекарственных растений; - подготовка материала и оборудования: альбом, краски, кисти, ножницы, клей и др. для выполнения работ по изобразительной деятельности; скоросшиватель для оформления гербария; - подготовка растений и посуды для фиточая. Основной: - наблюдения в природе; - познавательная деятельность при знакомстве с растениями; - чтение художественной и энциклопедической литературы; - рассматривание иллюстраций лекарственных растений; - выполнение работ по изобразительной деятельности; - составление рассказов, загадок и сказок о растениях. Заключительный: - обобщение результатов работы по ознакомлению с лекарственными растениями; - закрепление полученных знаний; - изготовление гербария; - питье фиточая из разных лекарственных трав.

5 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат 1. У детей появился интерес к узнаванию природы: - особенностям жизни и развития растений, в частности к лекарственным растениям; - появилось желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями в группе и на участке; - расширились навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. 2. Пополнился словарный запас, научились называть лекарственные растения. 3. Дети познакомились с новыми для них растениями, научились находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений. 4. В работах по изобразительной деятельности научились передавать свои чувства и настроения. 5. Родители стали более активно участвовать в подготовке и проведении экологических мероприятий.

6 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта 1. Занятия познавательного цикла: Ситуативный разговор о лечебных растениях: «Друг или враг?» Цель: познакомились с лечебными растениями ближайшего окружения: подорожником, мать – и - мачехой, одуванчиком, ромашкой, чистотелом и другими растениями. Беседа о лекарственных растениях: «Зеленая аптека» Цель: из рассказа старшей медсестры узнали о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширили представления о мире растений, познакомились с взаимосвязями растительного мира и человека; с правилами сбора и сушки лекарственных растений; воспитывали любовь к природе и бережное к ней отношение.

7 слайд

Описание слайда:

Рассматривание растений: «В гостях у бабушки – травницы» Цель: развивали познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения их; воспитывали бережное отношение к природе. Экскурсия в уголок луга ДОУ: «Наши верные друзья» Цель: продолжали знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы ему для того чтобы расти.

8 слайд

Описание слайда:

2. Занятия по изобразительной деятельности: Объемная аппликация: «Одуванчик» Цель: старались передать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы; удлинённые, зубчатые, зелёные листья. Рисование: «Подорожник» Цель: очень старались передать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с прожилками и ровными краями; закрепили знания о лекарственных свойствах подорожника.

9 слайд

Описание слайда:

3. Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры Дидактическая игра: «Узнай растение» Цель: упражнялись в умении узнавать растение по внешнему виду, частям, строению, составлять рассказ о нем. Дидактическое упражнение: «Определи по запаху» Цель: узнавали лекарственные растения по запаху, рассказывали о его лечебных свойствах; развивали свою связную речь, закрепляли полученные знания в процессе этого интересного упражнения. Дидактическая игра: «Вершки и корешки» Цель: познакомились с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья. Словесно – дидактическая игра: «Найди растение и расскажи о его пользе» Цель: закрепили знания о строении растений; учились находить отдельные его части и рассказывать о значении их для растения; воспитывали любовь к природе, бережное отношение к растениям. Подвижная игра: «Я садовником родился…» Цель: разучили новую игру, в ходе которой продолжали знакомство с лекарственными растениями, обогащали свой словарный запас, развивали речь, прививали любовь к природе.

Мария Рогожкина

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на площадке природы ДОУ.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Сроки выполнения проекта: 1 неделя.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Активизировать словарь детей, побуждая их задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Стимулировать желание применять в игровой деятельности полученные знания;

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: демонстрация картинок;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания;

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения»

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и поисково-исследовательская деятельность:

1. На территории детского сада ищем полезные растения.

2. Наблюдаем, как растет подорожник.

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – мать- мачеха»

Цели: познакомить детей с лекарственным растением - мать- мачеха, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы мать - и - мачехи, для того чтобы она росла. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.


2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Одуванчик – листья, корень

Ромашка – цветы

Мать - и - мачеха – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Предварительная работа:

Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.

Словарная работа:

Отвар, настой, лекарственные растения.

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показываю ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти лекарственные растения, которые мы с вами знаем.

Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в ваших краях?

Я приготовила для вас загадки, а вы с помощью моих загадок отгадаете, и найдите эти растения.

1. Злая как волчица

Жжётся как горчица

Что это за диво?

Это же ….

Воспитатель: Правильно, конечно же, крапива.

Загадка следующая:

2. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.

3. Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Это лечебный цветок. Вот несколько советов:

Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

Следующая загадка:

4. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Воспитатель:

В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?

Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «Одуванчик» - рисование.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап

1. Консультация для родителей «Народная медицина»

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Вывод: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.

В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».

Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.

В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.

У детей сформировалось бережное отношение к природе.

Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

Выполнила:

Лыскина Ирина

Руководитель:

Воспитатель

Филиппова Т.В.

2013-2014уч. год

Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

Цель работы:

Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  • определить места произрастания лекарственных растений;
  • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
  • воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

Введение………………………………………………………………..…….....4

Обзор литературы………………………………………………………… 5

1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

1.1. Выполнение работы

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

1.3. Лекарственные растения нашей местности

различных заболеваний

1.4.2. Мнение работающих в школе

2. Результаты анкетирования

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………….16

Приложение…………………………………………………………………….17

Введение.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

Обзор литературы

В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

1. Основная часть.

1.1. Выполнение работы:

Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

  • Дубильные вещества .

Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

  • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
  • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

1.4. Использование лекарственных растений при лечении

Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

1.4.1. Мнение медицинских работников

К. Н.Н.

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Я. Н.Н.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

1.4.2. Мнение сотрудников школы

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

П.В.И.

Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

2. Результаты анкетирования среди работников школы

С. М. Толкай

Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

1. Используете ли вы лекарственные травы?